(† ок. 366/7), еп. Элевтеропольский (Палестина) (ок. 359 - 366/7), арианин. Один из сторонников Акакия, еп. Кесарийского, в борьбе со свт. Кириллом Иерусалимским (Epiph. Adv. haer. [Panarion] LXXII 23, 27). В 359 г. участвовал в Соборе в Селевкии Исаврийской (см. Аримино-Селевкийский Собор), где примкнул к партии Акакия. Подписался под выдержанным в аномейском духе вероисповеданием Акакия, к-рое было отвергнуто омиусианским большинством Собора. На последнем, неофиц. заседании Собора (1 окт. 359) присутствовавшие на нем омиусиане оправдали примкнувшего к ним свт. Кирилла Иерусалимского и временно отлучили от церковного общения Е. в числе др. сторонников Акакия (Athanas. Alex. De Synod. 12). На К-польском Соборе в кон. янв.- нач. февр. 360 г. Е. вместе с Акакием присоединился к партии омиев. Благодаря усилиям Акакия и Е. Собор низложил свт. Кирилла Иерусалимского (Socr. Schol. Hist. eccl. II 41-42).
Под надзором Е. находился сосланный после Медиоланского Собора 355 г. Луцифер, еп. Каралитанский, один из ревностных защитников Православия на Западе. В послании рим. пресв. Марцеллина и Фаустина имп. Феодосию I Великому рассказывается о притеснениях, к-рые Луцифер претерпел в Элевтерополе (Coll. Avel. II 109). Однажды, когда Луцифер совершал Евхаристию для небольшой правосл. общины Элевтерополя, диакон Е., по имени Турбон, ворвался в храм, разогнал присутствующих, избил Луцифера и разбросал священные сосуды и книги. Однако о причастности к этому Е. авторы не сообщают.
После смерти имп. Констанция II в нояб. 361 г. Е. вместе с Акакием временно примкнул к сторонникам Никейского Символа веры. Он участвовал в работе Антиохийского Собора 363 г. (Socr. Schol. Hist. eccl. III 25). Собор принял Никейский Символ, но с дополнениями омиусиан. Строгие никейцы, такие как свт. Афанасий I Великий, отказались признать этот Собор православным не только из-за омиусианских дополнений к Никейскому Символу, но и из-за принятия в общение еретиков Акакия и Е., к-рым пришлось смириться с возвращением на Иерусалимскую кафедру их главного противника свт. Кирилла (362).
С установлением гегемонии омиев на Востоке при имп. Валенте (364-378) Е. и Акакий вновь вернулись в стан омиев. После смерти Акакия (ок. 365) Е. стал главой омийской партии в Палестине. К этому времени относится конфликт между Е. и свт. Кириллом Иерусалимским из-за кандидатов на Кесарийскую кафедру, освободившуюся после смерти еп. Евсевия. Е. и омии поддерживали кандидатуру некоего «старца» Кирилла, а свт. Кирилл Иерусалимский сначала выдвинул кандидатуру некоего Филомена, а впосл. своего племянника Геласия. Одержавший победу ставленник Е. «старец» Кирилл вскоре был изгнан из Кесарии народом. Свт. Кирилл Иерусалимский поспешил заменить его Геласием (367); однако и тот продержался недолго и вынужден был уступить кафедру омию Евзоию, к которому благоволил покровитель ариан имп. Валент (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LXXIII 37). О причастности Е. к возведению в сан еп. Кесарии Евзоия неизвестно.
Основной источник о жизни и деятельности Е.- «Панарион» (Против ересей) Епифания Кипрского, к-рый в годы епископского служения Е. подвизался в мон-ре близ Элевтерополя и был знаком с ним. Епифаний относился к Е. с почтением и даже считал, что по сути Е. был православным (Ibid. LXXIII 23). По словам Епифания, Е. воспринял правосл. веру от Иерусалимского архиеп. Максима (возможно, он был его клириком), однако потом из-за общения с Акакием «осквернился зловерием» последнего (Ibidem). После кончины Е. Епифаний в 366/7 г. покинул Элевтерополь и переселился на о-в Кипр, возможно из-за плохих отношений с преемником Е. еп. Гемеллином, которого Е. отказывался в своем сочинении титуловать епископом.
Блж. Иероним, еп. Стридонский, сообщает о некоем Евтихии, занявшем Иерусалимскую кафедру после 1-го низложения свт. Кирилла Иерусалимского. Блж. Иероним приводит эти сведения (Euseb. Chron. T. 2. P. 194) в связи со смертью Иерусалимского архиеп. Максима (350 или 351) и упоминает о 3 низложениях Кирилла, но называет точные даты 2 из них (в 357 Акакием и Е. и в 360 К-польским Собором). Вероятно, Е. после 1-го низложения (до 358) свт. Кирилла временно управлял делами Иерусалимской Церкви, оставаясь при этом епископом Элевтеропольским, что неправильно было истолковано блж. Иеронимом как переход Е. на Иерусалимскую кафедру.