(Епанешниковы), московские иконописцы и реставраторы 2-й пол. XIX - сер. XX в.
Происходил из купеческого сословия. Владелец художественной мастерской в Москве, на 1-й Мещанской ул., д. 25; имел звание «поставщик двора Его Императорского Величества». Наряду с В. П. Гурьяновым и М. И. Дикарёвым принадлежал к числу наиболее известных московских мастеров, исполнявших иконы, иконостасы и «живописные работы».
Я. Е. получал заказы на иконописные работы не только в России, но и за рубежом. Неск. икон 1883 г. письма Я. Е. с греч. надписями - «Благовещение», «Прп. Евфимий Великий», «Причащение прп. Марии Египетской», «Бегство в Египет» - находятся в местном ряду иконостасов сев. и юж. приделов главного храма мон-ря прп. Герасима Иорданского в Палестине (надписи в правом нижнем углу средника: «п. Москва 1883 года Я. Е. Епанечниковъ»). В 1901-1902 гг. по заказу В. Г. Дудышкина в мастерской Я. Е. «в византийском стиле» был сделан безвозмездно 3-ярусный иконостас «под слоновую кость и золото» с иконами для ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Киото в Японии (построена по инициативе свт. Николая Японского, убранство сохр.).
Как реставратор Я. Е. под наблюдением И. Е. Забелина и В. И. Сизова «добросовестно и осторожно» возобновил в 1894 г. 120 образов из собора в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех Чудова мон-ря в Москве (см.: Древности: Тр. МАО. М., 1900. Т. 17. С. 170-172). В 1899 г. поновлял стенопись ц. Воскресения словущего (не сохр.) в Павловском посаде (ныне г. Павловский Посад Московской обл.). В 1906 г. обновил местночтимую Иверскую икону Божией Матери 1765 г. в Троицком соборе г. Вязьмы Смоленской губ. (см.: Изв. имп. археол. комис. СПб., 1914. Вып. 52. С. 43. Б. подписи).
Имеется ряд подписных икон, выполненных Я. Е. или в его мастерской: 2 иконы свт. Николая Чудотворца - кон. XIX в. и кон. XIX - нач. XX в. (г. Тарту, Эстония; ПГХГ - храмовый образ из иконостаса ц. свт. Николая Чудотворца в Перми со штампом мастерской на лицевой стороне), образ «Успение Богородицы» 1896 г. (частное собрание; надпись справа возле нижнего края средника: «[Я.] Епанешниковъ 1896»), икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание), икона «Вмц. Параскева» кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Германия; клеймо мастерской слева на поземе), список 1900 г. иконы Божией Матери «Благодатное Небо» из Архангельского собора Московского Кремля, выполненный для Успенской ц. в усадьбе В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время в Воскресенском соборе Тутаева; на обороте подробная надпись об авторстве и освящении иконы), образ «Успение Богородицы» 1901 г. (г. Лиепая, Латвия) и др.
Стилистика работ Я. Е. сочетает традиционные иконописные принципы исполнения с академической светотеневой моделировкой формы, особенно личного. Произведения мастерской отличаются большим разнообразием творческих приемов (гравировка по левкасу, чеканка по золоту, «золотопробельное» письмо и т. п.). Как правило, иконы Я. Е. выполнены темперой или в смешанной технике на орнаментированном золотом фоне с имитацией на полях цветных эмалей или на цветном разбеленном фоне, иногда с пейзажем. Нек-рые иконы написаны на металле. Кроме подписей на лицевой стороне, свидетельствующих об авторстве Я. Е., на оборотах икон встречается штамп мастерской с изображением гос. герба (двуглавый орел с короной) и текстом: «Исполнено въ придворной Художественной Мастерской Я. Е. Епанечникова Москва, 1-ая Мещанская ул., С. Д. [собственный дом]».
сын Якова Ефимовича, получил звание придворного поставщика, к-рое не передавалось по наследству. В нач. XX в. мастерская перешла к Н. Я. Ок. 1908 г. игум. Антония (Аносова) заказала ему заклиросные киоты (отделка под цветной фаянс эмалевыми красками с позолотой) для главного храма Вознесенского жен. мон-ря в Тамбове. В 1910 г. художник расписал храм св. прор. Илии (Воскресенский) в Курске, согласно надписи под одной из композиций: «Стенную живопись исполнил придворный поставщик Н. Я. Епанечников». Принимал участие в украшении государева собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе, освященного в 1912 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых (Бардовская Л. В., Ходасевич Г. Д. Феодоровский Государев собор. СПб., 2002. С. 26). В числе его иконописных работ - образ свт. Николая Чудотворца в изысканном серебряном окладе (после 1908, частное собрание), отмеченный влиянием стиля модерн, со штампом на обороте: «Поставщик двора Его императорского величества Н. Я. Епанечниковъ Художественная мастерская цер. […] живописи Москва».
Работал как реставратор в Успенском соборе Московского Кремля, в храме Христа Спасителя, в ц. Спаса на Нередице в Новгороде. В 1915 г. его бригада выполнила частичное укрепление фресок Дионисия и заделку трещин в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (Сарабьянов В. Д. История архит. и худож. памятников Ферапонтова мон-ря // Ферапонтовский сб. М., 1988. Вып. 2. С. 47-51). В советское время занимался преимущественно реставрацией, сотрудничал в ЦГРМ, затем во ВХНРЦ. В 30-х гг. вместе с Ю. А. Олсуфьевым и его супругой выезжал в командировки в города России (Новгород, Псков, Тверь, Ярославль), где занимался укреплением древней стенописи.