Святые Зиновий и Лукия. Фрагмент композиции «Святое собеседование». Рентабль св. Лукии. Ок. 1445 г. Худож. Доменико Венециано (Галерея Уффици, Флоренция)
Святые Зиновий и Лукия. Фрагмент композиции «Святое собеседование». Рентабль св. Лукии. Ок. 1445 г. Худож. Доменико Венециано (Галерея Уффици, Флоренция) [лат. Zenobius] († нач. V в.), свт. (пам. зап. 25 мая), еп. г. Флоренция (Италия). Почитается как покровитель Флоренции. Впервые упоминается в Житии свт.
Амвросия Медиоланского, в к-ром сообщается, что во время посещения свт. Амвросием Флоренции (394) епископскую кафедру там занимал З. Согласно агиографической традиции, пребывание З. на Флорентийской кафедре относилось к более позднему времени. В 1-й пол. XI в. Лаврентий, еп. Амальфи, по просьбе флорентийских клириков на основе не сохранившегося до наст. времени текста составил 1-е Житие З. Это сочинение легло в основу 2-го Жития (XII в.), автор к-рого писал под именем Симплициана, преемника свт. Амвросия на Медиоланской кафедре. Вероятно, в XII в. была составлена и 3-я ред., в испорченном виде она была известна флорентийскому клирику Власию, включившему переработанный текст в свой Легендарий (2-я пол. XII в.). Четвертая ред. входит в компендиум свт. Антонина Флорентийского «Историческая сумма» (
Anton. Flor. Sum. hist. X 12) (XV в.). Тогда же Джованни Тортелли, советник папы Римского
Николая V и 1-й библиотекарь Ватиканской б-ки, составил 5-ю ред. Жития, куда были включены также сведения о перенесении мощей З. Краткие повествования о З. содержатся в литургических чтениях под 25 мая и 26 янв. Особой редакцией Жития З. пользовался в XIV в. агиограф
Петр Наталис. В сокращенном варианте он включил эту редакцию в «Перечень святых» (
Petr. Natal. CatSS. V 41).
Крещение св. Зиновия. Фрагмент картины «Крещение св. Зиновия и поставление во епископы». После 1500 г. Худож. С. Боттичелли (Национальная галерея, Лондон)
Крещение св. Зиновия. Фрагмент картины «Крещение св. Зиновия и поставление во епископы». После 1500 г. Худож. С. Боттичелли (Национальная галерея, Лондон) Согласно агиографической традиции, З. род. в сер. IV в. во Флоренции и, возможно, там же получил образование. В возрасте 20 лет он отказался от брака и принял крещение, что вызвало гнев родителей. Однако З. удалось не только успокоить их, но и привести ко Христу. Еп. Феодор назначил З. архидиаконом. Во время посещения Флоренции Амвросий Медиоланский познакомился с З. и взял его с собой в Рим, где представил папе
Дамасу I, принявшему его в число клириков. В Риме З. исцелил сына префекта. В это время во Флоренции скончался еп. Феодор, выборы его преемника привели к конфликту между православными (кафоликами) и арианами. Дамас I направил к ним З., к-рый единогласно был избран епископом. Вероятно, эта история была сочинена на основе сходного эпизода из Жития свт. Амвросия; пребывание З. в Риме при папе Дамасе не подтверждается др. источниками. Не исключено, что Амвросий Медиоланский, находясь во Флоренции, рекомендовал З. в качестве преемника еп. Феодора.
Во Флоренции З. основал при загородной ц. св. Лаврентия небольшую монашескую общину, в к-рую входили диак. св. Евгений и субдиак. Крискентий. При жизни святитель прославился как чудотворец: исцелял больных, изгонял демонов, воскрешал умерших. Однажды он на время воскресил диак. Евгения, чтобы тот мог встретить приехавшего в город свт. Амвросия. По инициативе З. во Флоренцию были доставлены мощи Римских мучеников Авдона и Сенена и Бононских (Болонских) мучеников Виталия и Агриколы (согласно местной традиции, святыни подарил городу Амвросий Медиоланский, однако скорее всего они были подарены свт. Евсевием, еп. Бононии).
Антонин Флорентийский ошибочно указал, что З. скончался в 424 г., при Римском папе Иннокентии I († 12 марта 417). Власий датировал кончину святителя 415 г., в правление императоров Феодосия (Феодосий II Младший, 408-450) и Гонория (395-423). Однако ранее Лаврентий Амальфийский указывал, что З. скончался в правление Гонория и Аркадия (395-408). На основании этих поздних и противоречащих друг другу свидетельств точную дату кончины З. установить невозможно.
Первоначально З. был погребен при ц. св. Лаврентия. Занимавший позднее Флорентийскую кафедру еп. Андрей перенес мощи в кафедральный собор Спасителя, где древний саркофаг с реликвиями видел Лаврентий Амальфийский. В 1330 г. саркофаг был открыт, часть мощей поместили в бюст-реликварий (мастер А. Ардити), хранящийся в новом соборе Санта-Мария дель Фьоре (26 янв. празднуется день перенесения мощей З.). В 1438 г. мощи З. были помещены в новую раку. В 1584 г. проводилась каноническая рекогниция останков.
