Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛЛИЙ
18, С. 420 опубликовано: 23 июня 2009г.


ЕЛЛИЙ

[Эллий, Эллин, Гелен; греч. ῾Ελλῆν, ῾Ελλῆς; лат. Hellin] (2-я пол. IV в.), прп. Фиваидский (пам. 14 июля). В «Истории монахов» (на греч. языке) содержится наиболее раннее, возможно прижизненное, сказание о Е., услышанное 7 палестинскими монахами зимой 394/5 г., во время путешествия по Египту, от прп. Коприя (пам. 9 июля).

Е. вступил в мон-рь в отроческом возрасте, впосл. жил в пустыне. Отличался воздержанием, был прозорлив и видел внутренние пороки и добродетели др. монахов. Особенно прославился даром чудотворения. Будучи молодым, неоднократно приносил горящие угли в своей одежде. Е. повиновались дикие животные; однажды он переправился на др. берег Нила на крокодиле, чтобы привезти священника для совершения воскресной литургии в мон-ре.

В кон. IV - нач. V в. этот рассказ был переведен на лат. язык Руфином Аквилейским, а также вошел в состав «Лавсаика» Палладия, еп. Еленопольского. Созомен в «Церковной истории» (V в.) и повторяющие его Кассиодор (VI в.) и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) называют Е. в числе знаменитых егип. подвижников, упоминая чудо с горящими углями.

Во 2-й пол. XII в. сказание о Е. из «Лавсаика» было включено под 14 июля в состав древнерус. нестишного Пролога, а затем в ВМЧ. Впосл. под этой датой РПЦ стала отмечать его память.

В 1662 г. болландист Г. Хенскенс обнаружил в рукописи (Cod. 599) в б-ке Ж. О. де Ту в Париже между чтениями на 7 мая и 23 авг. начало Жития некоего отшельника Елена (Helenus). Хенскенс и вслед за ним нек-рые зап. исследователи отождествили героя повествования с неким исп. Елином (Helynus), о жизни к-рого не имеется достоверных сведений и перенесение мощей к-рого в г. Труа (Франция) отмечено в Галльском Мартирологе (XVII в.) под 5 мая. Однако фрагмент Жития дословно повторяет начало рассказа о Е. в переводе Руфина. Почитание отшельника Елена/Елина в Труа, по всей видимости, связано с местным почитанием св. Елены Афирской; перенесение ее мощей празднуется 4 мая, и эта дата также иногда указывается в качестве памяти Е.

Ист.: BHL, N 3796; Hist. mon. Aeg. 12 (рус. пер.: История египетских монахов / Пер.: Н. А. Кулькова. М., 2001. C. 55-58); Palladius. Hist. Laus. 59 // PG. 34. Col. 1159-1162; Rufin. Hist. mon. 11 // PL. 21. Col. 429-432; Sozom. Hist. eccl. VI 28; Cassiod. Hist. eccl. tripart. VIII 1; Niceph. Callist. Hist. eccl. XI 34; ActaSS. Mai. T. 1. P. 531-532; ЖСв. Июль. С. 354-357.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213; Т. 3. С. 271; Lucchesi G. Elleno // BiblSS. Vol. 4. Col. 1139; Aubert R. Hellenos // DHGE. Т. 23. Col. 923.
С. А. Моисеева
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Святые неразделенной Церкви Монашество Древней Церкви Еллий (2-я пол. IV в.), преподобный Фиваидский (пам. 14 июля)
См.также:
АГИОДУЛ (VI в.), настоятель лавры прп. Герасима на Иордане, прп. (пам. в субботу сырную)
АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
АММОН ТАВЕННИСИОТ († ок. 400 г.), прп. (пам. 26 янв.)
АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский; ок. 251-ок. 356), прп. (пам. 17 янв.), основатель православного монашества
АНУВИЙ (Ануб, Нуб, Ануф; IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт.17 июня)
АПОЛЛОНИЙ ФИВАИДСКИЙ (IV в.), прп. (пам. 31 марта, копт. 22 янв.)
АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 354-449), егип. подвижник, прп. (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап. 19 июля)
ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ († сер. VI в.), прп. (пам. 6 февр., пам. зап. 11 апр.)