(† 303), мц. Никомидийская (пам. 19 янв.). Пострадала в правление имп. Максимиана. Е. происходила из богатого и знатного рода. Отказавшаяся принести жертву языческим богам, она была отдана на поругание некоему варвару. Желая сохранить целомудрие, она пообещала открыть ему тайну волшебного зелья, делающего человека неуязвимым в бою. В доказательство того, что никакое оружие не причинит ей вреда, Е. попросила нанести ей удар мечом по шее. Е. мученически скончалась, но избежала бесчестья.
Краткие Жития Е. сохранились в составе Синаксаря К-польской ц. (кон. Х в.) и Минология имп. Василия II (кон. Х - нач. XI в.). О Е. повествуется в «Церковной истории» Никифора Каллиста (Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 13 // PG. 145. Col. 1229-1232), где ее мученическая кончина относится ко времени епископства в Никомидии сщмч. Анфима († 303, пам. 3 сент.).
Память некой мц. Евфрасии без к.-л. уточнений отмечена 16 марта в синаксарях семейства В по классификации И. Делеэ (PG. 117. Col. 356) и 14 марта в ряде синаксарей семейства D, в Петровом синаксаре РНБ. Греч. 240, 1249 г. (архетип XI в.), в Минеях Paris. gr. 1575, XII в.; Paris. Suppl. gr. 152, XIII в. (SynCP. Col. 536, 540). Эту святую архиеп. Сергий (Спасский) отождествляет с Е., хотя в др. месте «Полного Месяцеслова Востока» указывает, что, возможно, это прп. Евпраксия (пам. 25 июля), память к-рой празднуется зап. календарями как память Евфрасии 13 марта (см.: Aubert R. Euphrasie (2) // DHGE. T. 15. Col. 1411-1412).
Ж. М. Соже также высказывается в пользу отождествления Е. с мц. Евфрасией (пам. визант. 14, 16 марта). Он указывает, что в Иеронимовом Мартирологе 13 марта имя Евфрасия возглавляет список Никомидийских святых, но в Мартирологе Узуарда она ошибочно была названа девой Фиваидской (что привело к ее идентификации с прп. Евпраксией), та же ошибка есть и в Римском Мартирологе.
В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) Е. ошибочно названа мч. Евфрасием (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 44). В древнерус. Прологах 2-й редакции Е. именуется Евпраксией.
В визант. искусстве изображения Е. встречаются нечасто, в основном в рукописных и настенных минологиях. Одно из ранних изображений Е. сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 333. К-поль, 976-1025), где представлена сцена усекновения головы святой. Образ Е. присутствует в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (между 1488 и 1496). В древнерус. искусстве образ Е. изредка включается в минейные иконные циклы.