(Дроздов Николай Петрович; 14.07.1875, с. Холм Галичского у. Костромской губ.- 9.09. 1942, пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской обл.), архиеп. Тамбовский и Козловский. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел. В 1899 г. поступил в СПбДА, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского м. на Дальн. Восток во время русско-япон. войны. Во время плавания вел дневник, впосл. изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено япон. крейсером и отведено в Шанхай. После возвращения в Россию был назначен 23 сент. 1905 г. преподавателем Вятской ДС. С 28 сент. 1906 г. смотритель Кутаисского ДУ. С 14 июля 1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сент. возведен в сан архимандрита. В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского). После убийства архиеп. Никона назначен 13 июля 1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22 янв. 1909 г. ректор Кишинёвской ДС.
11 дек. 1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишинёвской епархии. 17 янв. 1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 1 апр. 1918 г. Тамбовского и Шацкого архиеп. сщмч. Кирилла (Смирнова; впосл. митрополит) на Тифлисскую кафедру З. вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22 мая 1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года. В июле-сент. 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое вик-ства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28 нояб. 1918 г. После этого З. стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.
Во время гражданской войны придерживался позиции невмешательства в политические события. Вставал на защиту священнослужителей и мирян, подвергавшихся гонениям со стороны красноармейцев, но не поддерживал антисоветских выступлений. Во время занятия в авг. 1919 г. Тамбова отрядом ген. К. К. Мамонтова отказался провести благодарственный молебен, отклонил предложение выехать с белыми из города и покинуть паству. Был арестован 25 сент. 1919 г. органами ВЧК, освобожден через неделю.
З. выступил решительным противником обновленчества. 28 июля 1922 г. организаторы местной группы «Живой церкви» явились к З. и потребовали признания обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). З. ответил резким отказом, назвав обновленцев богоотступниками. 30 июля, во время воскресного богослужения, З. объявил, что запрещает членов образованного обновленцами епархиального управления в священнослужении. 16 авг. руководитель «Живой церкви» В. Д. Красницкий от имени ВЦУ известил Тамбовский губисполком об увольнении З. на покой с удалением из пределов епархии, однако авторитет епископа был столь значителен, что власти не решились на его немедленный арест.
24 авг. уполномоченный ВЦУ путем обмана убедил собрание тамбовского духовенства признать обновленческое руководство. З. был вынужден согласиться на совместное управление епархией, встав во главе нового епархиального управления с участием обновленцев. При поддержке властей обновленцы стремились устранить З. от управления епархией. В сент. 1922 г. против З. было начато следственное дело по обвинению в сокрытии церковных ценностей в тамбовском Покровском соборе. Уполномоченный ВЦУ потребовал от З. на время следствия оставить должность епархиального архиерея. В ответ 27 сент. З. объявил о разрыве с обновленцами, т. к. «представители новой церковной власти перестали считаться с канонами и в основу своей деятельности положили не апостольские и соборно-отеческие правила, а программу Живой церкви». 13 окт. 1922 г. З. произнес в Покровском соборе получившую широкую известность т. н. громовую проповедь против обновленцев, после чего городское духовенство Тамбова порвало с обновленческим ЕУ.
В кон. окт. 1922 г. З. был арестован вместе с клиром Покровского собора по обвинению в сокрытии церковных ценностей. Находился в тамбовской тюрьме в строгой изоляции. Приговорен революционным трибуналом к 6 годам тюремного заключения. В 1923 г. был возведен в сан архиепископа, о чем узнал, находясь в Александровском централе (близ Иркутска), где отбывал наказание. В связи с амнистией срок заключения был сокращен до 4 лет. Досрочно освобожден в нач. 1924 г. по ходатайству Патриарха Тихона. Приезд З. в Тамбов вызвал массовое возвращение правосл. приходов из обновленчества в Патриаршую Церковь. По требованию местных властей З. выехал из Тамбова в Москву. Участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. Подал прошение об увольнении на покой Патриаршему Местоблюстителю Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому). В апр. 1926 г. выслан из Москвы. Проживал в Серафимовом Дивеевском во имя Св. Троицы жен. мон-ре, к-рый продолжал существовать после офиц. закрытия как трудовая артель.
21 сент. 1927 г. при изгнании властями монашеской общины из Дивеевского мон-ря арестован вместе с Дмитровским архиеп. сщмч. Серафимом (Звездинским) и отправлен в Н. Новгород. 8 окт. освобожден из тюрьмы, доставлен в Москву, затем выслан в Муром, куда прибыл 15 окт. 1927 г. Устраивал на дому богослужения, на к-рых присутствовали дивеевские инокини, поселившиеся в Муроме после закрытия мон-ря. Негативно встретил «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и повторно подал прошение об увольнении на покой. При этом не признавал возможным осуждать митр. Сергия, с к-рым, по его признанию, имел прекрасные личные отношения. По нек-рым данным, З. принадлежал к мечёвской группе «непоминающих». Весной 1930 г. встречался в Муроме с архиеп. Серафимом (Звездинским).
26 апр. 1932 г. задержан (официально арест был оформлен 27 апр.) в Муроме вместе с большой группой монахинь и послушниц, с к-рыми проходил по следствию. Содержался в тюрьме ОГПУ в Н. Новгороде. Был обвинен в создании нелегального жен. мон-ря как «базы контрреволюционной церковно-монархической организации». Не признал обвинений в антисоветской деятельности, но на следствии заявил о том, что «церкви закрываются, монастыри закрываются, святые мощи и чудодейственные иконы изымаются», нет возможности издавать духовные книги, преподавать Закон Божий, духовенство лишено гражданских прав и находится под постоянным подозрением в антиправительственной деятельности. В связи с этим выразил несогласие с получившей известность фразой митр. Сергия из «Декларации» 1927 г., что радости и успехи Советского гос-ва - «наши радости и успехи», подчеркнув, что «интересы Церкви не совпадают с интересами государства». 16 дек. 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. Отбывал заключение в Свирских лагерях. 23 апр. 1934 г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство З. о помиловании и принял решение о его досрочном освобождении из заключения.
После освобождения проживал с 1936 г. в г. Коврове (ныне Владимирской обл.). Продолжал устраивать богослужения на дому, принимал приезжавших к нему духовных чад. Ободрял отчаявшихся, говоря: «Не нужно падать духом, не в год, не в два, а может, через пять лет, но религия должна восторжествовать». 22 июня 1940 г. арестован по обвинению в «сколачивании группы антисоветски настроенного монашеского элемента». Содержался в ковровской внутренней тюрьме. Изъятая у З. при обыске богословская б-ка была уничтожена «путем сожжения как не представляющая оперативной ценности». Во время следствия З. отказался признать себя виновным в создании контрреволюционной орг-ции и в антисоветской деятельности. Заявил на допросе, что не одобряет действия советской власти, направленные на гонение Церкви и веры, и что «придет такое время, когда вера восторжествует и народ пойдет за Богом». 21 сент. 1940 г. особым совещанием при НКВД приговорен к 8 годам ИТЛ. Отбывал срок в Ивдельском, затем в Богословском лагерях в сев. части Свердловской обл. Скончался от тягот заключения и каторжных работ.