Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕМЕЛЬЯНОВ
Т. 18, С. 438-440 опубликовано: 22 июля 2013г.


ЕМЕЛЬЯНОВ

Сщмч. Ермоген, Патриарх Московский. Икона. 1910 - 1912 гг. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР)
Сщмч. Ермоген, Патриарх Московский. Икона. 1910 - 1912 гг. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР)

Сщмч. Ермоген, Патриарх Московский. Икона. 1910 - 1912 гг. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР)
Николай Сергеевич, иконописец и реставратор 2-й пол. XIX в.- 1-й пол. XX в., владелец иконописной мастерской в Москве, на ул. 1-я Рогожская, д. 29. Происходил из крестьян «Калужской губернии, Боровского уезда, Тарутинской волости, деревни Черикова... Вероисповедания православного» (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 519 об.- 520), вероятно, обучался в Палехе. Являлся членом Об-ва возрождения художественной Руси (Федотов А. С. В. М. Васнецов и создание Федоровского городка в Царском Селе // Москва в нач. XX в. М., 1997. С. 334). На бланке его мастерской 1914 г. указано, что им созданы иконостасы в Царскосельский и Петербургский «юбилейные» соборы (т. е. возведенные в память 300-летия царствования Дома Романовых) и в церковь, построенную в память Битвы народов под Лейпцигом; он принимал также заказы на исполнение «стенописи в разных стилях» (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 27. Л. 65; воспроизведение бланка - Москва в нач. XX в. 1997. С. 338).

В 1909 г. Е. написал иконы «в духе XVII века» для иконостаса временной ц. во имя прп. Серафима Саровского «собственного Его Императорского Величества конвоя и сводного пехотного полка», к-рая размещалась на территории, прилегающей к царскосельскому парку. В 1911-1912 гг. работал над иконами для иконостаса верхнего храма государева собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе (первоначальный проект храма принадлежал А. Н. Померанцеву, доработка и исполнение - В. А. Покровскому), освященного в 1912 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых. Пятиярусный иконостас был выполнен по проекту Покровского на московской фирме И. П. Хлебникова (схема иконостаса - РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 408). Комитет по построению собора просил В. М. Васнецова взять на себя «труд непосредственной корректуры работы Н. С. Емельянова» (В. М. Васнецов и Д. Н. Ломан (по письмам и док-там из фондов РГИА) / Публ., примеч.: А. С. Федотов // Москва в нач. XX в. С. 337).

По-видимому, из местного ряда этого иконостаса происходит большая икона свт. Алексия, митр. Московского, с 12 клеймами жития, в басменном окладе (ГМИР; похожая икона находится слева от царских врат на фотографии нач. XX в.- Там же. С. 331). Кроме иконостаса кисти Е. принадлежало множество икон, размещавшихся в разных частях храма. По документам известно, что в 1910-1911 гг. он исполнил 102 иконы, в т. ч. икону Божией Матери «Знамение» с предстоящими ангелами, «малый крест» для частиц св. мощей, «большой крест» с предстоящими и 4 евангелистами, написал или отреставрировал 41 «древнюю» икону для нижнего пещерного храма во имя прп. Серафима Саровского (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 17, 128-130 об., 187 об.- 188 об., 1912 г.) и др. По картонам Е. были изготовлены мозаики В. А. Фролова, украсившие наружные стены собора.

Сохранилось неск. икон 1910-1912 гг. из Феодоровского собора в Царском Селе (все в собрании ГМИР), подписанных Е., как правило, в правом нижнем углу средника: парные иконы свт. Алексия, митр. Московского, и свт. Петра, митр. Московского, с 12 клеймами жития (обе имеют подпись в правом углу средника: «пис. Н. Емельяновъ 1910 года»); Феодоровская икона Божией Матери в серебряном басменном окладе, изготовленном московским товариществом «П. И. Оловянишникова и сыновья» (см. ст. Оловянишниковы); образ «Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар-град»; иконы «Мч. Трифон», «Сщмч. патриарх Ермоген» («писалъ Н. С. Емельяновъ»), «Мц. Наталия» («писалъ Н. С. Емельяновъ 1911 г.»), «Изображение святых, празднуемых [20] октября» с образом в среднике прав. Артемия Веркольского, пораженного молнией, по сторонам - ап. Лука и вмч. Артемий («Пис. Н. Емельяновъ 1910 г.»). Подпись иконописца с датой 1913 г. стоит на разъемном деревянном пасхальном яйце с изображением Воскресения Христова, прп. Серафима Саровского и Феодоровской иконы Божией Матери (ГМИР).

Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР)
Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР)

Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР)

Как и др. известные мастера того времени, Е. выполнял не только самостоятельные композиции, но и копии древних икон. Из Феодоровского собора в Царском Селе происходит икона «Покров Пресвятой Богородицы» - список новгородской иконы нач. XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ, см.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст. / ГРМ. СПб., 1993. С. 176-178. Кат. 392); справа внизу на лузге текст: «Копировалъ Н. Емельяновъ 1915 г.» (ГМИР).

Подписной образ мучеников Кирика и Иулитты нач. XX в. (частное собрание) восходит к иконе этих святых с сюжетами жития 80-х гг. XVII в. предположительно работы Гурия Никитина из ц. во имя прор. Илии в Ярославле (Шесть веков рус. иконы: Новые открытия. М., 2007. С. 106, 190. Кат. 89). Икона прп. Серафима Саровского на фоне пустыньки в лесу, предположительно написанная Е. ок. 1910 г. на металлической пластине (частное собрание; подпись: «Пис. [Н.?] Емельянов»), отличается живописной манерой письма, вставлена в серебряный оклад-ковчег фирмы Хлебникова с углублениями для реликвий. Владельческая надпись связывает бытование памятника с семьей офицера Д. Н. Ломана, старосты Феодоровского собора в Царском Селе.

Вместе с московскими мастерами, выходцами из Мстёры, поставщиком двора Его Императорского Величества В. П. Гурьяновым, братьями М. О. и Г. О. Чириковыми, М. И. Дикарёвым и его сыновьями, Е. участвовал в создании иконописного убранства собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала в С.-Петербурге (1910-1914; архит. С. С. Кричинский). Иконографическая программа убранства верхнего храма принадлежала проф. Н. В. Покровскому, проект 5-ярусного резного иконостаса был сделан Кричинским (образцом для верхних рядов послужил иконостас ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери на Варварке в Москве, для нижнего - иконостасы ярославских храмов, см.: Зодчий. 1914. № 11. С. 122-123), осуществлен И. М. Дикарёвым, позолоченная серебряная и латунная басма для икон и иконостаса выполнена товариществом «П. И. Оловянишникова сыновья». Е. написал в 5-й, праотеческий ряд главного иконостаса 12 икон праотцов Адама, Авеля, Еноха, Сифа, Мафусаила, Ноя, Сима, Авраама, Мелхиседека, Исаака, Иакова, Иосифа и, по-видимому, центральный образ Саваофа (все в собрании ГМИР). Его кисти принадлежит также 12 фронтальных изображений архангелов Рафаила (с Товией), Иегудиила, Селафиила, Варахиила, Уриила, ангела-хранителя, 2 ангелов Господних, ангелов начала Господня, власти, господства, престола (ГМИР), созданных для последнего, 5-го яруса придельных иконостасов (по 6 образов в каждом). Возможно, Е. также является автором икон для царских врат этих иконостасов (ЦГИА СПб. Ф. 714. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 6). Однако в др. документах есть упоминания, что врата в левый придел писал М. И. Дикарёв, а в правый - братья Чириковы (Там же. Ф. 826. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 7-7 об.).

Для храма-памятника во имя свт. Алексия Московского в Лейпциге (1911-1913, архит. В. А. Покровский; освящен 4 окт. 1913, в день 100-летия Битвы народов) Е. написал иконы на золотых фонах в стиле XVII в. в 7-ярусный дубовый иконостас - «усердный дар Войска Донскаго», изготовленный на фирме Хлебникова по рис. Покровского. Храм, образцом для к-рого послужила шатровая ц. Вознесения Господня в Коломенском, был возведен на участке земли на краю поля сражения (в наст. время территория города). В храме было 2 этажа, в подклете находились братская могила-склеп с часовней, маленький музей и приходский зал с б-кой. На 2-м этаже - приходская церковь на 200 чел., в местном ряду по сторонам царских врат помещены образ Спаса Нерукотворного и Смоленская икона Божией Матери в серебряных окладах - копии с тех, которые сопровождали рус. армию в войне с Наполеоном. Для 3-створчатого чеканного киота в часовне иконописец создал большой образ Воскресения Христова и множество икон маленького размера на створках.