С распространением почитания З. в XV в. был написан ряд его Житий на итал. языке, самое раннее и подробное из них составлено К. Мацца (1475) и опубликовано во Флоренции в 1487 г.
Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. P. 49-69; BHL, N 9014-9018; MartRom. Comment. P. 207.
Лит.:
Quilici B. La Chiesa di Firenze nell'Alto Medioevo // Studi in memoria di A. V. Crocini. Firenze, 1938. P. 11 sqq.;
Holtzmann W. Laurentius von Amalfi, ein Leher Hildebrands // Studi Gregoriani. R., 1947. T. 1. P. 207-236;
Gorgini G. D., Celletti M. C. Zenobio di Firenze // BiblSS. Vol. 12. Col. 1467-1470.
Д. В. Зайцев
Смерть св. Зиновия. Фрагмент картины «Последнее чудо и смерть св. Зиновия». После 1500 г. Худож. С. Боттичелли. (Картинная галерея, Дрезден)
Смерть св. Зиновия. Фрагмент картины «Последнее чудо и смерть св. Зиновия». После 1500 г. Худож. С. Боттичелли. (Картинная галерея, Дрезден) Традиция изображения З. в епископском облачении, в митре и с посохом прослеживается с XIII в. (ретабль, ок. 1240, maestro del bugallo, Галерея Уффици, Флоренция). Нередко святителя изображали сидящим на троне или стоящим в окружении диаконов Евгения и Крискентия (алтарь свт. Зиновия, ок. 1400, собор Санта-Мария дель Фьоре). Образ З. включался в композиции «Святое собеседование» (ретабль св. Лукии, ок. 1445, Доменико Венециано, Галерея Уффици, Флоренция; алтарь ц. Сан-Марко во Флоренции, 1461, Беноццо Гоццоли, Национальная галерея, Лондон; алтарь ц. Сан-Джакомо в Пистое, 1455, Франческо Пезеллино, Национальная галерея, Лондон) и «Коронование Богоматери» (ретабль, 1488-1489, Нери ди Биччи, ц. Сан-Джованнино деи Кавальери во Флоренции). Атрибутами З. являются герб Флоренции или напоминающая о нем лилия (алтарный образ, ок. 1440, мастерская Джованни деи Бьондо, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция).
Полный житийный цикл святителя включает следующие сюжеты: З. отвергает предложения родителей о женитьбе; крещение З. еп. Феодором; крещение матери З.; воскрешение сына паломницы, направлявшейся в Рим; исцеление слепого; изгнание бесов из сына некой женщины; исцеление лежащей на одре юной горожанки; исцеление сброшенного конем гонца свт. Амвросия; воскрешение учеником З. св. Евгением посредством окропления водой умершего без покаяния родственника свт. Амвросия; изгнание бесов из ребенка, проклятого своей матерью; воскрешение принесенного св. Евгением ребенка, к-рого переехала повозка; смерть З.; возрождение к жизни после касания саркофага с мощами З. иссохшего дерева. Полный житийный цикл З. или его отдельные сцены традиционно встречаются на пределлах (реже в миниатюре). Преобладают такие сюжеты, как воскрешение ребенка (4-я сцена на пределле, 40-50-е гг. XV в., Б. Гоццоли, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), изгнание бесов из дочери императора (4-я сцена на пределле, 1458-1460, Национальная галерея, Лондон), чудо с засохшим вязом (4-я сцена на пределле триптиха, приписываемого Липпо д'Андреа, 10-20-е гг. XV в., Галерея Академии, Флоренция), смерть З. (4-я сцена на пределле, ок. 1483, Доменико Гирландайо, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); реже представлена композиция «Встреча со свт. Амвросием» (алтарная картина Нери ди Биччи, собрание А. Хаммера, Нью-Йорк). Ряд сцен воспроизведен на рельефах бронзовой раки с мощами З. (1432-1442, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция), выполненной Л. Гиберти.
Четыре картины (после 1500, Национальная галерея, Лондон - 2 картины; Картинная галерея, Дрезден; Метрополитен-музей, Нью-Йорк) С. Боттичелли, к-рый ранее входил в число художников, украшавших мозаикой подвальные своды капеллы З. в ц. Санта-Мария дель Фьоре (1491-1515; Боттичелли, Герардо и Монти ди Джованни, Доменико и Давид Гирландайо), написаны на сюжеты последних деяний З.
Лит.:
Paatz W., Paatz E. Die Kirchen von Florenz: Ein kunstgeschichtliches Handbuch. Fr./M., 1952-1955. 6 Bde;
Каftal C. S. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Firenze, 1965; LCI. Bd. 8. Sp. 639-640.
Т. Ю. О.