международные, национальные или региональные собрания клириков и мирян Римско-католической Церкви, посвященные поклонению Евхаристии и обсуждению различных аспектов евхаристического служения. Практика Е. к. восходит к сер. XIX в. и связана с развитием в католич. Церкви различных форм литургического благочестия, в т. ч. евхаристических паломничеств, целью к-рых было распространение народного почитания Евхаристии. В кон. 60-х гг. XIX в. с инициативой их проведения выступила Эмили Тамизье, к-рая при поддержке неск. епископов организовала массовые паломничества в Дуэ (1874), Авиньон (1876) и Фаверне (1878). По предложению Э. Тамизье франц. католич. писатель-апологет пресв. Л. Г. де Сегюр составил проект проведения международного Е. к., к-рый в 1879 г. получил одобрение папы Римского Льва XIII. В том же году в Париже был создан комитет по организации международного Е. к. (в 1883 преобразован в постоянный комитет, с 1950 находится в Ватикане, в 1986 получил статус папского комитета). 28-30 июня 1881 г. в Лилле состоялся 1-й Международный Е. к., где собралось более 8 тыс. делегатов из Австрии, Бельгии, Греции, Испании, Нидерландов, Мексики, Чили и Швейцарии. Количество участников последующих международных Е. к. постоянно увеличивалось; в работе 48-го Е. к. в Гвадалахаре (2004) участвовало ок. 100 тыс. чел. Начиная с 8-го Международного Е. к. в Иерусалиме (1893), конгрессы проводятся под председательством кардиналов - папских легатов, а в их проведении принимает участие католич. духовенство вост. обрядов из Восточных католических Церквей. На 16-м Международном Е. к. в Риме (1905) впервые присутствовал папа Римский Пий X, возглавивший его проведение. Во многом под влиянием этого конгресса 20 дек. того же года по инициативе папы был издан декрет «Sacra Tridentina Synodus», призывавший католиков к более частому причащению. До 1914 г. международные Е. к. созывались раз в 1-2 года. После перерыва, вызванного первой мировой войной, 26-й Е. к. (с участием папы Римского Пия XI) состоялся в 1922 г. в Риме. В период между мировыми войнами конгрессы проводились раз в 2 года. После второй мировой войны, начиная с 35-го Е. к. в Барселоне (1952), они созываются с периодичностью в 3-5 лет.
Помимо частого совершения Евхаристии по различным обрядам, употребляемым в католич. Церкви, во время Е. к. проводятся конференции и собрания, в основном посвященные главной теме каждого конгресса. Центральным моментом каждого Е. к. является евхаристическая процессия с перенесением Св. Даров, в к-рой принимают участие неск. десятков тыс. чел., а также заключительная месса конгресса. Начиная с 38-го Международного Е. к. в Бомбее (1964), закрытие конгресса и заключительная месса, как правило, совершаются Римским папой.
В перерывах между Е. к. в странах Европы (Испания, Италия, Португалия, Франция и др.), Юж. Америки (Аргентина, Боливия, Бразилия и др.) и Африки периодически созываются национальные и региональные Е. к. 1-й Всероссийский Е. к., организованный католич. Церковью в России, состоялся в Москве 26-28 мая 2000 г.