офиц. издание Екатеринбургской епархии, выходившее с 19 апр. 1886 по май 1917 г. В 1886-1896 и 1907-1917 гг. журнал издавался еженедельно (в 1917 вышло 22 номера), в 1897-1906 гг.- 2 раза в месяц. Первым редактором был назначен преподаватель ДУ свящ. Алексий Серебренников, с 1889 г. его сменил свящ. (впосл. протоиерей) Николай Кибардин, выпускавший офиц. и неофиц. отделы до № 36 за 1896 г., а затем только неофиц. отдел до № 31 за 1907 г. Прот. Александр Антонинов, в 1889-1905 гг. неоднократно временно исполнявший обязанности редактора, редактировал неофиц. отдел с № 37 за 1907 г. по 1913 г., после него исполнял обязанности редактора отдела свящ. (впосл. протоиерей) Иоанн Уфимцев, утвержденный в должности с № 6 за 1916 г. и работавший до прекращения издания. Офиц. отдел редактировали секретари Екатеринбургской духовной консистории А. Е. Космачевский (1896-1897), К. М. Размахнин (1897-1898), П. П. Беллавин (1898-1902), С. Г. Павловский (1903-1908), П. П. Сребрянский (1908-1911), В. И. Соколов (1911-1915) и М. В. Майеранов (1915-1917).
Особенность «Е. е. в.» была в том, что объем офиц. отдела в 1-е десятилетие выхода издания превышал объем неофиц. части. Помимо обычных для епархиальных изданий публикаций (манифестов, указов, сведений о наградах и благодарностях, приказов по ведомству правосл. исповедания, распоряжений и определений Сената, Святейшего Синода и епархиального начальства) в офиц. части регулярно печатались доклады секретарей духовной консистории, правила и уставы к руководству причтом; подробнейшие отчеты о состоянии епархиальных учебных заведений, разрядные списки учеников ДС и духовных уч-щ и расписания экзаменов (до открытия в 1913 Екатеринбургской ДС приводились сведения по Пермской ДС), журналы епархиальных и окружных училищных съездов; маршруты поездок правящих архиереев для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о численности и деятельности старообрядцев в епархии; расписания проповедей в Богоявленском соборе Екатеринбурга; ведомости движения делопроизводства в консистории; сведения о работе епархиального свечного завода; извещения училищного совета, редакции «Е. е. в.», братств и епархиального попечительства и т. п. Кроме того, в каждом номере печатались «Епархиальные известия», сообщавшие обо всех архиерейских богослужениях, о вакантных местах клириков, причетников и просфорниц, о переменах по службе, о производстве в чины.
В 80-90-х гг. XIX в. в неофиц. отделе каждого номера публиковали по 1-3 проповеди и поучения, церковно-педагогические заметки, разъяснения отдельных мест богослужения, миссионерские материалы по старообрядчеству и сектантству общего характера; почти все эти тексты были перепечатаны из др. епархиальных или (реже) центральных журналов. Местные материалы были представлены в основном некрологами, надгробными речами, проповедями (5-10 в год) правящих архиереев и городских священников (прот. Григория Младова, свящ. Василия Гагинского и др.), заметками («Местные известия»), содержанием собеседований со старообрядцами епархиальных миссионеров (С. Романовского, свящ. Михаила Сушкова), описаниями их миссионерских поездок, медицинскими лекциями («Пути распространения чахотки» А. А. Липского - 1893. № 29/30. С. 700-703), редкими краеведческими публикациями. В 1900-1902 гг., когда епархией управлял духовный писатель и опытный церковный журналист еп. Ириней (Орда), произошло перераспределение материалов в «Е. е. в.»: мн. местные хроникальные материалы стали печатать в новых рубриках неофиц. отдела «Из епархиальной жизни» и «Из церковно-школьной жизни», наиболее объемные документы (уставы, отчеты и т. п.) все чаще издавались как приложения с отдельной пагинацией. Объем неофиц. отдела стал почти в 1,5 раза превышать объем официального.