Известно, что Е. вместе с М. И. Дикарёвым и Чириковыми представлял к канонизации патриарха сщмч. Ермогена в 1913 г. эскиз его изображения для надгробия в Успенском соборе Московского Кремля, в качестве основы был использован рисунок из Титулярника (впосл. на раку помещено изображение письма Е. И. Брягина). Сохранилась икона патриарха сщмч. Ермогена (ок. 1913, ГИМ), манера письма которой, по мнению Н. Н. Чугреевой, «напоминает иконы Н. С. Емельянова, работавшего по царским заказам» (Чугреева. 2006. С. 94-96. Ил. 11).

В 1912 г. Е. был награжден медалью «За усердие» (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 390, 1914 г.), также получил серебряную медаль на владимирской ленте за иконописные работы в Феодоровском соборе в Царском Селе (Там же. Ед. хр. 5. Л. 519 об.- 520). Кроме того, иконописец был удостоен «личной благодарности» имп. мч. Николая II (Там же. Ед. хр. 27. Л. 65, 1914 г.).

Судя по сохранившимся произведениям, Е. ориентировался преимущественно на образцы древнерус. искусства. Его работы свидетельствуют о владении художественными приемами и техникой древнерус. иконописи, скорректированными под влиянием стиля модерн, о знании традиц. иконографии, о достаточно высоком уровне профессионального мастерства. Однако его живопись лишена артистизма, предстает более графичной и упрощенной при сравнении с произведениями работавших вместе с ним ведущих иконописцев, таких как Гурьянов, Дикарёвы и Чириковы.

Лит.: Ежегодник имп. Об-ва архитекторов-художников. СПб., 1912. Вып. 7. С. 99, 102. Ил.; 1914. Вып. 9. С. 116-119; Моск. архит. мир. М., 1913. Вып. 2. С. 70-71. Ил.; 1914. Вып. 3. С. 127, 129. Ил.; Пещерный храм во имя прп. Серафима Саровского чудотворца // Феодоровский Государев собор в Царском Селе. СПб., 1913. Вып. 1. С. 56-58; Православие, армия и флот России: Альбом. СПб., 1996. Ил. 224-226; Москва в нач. XX в. М., 1997. С. 277, 331, 334, 337-338, 356; Бардовская Л. В., Ходасевич Г. Д. Феодоровский Государев собор. СПб., 2002; Возрождение святыни: Храм Феодоровской иконы Божией Матери: [Буклет.] СПб., 2004; Религиозный Петербург / ГРМ. СПб., 2004. С. 375-380. Кат. 674-690. (Альманах; Вып. 106); Чугреева Н. Н. Об иконографии прп. Серафима Саровского после канонизации // Прп. Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография / Сост., отв. ред.: Н. Н. Чугреева. М., 2004. С. 432-434; она же. О прославлении в Моск. Кремле свт. Патриарха Ермогена // Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России: К 200-летию Музеев Московского Кремля. М., 2006. С. 94-96; Антонов В. В., Кобак А. В. и др. Рус. храмы и обители в Европе. СПб., 2005. С. 88-91; Рус. искусство из собр. ГМИР: Альбом / Авт.-сост.: М. В. Басова. М., 2006. С. 156-157. Ил. 240, 241; Судьба храма - судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери / Сост.: прот. А. Сорокин, А. Зимин. СПб., 2006. С. 66-67; Басова М. В. «Соборный храм иконы Феодоровския Божией Матери и Св. блгв. Вел. Кн. Александра Невскаго, в память 300-летия Царствования Дома Романовых» и его иконописное убранство (по мат-лам РГИА и ЦГИА СПб) // Тр. ГМИР (в печати).
М. В. Басова
Ключевые слова:
Реставраторы отечественные Иконописцы русские Емельянов Николай Сергеевич, иконописец и реставратор 2-й пол. XIX в.- 1-й пол. XX в.
См.также:
АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 1748-1824), иером.
ВАТАГИНА Ирина Васильевна (1924 -2007), иконописец, художник-реставратор
ГУРЬЯНОВ Василий Павлович (1866 - 1920?), иконописец, реставратор, коллекционер
АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.
АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня