Карма [Карама, Карме; араб. ] (1572, Хама (Епифания) - 1.01.1635, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 1 мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель. Происходил из семьи свящ. Ховрана Кармы, рано лишился отца. До поставления в архиереи носил имя Абд аль-Карим. В молодости, вероятно на рубеже 80-х и 90-х гг. XVI в., совершил паломничество в Св. землю и принял монашество в лавре св. Саввы Освященного (Палестина), одном из крупнейших монастырей правосл. Востока. Там он освоил греч. язык и культуру и осознал изолированность арабо-христ. общины в рамках правосл. мира; впосл. его деятельность во многом была направлена на ее преодоление.
Позднейшие биографы Е. писали, что он провел в лавре 2 года, однако возможно, что этот срок был больше. Известна рукопись Абд аль-Карима, выполненная в февр. 1604 г. в монастыре арх. Михаила в Иерусалиме (подворье лавры). В том же году Абд аль-Карим вернулся на родину, был рукоположен во диакона, а позднее - во священника митр. Симеоном Епифанийским. По поручению земляков-единоверцев Абд аль-Карим отправился в Халеб к великому везиру, находившемуся тогда в городе, с ходатайством о прощении недоимок христ. общине Хамы. За время пребывания в Халебе Абд аль-Карим как талантливый проповедник завоевал симпатии местных христиан и был избран ими на пустовавший митрополичий престол. 12 февр. 1612 г. Антиохийский патриарх Афанасий II Даббас совершил его архиерейскую хиротонию, при которой он получил имя Мелетий.
В сане митрополита Мелетий вел аскетический образ жизни: не участвовал в пирах, не принимал подарки, не довольствуясь дневными пастырскими заботами, молился по ночам. Выступал против роскоши в обиходе паствы, шумных празднеств, запрещал женщинам носить нескромную европ. одежду. Стремясь поддерживать внутри общины социальную справедливость и взаимопомощь, митрополит ограничивал расходы состоятельных прихожан, требовал от них регулярных пожертвований в пользу бедных. Средства кафедры Мелетий тратил на пособия неимущим, украшение халебского храма и строительство новой митрополичьей резиденции. Он уделял особое внимание воспитанию священников, активно занимался лит. деятельностью, организовал переписку книг.
В то же время митр. Мелетий вступил в конфликт с Патриаршим престолом Антиохийской Церкви в Дамаске из-за многолетнего уклонения от выплаты положенных сборов. Эта позиция выражала интересы богатой и многочисленной правосл. общины Халеба, к-рая тяготилась властью патриархов. Ок. 1615 г. в Стамбуле между митр. Мелетием и патриархом Афанасием велась судебная тяжба по поводу неуплаты сборов. После кончины патриарха Афанасия в 1619 г. началось противостояние между патриархами Игнатием III, к-рого поддерживал ливанский эмир Фахр ад-Дин II Маан, и Кириллом IV, братом Афанасия, на стороне которого был Юсуф Сайфа, паша Триполи. Митр. Мелетий принял сторону Игнатия, но при этом в течение неск. лет старался уклониться от участия в конфликте, пользуясь территориальной удаленностью своей епархии от земель обоих соперников. Однако к 1624 г. позиции эмира Юсуфа Сайфы в борьбе с Маанами крайне ослабели, и Кирилл, предвидя неизбежное поражение своего покровителя, перебрался в Халеб, находившийся под прямым управлением османов. В ходе этого конфликта османское правительство в большинстве случаев выступало на стороне Кирилла, однако Мелетий Карма подчеркнуто игнорировал патриарха, ни разу не пригласив его к сослужению на литургии. Кирилл призвал в Халеб 3 своих сторонников-митрополитов (в т. ч. Симеона Епифанийского) и составил вместе с ними Собор, видимо для осуждения Мелетия. Ход и результаты Собора неясны из-за недостатка источников, однако очевидно, что особых успехов Кирилл не добился, т. к. халебская община стояла на стороне Мелетия. После 42 дней пребывания в Халебе патриарх отправился в Стамбул, чтобы еще раз подтвердить свои полномочия. Он вернулся в Халеб в авг. 1624 г., и противостояние с Мелетием возобновилось. В сер. мая 1625 г. конфликт принял открытую форму. Кирилл вызвал Мелетия на суд к паше, требуя от митрополита выплаты податей за 12 лет. Митрополит отказался и был приговорен к битью палками и заключению в тюрьму. Через 12 дней он был освобожден за значительный выкуп. 1 апр. 1626 г. патриарх Кирилл организовал большой Собор в Халебе, на к-ром потребовал, чтобы Мелетий вступил с ним в сослужение. Митрополит отказался и после 9 апр. уехал в Стамбул, надеясь привлечь на свою сторону покровителей Кирилла в Фанаре и Высокой Порте. Кирилл поспешил следом. Результаты тяжбы архиереев неизвестны. К окт. 1627 г. они вернулись в Халеб, где состоялся новый суд местных властей. Мелетий был снова заточен в тюрьму вместе с 27 правосл. старейшинами. Через 3 дня заключенные были отпущены после того, как заплатили значительный выкуп, а Кирилл перебрался в Дамаск, где его противники, разоренные 10-летней смутой, уже не могли ему сопротивляться.