Среди оригинальных богословских, источниковедческих и нравоучительных статей, напечатанных в «Е. е. в.», можно выделить «Новый рукописный список Стоглава» В. П. Антонинова (1901. № 12. С. 542-549; № 13. С. 584-593), «Учение о церковной иерархии в посланиях св. Игнатия Богоносца» Павловского (1906. № 9. С. 261-267; № 10. С. 304-314), «Катехизические поучения по объяснению молитвы Господней» свящ. М. Троицкого (1910. № 1-3, 5, 7, 13, 19, 25), «Аскетизм и христианство» свящ. Николая Буткина (1912. № 49. С. 1175-1177; № 50. С. 1199-1203; 1913. № 2. С. 37-44; № 3. С. 61-69; № 4. С. 91-97), «Суд над Господом Иисусом Христом при свете истории» свящ. Сергия Увицкого (1913. № 19. С. 487-493; № 20. С. 511-518; № 21. С. 536-542; № 22. С. 553-558; № 23. С. 573-581), ст. «Наука и Библия» свящ. Павла Диева (1915. № 17. С. 322-327; № 18. С. 343-346; № 19. С. 362-364; № 20. С. 371-375; № 21. С. 395-398; № 23. С. 431-436; № 27. С. 513-519; № 29. С. 559-566; № 30. С. 580-583; № 32. С. 597-600; № 33. С. 611-621). Миссионер прот. Александр Миропольский опубликовал в «Е. е. в.» ряд полемических статей, в т. ч. «Беседу с мусульманами о необходимости боговоплощения для обновления расстроенной грехом жизни человечества» (1913. № 2. С. 44-50), «Краткую заметку о язычестве» (1913. № 21. С. 542-547), «Бог един, или Об отличии Триединого Бога христианского от «единого» аллаха мухаммеданского» (1915. № 9. С. 166-174; № 10. С. 181-185).
Из статей, имеющих церковно-историческое значение, наиболее интересными были подробные «Дневники» путешествий для обозрения церквей епархии епископов Владимира (Соколовского-Автономова) (1903-1910), Митрофана (Афонского) (1910-1914) и Серафима (Голубятникова) (1914-1916), а также «Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда» (1893. № 31. С. 737-747; № 32/33. С. 775-791; № 34. С. 816-824; № 35. С. 850-854; № 36. С. 875-880; № 37. С. 897-903; № 38. С. 921-927; № 39. С. 951-957; № 40. С. 971-975; № 41. С. 1006-1009; № 42. С. 1041-1044; № 43. С. 1065-1069; № 44. С. 1095-1101; № 45. С. 1125-1129; № 46. С. 1150-1154; № 47. С. 1178-1183; № 48. С. 1215-1219; № 49. С. 1242-1246; № 50. С. 1276-1280; № 51/52. С. 1315-1321) и «Материалы для истории церквей г. Екатеринбурга» (1901. № 1/2. С. 12-27; № 3. С. 69-76; № 4. С. 130-134; № 5. С. 157-164; № 7. С. 279-282; № 9. С. 378-386; 1910. № 11. С. 226-239) Н. Смородинцова; «Поправки и дополнения к книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии»» (1910. № 16/17. С. 323-330), «Екатеринбургская церковь в 1913 году» (1914. № 3. С. 47-52; № 4. С. 71-75; № 5. С. 87-92); «Из истории духовенства Шадринского уезда» свящ. Александра Игнатьева (1915. № 38. С. 667-673; № 39. С. 680-685; № 40. С. 695-699). Выходили публикации о монастырях епархии: верхотурском во имя святителя Николая Чудотворца («Верхотурский монастырь» - 1893. № 7. С. 159-168; № 12/13. С. 321-328; «Впечатления от поездки в Верхотурье» свящ. Н. Буткина - 1913. № 48. С. 1146-1155; № 49. С. 1180-1187; № 50. С. 1212-1218; «Верхотурские торжества» - 1914. № 23. С. 501-510; № 24. С. 533-540), екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери («Материалы для истории Екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря» - 1905. № 4. С. 