[Ермиона; греч. ῾Ερμιόνη] († ок. 117), мц. Эфесская (пам. 4 сент.), дочь ап. Филиппа. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержится сказание, согласно к-рому пророчица Е. и 3 ее сестры жили во времена имп. Траяна (98-117). Однажды она пришла в Эфес вместе с сестрой Евтихидой, чтобы почтить ап. Иоанна Богослова, однако не застала его. В это время в город прибыл имп. Траян, который приказал схватить Е. и, не сумев убедить святую отречься от Христа, велел бить ее по лицу. Е. предсказала императору победу над персами и переход власти к его зятю, после чего была отпущена. При имп. Адриане (117-138) Е. вновь была схвачена и претерпела мн. пытки, после чего император приказал обезглавить ее. У палачей отсохли руки, но Е. исцелила их, и они уверовали во Христа. Е. скончалась в мире и была погребена в Эфесе. В сказании Минология имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) сообщается, что сестру Е. звали Евтихией (Εὐτυχής), Е. и уверовавшие во Христа палачи были вместе обезглавлены. В обоих сказаниях Е. названа мученицей.
Прп. Никодим Святогорец приводит более подробное сказание, согласно к-рому Е. и ее сестра Евтихида встретили в М. Азии ученика ап. Павла Петрония, к-рый стал их наставником. Е. освоила врачебное искусство и многих исцеляла именем Божиим. Имп. Траян приказал пытать Е., но ей явился Христос в образе Петрония и ободрял ее. Не сумев заставить Е. поклониться идолам, император отпустил ее. Она устроила в М. Азии странноприимный дом и оказывала помощь всем, кто в ней нуждались. Имп. Адриан повелел схватить Е.: с мученицы сдирали кожу, вонзали в ступни гвозди, затем бросили в котел, где кипели смола, сера и свинец, после чего положили на раскаленную сковороду, однако Е. осталась невредимой. Она сделала вид, что хочет принести жертву Гераклу, вошла в языческий храм и воздала хвалу истинному Богу, тогда с неба раздался гром и идолы разрушились. Палачи, которым было приказано отрубить Е. голову, уверовали во Христа, они просили Е. помолиться, чтобы Бог принял их души прежде ее смерти. Е. исполнила их просьбу и с миром отошла ко Господу. Благочестивые христиане похоронили ее останки в Эфесе.
Невозможно точно определить, дочерью какого ап. Филиппа была Е. В НЗ сообщается лишь о 4 дочерях ап. Филиппа от 70, девицах-пророчицах, живших с отцом в Кесарии Палестинской (Деян 21. 8-9). ЕвсевийКесарийский в «Церковной истории» (IV в.) приводит различные свидетельства ранних христ. авторов II-III вв. об ап. Филиппе без уточнений, о каком апостоле идет речь. Папий, еп. Иерапольский, беседовал с дочерьми Филиппа в Иераполе (Euseb. Hist. eccl. III 39. 9). Климент Александрийский пишет, что Филипп выдал своих дочерей замуж (Ibid. III 30. 1). Рим. писатель Гай в диалоге против Прокла говорит, что 4 дочери ап. Филиппа были пророчицами и после смерти отца жили в Иераполе (Ibid. III 31. 4). Только Поликрат, еп. Эфесский, в послании к св. Виктору I, еп. Римскому, сообщает о том, что Филипп, апостол от 12, вместе с 2 дочерьми, состарившимися в девстве, погребен в Иераполе, а его 3-я дочь, «которой руководил Дух Святой»,- в Эфесе (Ibid. III 31. 3). По-видимому, уже тогда в церковной традиции произошло смешение сведений о 2 апостолах. В результате нек-рые исследователи (болландисты; ActaSS. Sept. T. 2. P. 181-186) склоняются к мнению, что отец Е.- ап. Филипп от 70, однако архиеп. Сергий (Спасский) считает цитату из диалога Поликрата достаточно веской для утверждения, что Е.- дочь ап. Филиппа от 12 (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 357).
Из послания Поликрата ясно, что почитание Е. в Эфесе имело место уже в кон. II в. Согласно Житию мц. Миропии (пам. 2 дек.), пострадавшей при имп. Деции (249-251), от могилы Е. в Эфесе проистекало миро. В К-поле синаксис в честь Е. совершался в посвященном ей храме недалеко от ц. мч. Романа (SynCP. Col. 15). В 536 г., при патриархе Мине, на церковном Соборе в К-поле присутствовал Павел, игум. мон-ря Е., расположенного недалеко от Элевихова квартала (Janin. Églises et monastères. P. 113).
Сохранилось Житие Е. на арм. языке (BHO, N 378), которое является расширенным вариантом синаксарных сказаний. Армянская Церковь отмечает день памяти Е. 4 сент. В Римском Мартирологе память Е. не указана.
Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 14) без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава память Е. не содержится. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XI-XII вв. (Lossky. Typicon. T. 1. P. 158), Е. упоминается 4 сент. без богослужебного последования. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) память Е. отсутствует, однако содержится в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610). В совр. греч. и рус. богослужебных книгах Е. не упоминается. В рукописях сохранились нек-рые песнопения Е.: канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: ῞Υμνοις σε μέλπω προφρόνως, ῾Ερμιόνη. ᾿Ιωσήφ (Песнями тебя воспеваю от всей души, Ермиония. Иосиф), ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηράν̇ ( ), нач.: ῾Υμνοῦντι τὴν μνήμην τὴν εὐκλεῆ (Воспевающему память славную) (AHG. T. 1. P. 88-97); седален (Минея ГИМ. Син. № 159, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 4).