[пехлеви, авест. зрванизм], совокупность древнеиран. религиозно-философских концепций, в основе к-рых лежит представление о главенстве бога времени и судьбы Зурвана (авест. Зервана). Возникновение учения З. традиционно связывают с осмыслением некоторыми кругами иран. жречества фрагмента Ясны (30. 3), где Ахура Мазда и Анхра-Майнью объявляются близнецами; однако нек-рые исследователи (Х. С. Нюберг, Г. Виденгрен) пытались обосновать историческую первичность З. по отношению к зороастризму. Традиционно специфику З. объясняют влияниями вавилонской религии и астрологии, в то же время наличие значительного числа инд. параллелей позволяет говорить о некоем архаическом индо-иран. субстрате З. В эпоху Сасанидов (III-VII вв.) З. выступил как соперник ортодоксального зороастризма и представлял собой интеллектуальную традицию, к-рой придерживалась часть персид. аристократии. После завоевания Ирана мусульманами в VI в. З. существовал в виде сект, лишенных единого управления и системы вероучения.
Мифологическое ядро З. составляет сюжет, согласно к-рому Зурван, андрогинное божество, в течение 1 тыс. лет совершал жертвоприношения, чтобы иметь сына (ср. с инд. мифологическим циклом о Праджапати). Однако Зурваном овладели сомнения в результативности своих действий, что свидетельствует об изначальном несовершенстве верховного бога в системе З. От совершенных жертвоприношений в чреве Зурвана зародился Ахура Мазда, а по причине сомнения - Анхра-Майнью. Зурван дал клятву даровать власть над миром первенцу, которым должен был стать Ахура Мазда. Анхра-Майнью, узнав от всеведущего брата об обете отца, прорвал чрево и предстал перед Зурваном первым. Зурван был вынужден сдержать обещание и сделал Анхра-Майнью верховным правителем земного царства на 9 тыс. лет, а младшему, Ахура Мазде, отец вручил барсом (символ жреческой власти), поставив его «выше» первенца. Т. о., зурванисты считали, что материальный мир временно принадлежит Злому Духу, тогда как мир духовный находится в ведении Духа Благого. К этому сюжету примыкает группа мифов, в к-рых Зурван дарует одеяния богам: Ормазду (Ахура Мазде), Вайю, Спихру, демонам: Ахриману (Анхра-Майнью), Варану и планетам. Одежды отражают их сущностные характеристики и соответствуют земной социальной иерархии. Согласно мифу «о вооружении», Зурван, породив Ахура Мазду и Анхра-Майнью и приведя в движение их творения, дарует каждому орудие для борьбы друг с другом. Ахура Мазде он вручает «форму» огня, к-рый символизирует благое творение и является защитным и очистительным началом, а Анхра-Майнью - «форму», «орудие» или «одеяние» тьмы, сопряженной с демоном Аз, к-рая пронизывает все диавольское творение. Т. о., в системе представлений З. онтологические различия между Анхра-Майнью и Ахура Маздой нивелируются: Ахура Мазда теряет атрибуты совершенного творца, превосходящего Анхра-Майнью, а последний выступает как равный своему противнику.
Космогония З. носит противоречивый характер: материальный мир творит либо Ахура Мазда, либо Анхра-Майнью. «Улемы ислама» сообщают о том, что Зурван также принимал участие в этом творении (напр., сотворил огонь и воду). Круг духовных сущностей, вовлеченных в сферу религиозно-философских рассуждений З., принципиально не отличается от зороастрийского, однако особое внимание уделяется богу-воину Вайю, Спихру (божеству небесного свода, в отношении которого обычным эпитетом является «тело Зурвана»), демону Варану (отождествлялся с дурным знанием и неверием) и демону вожделения и похоти по имени Аз.
Зурванисты различали Зурван Акарана (бесконечное время) - вечность - и Зурван Дарга Хвадата (время долговластвующее) - период в 9 или 12 тыс. лет, на протяжении к-рого развиваются история мироздания и борьба 2 духов. Зурван Акарана, будучи истолкован в З. как рок или судьба, выступает в качестве универсального первопринципа. З. отличает представление об абсолютной предопределенности человеческого бытия и о всецелой подчиненности благим влияниям «податей» (знаков зодиака) и дурным влияниям «разбойников» (планет), размещенных в Спихре («теле Зурвана»). Это стало причиной особого распространения в З. астрологии как прикладной дисциплины, призванной выяснить судьбу человека. Идеи свободы воли и сознательного выбора между добром и злом (столь характерные для зороастризма) чужды З. Этическая проблема в З. отсутствует также в связи с представлениями о дуальности Зурвана, содержащего как благое, так и злое начало.
Научный интерес к З. как к феномену духовной культуры древнего и средневек. Ирана возник в нач. XX в. Т. о., описание З. представляет собой историческое моделирование, в основе к-рого лежат фрагменты пехлевийской религ. лит-ры (Бундахишн, Визидагиха-и Затспарам, Дадестан-и меног-и Храд и др.), сообщения античных авторов (Евдем Родосский, Плутарх и др.), полемические сочинения арм. и сир. христ. богословов (Езник Колбаци, Елише Вардапет, Феодор бар Кони и др.), а также сведения мусульм. авторов (аш-Шахрастани, аль-Фахри и др.). В наст. время определенные оккультно-теософские круги, в т. ч. в России, пытаются трактовать учение З. как эзотерическое направление зороастризма, тесно связанного с теорией и практикой астрологии (см., напр.: Глоба П. П. Живой огонь. М.; СПб., 1996. С. 36).
З. оказал влияние на манихейство и на ряд др. гностических течений; отчасти на митраизм.