95-102; № 5. С. 129-133; № 7. С. 193-198; № 10. С. 299-305; № 12. С. 398-405; № 13. С. 434-438; № 14. С. 468-474; № 15. С. 497-501; 1906. № 24. С. 808-814; 1907. № 3. С. 53-59; № 5. С. 95-103; № 7. С. 153-162; № 11. С. 246-252; 1910. № 5. С. 121-136; № 7. С. 163-176; № 9. С. 204-215; № 11; статьи по поводу 100-летия обители прот. А. Антонинова и А. И. Обтемперанского - 1910. № 23. С. 434-442; № 26. С. 518-522; № 27. С. 543-554), нижнетагильском в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» («Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь» Павловского - 1905. № 10. С. 305- 320; № 11. С. 345-356). Местному святому прав. Симеону Верхотурскому была посвящена статья Павловского (1904. № 17. С. 421-461). Были опубликованы письма Пермского архиеп. Аркадия (Фёдорова) к свящ. Захарии Земляницыну (1900. № 1. С. 9-20; № 2. С. 36-45; № 4. С. 87-107; № 6. С. 158-161; № 8/9. С. 246-256; № 10. С. 297-304; № 12. С. 383-387; № 13. С. 408-410; № 14. С. 444-451; № 16. С. 499-509; № 18. С. 563-573; № 19. С. 589-592; № 20. С. 618-624; № 21. С. 649-655; 1904. № 9. С. 171-179; № 10. С. 199-209; № 11-13) и 1-го Екатеринбургского еп. Евлампия (Пятницкого), вик. Пермской епархии, к разным лицам (1904. № 5. С. 155-166; № 6. С. 192-195; № 7/8. С. 124-127; № 15. С. 378-386; № 16. С. 409-415; № 17. С. 462-467; № 18/19. С. 529-536; № 20. С. 555-558).
В издании регулярно печатались материалы миссионерских собеседований со старообрядцами, а также заметки и статьи по истории старообрядчества и единоверия, напр. «К истории православного старообрядчества (единоверия) в Екатеринбургском уезде» (1904. № 1/2. С. 24-32; № 3. С. 63-73; № 4. С. 117-122; 1906. № 1. С. 13-18; № 2. С. 48-52; № 4. С. 144-151; № 5. С. 170-176; № 6/7. С. 213-221; № 8. С. 248-253; № 9. С. 273-280; № 11. С. 345-357; № 12. С. 397-405; № 15. С. 497-507; № 16. С. 535-543; № 17. С. 562-569; № 18. С. 593-601; № 19. С. 620-627; № 20. С. 650-657; № 21. С. 691-700; № 22. С. 738-746; № 23. С. 767-774; № 24. С. 801-808; 1907. № 1. С. 12-19; 1908. № 9. С. 149-157; № 43. С. 728-734; № 45. С. 763-769; № 47), «Как назвать такое деяние? (К характеристике апологетов австрийского священства)» (1907. № 9. С. 209-216; № 13. С. 279-288; № 15/16. С. 330-342; № 19. С. 369-380; № 21. С. 409-422; № 41. С. 669-676; № 43. С. 712-722; № 45. С. 761-772; № 47. С. 789-795; 1908. № 1/2. С. 14-20; № 3. С. 45-52; № 5. С. 80-88; № 7. С. 109-125), «Из сочинений последователей австрийщины» (1909. № 9. С. 118-127; № 11. С. 163-171; № 13/14. С. 182-198; № 23. С. 325-334; № 25. С. 360-364; № 27. С. 392-404; № 29. С. 426-434; № 31. С. 457- 462; 1910. № 13. С. 275-281). Среди множества публикаций о сектах также встречаются интересные статьи, напр. ««Вероучение еретической секты субботников или еговистов», записанное свящ. М. Архангельским со слов бывшего сектанта» (1901. № 6. С. 226-236; № 7. С. 297-306). В издании вышло описание миссионерского путешествия некоего екатеринбургского священника «От Благовещенска через Камчатку до Охотска» (1910. № 1/2. С. 11-25; № 5. С. 112-120; № 7. С. 155-163; № 19. С. 360-364; № 23. С. 443-447; № 25. С. 486-490). В 1913 г. из газ. «Новое время» была перепечатана статья В. В. Розанова «Россия и папство» (№ 11. С. 282-293).