1 июня 1628 г. покровитель Игнатия эмир Фахр ад-Дин по просьбе Кирилла организовал на своей территории, в сел. Рас-Баальбек, церковный Собор, призванный положить конец спору 2 патриархов. Однако большинство из 11 архиереев, присутствовавших на Соборе, включая Мелетия Карму, были противниками Кирилла. Он был осужден, низложен и заточен в тюрьму, где вскоре умер, возможно был убит по приказу Фахр ад-Дина. Игнатий остался единственным патриархом, но не решался покидать владения Маанов и появляться в Дамаске. В нач. 1634 г. он погиб в ходе подавления османами мятежа Фахр ад-Дина. После этого жители Дамаска призвали на Патриаршество Мелетия Карму. 1 мая 1634 г. он был возведен на Антиохийский престол с именем Евфимий, однако уже в нояб. тяжело заболел и вскоре умер. Своим преемником он назначил Мелетия ас-Сакизи (см. ст. Евфимий III).
Е. сыграл ключевую роль в культурном подъеме правосл. арабов XVII в., к-рый получил в научной лит-ре название «мелькитский ренессанс» (араб.- нахда). Традиционно начало движения связывается с именем Е., хотя мн. его признаки заметны уже в творчестве мелькитских интеллектуалов 80-х гг. XVI в. Определенное влияние на Е. оказал митр. Иоаким Вифлеемский. Известными представителями «ренессанса» были ученики и преемники Е.- патриархи Евфимий III и Макарий III аз-Заим.
Е. стремился унифицировать литургические традиции восточнохрист. мира, что было залогом духовного единства правосл. народов. Опираясь на стандартные издания греч. венецианских типографий, Е. предпринял новые переводы и исправления араб. литургических текстов, устраняя разночтения и отклонения от греч. образца. Переводы и редактирование богослужебных книг заняли десятки лет, однако в лит-ре их сводят к неск. датам: к 1612 г. Мелетий Карма подготовил свои версии Служебника, Синаксаря, Стихираря и Типикона, ранее 1628 г.- Часослова, к 1633 г.- Евхология. Тексты Мелетия обрели широкую популярность в арабо-христ. среде, вытеснив прежние версии богослужебной лит-ры: в рукописных собраниях мон-рей Антиохийской Церкви они занимают по численности одно из первых мест наряду с переводами Библии Абдаллаха ибн аль-Фадла Антиохийского и творениями отцов Церкви. Переводы Служебника и Часослова легли в основу изданий, осуществленных в XVIII в. Антиохийскими патриархами Афанасием III Даббасом и Сильвестром. Помимо переводческой и редакторской деятельности Е. занимался оригинальным лит. творчеством. Ему принадлежат проповеди, послания, историческая заметка о мелькитских митрополитах Халеба и ряд др. сочинений (бóльшая часть сохр. в рукописях, не изд.).
В целях стандартизации богослужебной практики и выведения из употребления искаженных текстов Е. стремился использовать технические возможности книгопечатания. Поскольку типографии с араб. шрифтом существовали только в европ. странах, в 1617 г. Мелетий вступил в переписку с Ватиканом, испрашивая разрешение на издание араб. литургических книг в Италии. Несмотря на формальное согласие рим. Конгрегации пропаганды веры, переговоры, продолжавшиеся как до, так и после смерти Е., не привели к положительному результату. До 1622 г. Мелетий завершил перевод Библии на араб. язык, однако он также не был одобрен к изданию в Риме. Между тем многолетние контакты Е. с Конгрегацией пропаганды веры и дружеское общение с зап. миссионерами в Сирии породили в католич. кругах убеждение в его пролатинских симпатиях и готовности вступить в унию с Римом. Высказывалось предположение о том, что Е. был отравлен своим окружением, опасавшимся роста католич. влияния при нем. Согласно Ватиканским архивам, в 1635 г., уже после смерти Е., в Рим прибыл его посланник свящ. Пахомий с новыми письмами об организации араб. книгопечатания и с проектом заключения унии, к-рый также не был реализован.