[Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров] Андрей Петрович (ок. 1800 - ок. 1850, Рязань), композитор, скрипач, автор духовно-муз. сочинений. Внебрачный сын знатного помещика Есаулова, получил прекрасное домашнее муз. образование. Служил в армии как «полковой учитель» и «военный капельмейстер», в 1830 г. значился в документах как отставной прапорщик.
С кон. 20-х гг. жил в Москве у П. В. Нащокина, к-рый специально для него устраивал квартетные вечера, искал ему работу, ходатайствуя перед директором московских казенных театров Ф. Ф. Кокошкиным и директором имп. театров А. М. Гедеоновым в С.-Петербурге. Благодаря этому Е. недолгое время (с 30 апр. по 4 авг. 1830) служил репетитором оперы в Москве, а также с лета 1833 по весну 1834 г. в театральном оркестре в С.-Петербурге. За мастерскую игру на скрипке получил прозвище Русский Паганини. Вероятно, в нач. 30-х гг. Е. познакомился с А. С. Пушкиным, написал на его стихи романс «Прощание» («В последний раз твой образ милый») и «Гишпанскую песню» («Ночной зефир»); кроме того, высказывалось предположение, что «Русалка» была задумана Пушкиным как либретто для оперы Е. Пушкин в марте 1834 г. также заботился о Е., помогая ему деньгами и советами.
Во 2-й пол. 30-х гг. Е. жил в г. Ряжске Рязанской губ., затем - в Рязани, давая уроки музыки. В 40-х гг. под его упр. состоялся успешный и в художественном, и в материальном отношении концерт архиерейского хора и оркестра Д. Д. Нарышкина в пользу приюта для бедных девиц духовного звания. Е. погиб в результате несчастного случая: утонул в р. Трубеж; тело его не было найдено.
В творчестве Е. большое место занимала импровизация, в т. ч. на темы рус. народных песен. При его жизни было напечатано неск. романсов и фортепианных пьес; в рукописи осталась увертюра, в тематизме, драматургии и инструментовке к-рой заметно влияние музыки нем. романтиков, в частности К. М. фон Вебера.
К числу ранних духовных сочинений относятся духовные концерты для смешанного 4-голосного хора, датированные 1825 г.: «Боже, Боже мой, вскую оставил мя еси» (ре минор, 8 сент.) и «Благослови, душе моя, Господа» (ми-бемоль мажор, 27 сент.), рукописи к-рых хранятся в ОПИ ГИМ (Ф. 379. № 26; здесь же выписан неоконченный концерт «Не ввери мя человеческому предстательству» на 8 голосов). Это крупные композиции в контрастно-составной форме с типичным для концертов чередованием контрастных по темпу и характеру разделов (напр., Moderato, Allegro vivace, Adagio и Allegro vivace в концерте «Боже, Боже мой, вскую оставил мя еси»). Частая смена типов хорового изложения, контраст solo и tutti, далекие гармонические сопоставления в условиях мажороминора характерны и для проч. духовных песнопений Е., точное число которых неизвестно. По предположению С. С. Попова, они были написаны в Рязани, 3 из них датированы 5 нояб. 1838 г. (Попов. 1937. С. 88-89). 6 песнопений Е. содержатся в рукописных сборниках ОРК МГК, принадлежавших Синодальному хору: «Херувимская» на 8 голосов, «Свете тихий», «Хвалите имя Господне», «Ныне отпущаеши», «Вкусите и видите», «Не ввери мя человеческому предстательству» (Х-41078, Х-41408); многие из них были изданы в нач. XX в.