После революции 1905-1907 гг. в «Е. е. в.» перепечатывалось большое количество статей из изданий правых партий (газет «Колокол», «Русское знамя» и т. п.), напр. «Основания и смысл царского самодержавия» Тихвинского еп. сщмч. Андроника (Никольского) (1907. № 47. С. 781-786; 1908. № 1/2. С. 1-3; № 3. С. 38-41; № 5. С. 69-74), появлялись и оригинальные статьи («Алкоголизм и революция» доктора Н. Н. Шипова - 1908. № 11. С. 198-206; № 13. С. 235-244; № 15/16. С. 275-284; № 17. С. 302-312; № 19. С. 231-242).
В 1913 г. (№ 19. С. 493-500) со ст. «Д. Н. Мамин-Сибиряк как писатель [для] детей» в журнале дебютировал писатель П. П. Бажов.
В качестве приложения к «Е. е. в.» были изданы «Указатель статей о Екатеринбургской епархии, помещенных в неофициальном отделе «Пермских епархиальных ведомостей» с 1867 по 1885 г. включительно» (1895), «Воспоминания раскаявшегося отступника от православия в мусульманство» (1911), «Краткое изложение сущности миссионерских бесед с воспитанниками Каслинского приюта» и «Дневник инородческого миссионера» прот. А. Миропольского (1911-1913), «Материалы для истории Екатеринбургской епархии» (1914-1915), «Наличный состав лиц, служащих при духовных училищах (учебных заведениях) Екатеринбургской епархии» (1899-1902), списки церковноприходских школ, отчеты о состоянии духовно-учебных заведений, журналы съездов духовенства, уставы церковных братств и т. д.
С апр. 1917 г. «исполнительным комитетом Екатеринбургского городского духовенства» издавались «Известия Екатеринбургской церкви» (в 1919 «Известия Екатеринбургской епархии»). С июня 1917 г. «Известия...» выпускались епархиальной редакционной комиссией (редакторами бессменно были Н. П. Скворцов и В. Д. Юденич (впосл. еп. Чувашско-Чебоксарский Владимир)) и заменили «Е. е. в.». С подзаголовком «Орган православного клира и мирян» «Известия...» выходили без определенной периодичности до июня 1919 г. (в 1917 вышло 20 номеров, в 1918 - 22, в 1919 - 8 номеров). В качестве приложения к ним издавались «Церковно-народные листки» (1918-1919). В 1927-1928 гг. в Екатеринбурге выходил журнал Уральской обновленческой митрополии «Уральские церковные ведомости» (редактор - секретарь митрополии протопр. И. Уфимцев).
Издание епархиального органа возобновилось в февр. 1990 г. В 1990-1991 гг. выходила газ. «Православный вестник Свердловской епархии», в 1993-1996 гг.- ж. «Екатеринбургский епархиальный вестник», с 1994 г. издается «Православная газета» (с 2002 - еженедельно с подзаголовком «Официальное издание Екатеринбургской епархии»). Кроме того, в Екатеринбурге выходит еще неск. церковных газет (с 1995 - «Голос Православия», в 1998-2001 - «Православный вестник», с 1999 - семинарская газ. «Твоя Церковь», с 2000 - молодежная газ. «Покров»), свои периодические издания имеют мн. мон-ри и храмы епархии.