[Эллий, Эллин, Гелен; греч. ῾Ελλῆν, ῾Ελλῆς; лат. Hellin] (2-я пол. IV в.), прп. Фиваидский (пам. 14 июля). В «Истории монахов» (на греч. языке) содержится наиболее раннее, возможно прижизненное, сказание о Е., услышанное 7 палестинскими монахами зимой 394/5 г., во время путешествия по Египту, от прп. Коприя (пам. 9 июля).
Е. вступил в мон-рь в отроческом возрасте, впосл. жил в пустыне. Отличался воздержанием, был прозорлив и видел внутренние пороки и добродетели др. монахов. Особенно прославился даром чудотворения. Будучи молодым, неоднократно приносил горящие угли в своей одежде. Е. повиновались дикие животные; однажды он переправился на др. берег Нила на крокодиле, чтобы привезти священника для совершения воскресной литургии в мон-ре.
В кон. IV - нач. V в. этот рассказ был переведен на лат. язык Руфином Аквилейским, а также вошел в состав «Лавсаика» Палладия, еп. Еленопольского. Созомен в «Церковной истории» (V в.) и повторяющие его Кассиодор (VI в.) и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) называют Е. в числе знаменитых егип. подвижников, упоминая чудо с горящими углями.
Во 2-й пол. XII в. сказание о Е. из «Лавсаика» было включено под 14 июля в состав древнерус. нестишного Пролога, а затем в ВМЧ. Впосл. под этой датой РПЦ стала отмечать его память.
В 1662 г. болландист Г. Хенскенс обнаружил в рукописи (Cod. 599) в б-ке Ж. О. де Ту в Париже между чтениями на 7 мая и 23 авг. начало Жития некоего отшельника Елена (Helenus). Хенскенс и вслед за ним нек-рые зап. исследователи отождествили героя повествования с неким исп. Елином (Helynus), о жизни к-рого не имеется достоверных сведений и перенесение мощей к-рого в г. Труа (Франция) отмечено в Галльском Мартирологе (XVII в.) под 5 мая. Однако фрагмент Жития дословно повторяет начало рассказа о Е. в переводе Руфина. Почитание отшельника Елена/Елина в Труа, по всей видимости, связано с местным почитанием св. Елены Афирской; перенесение ее мощей празднуется 4 мая, и эта дата также иногда указывается в качестве памяти Е.