(† IV в.), мч. Палестинский (пам. зап. 14 авг.). Мученичество Е., написанное анонимным автором на лат. языке, было издано в нач. XVIII в. Э. Мартеном и Ю. Дюраном в «Thesaurus novus anecdotorum» (Martene, Durand. T. 1. Col. 1649-1652), а затем болландистом И. Пинием в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Aug. T. 3. P. 150-151). Согласно тексту Мученичества, Максенций, наместник Палестины при имп. Максимиане (286-305), повелел на основании указа императора казнить христиан. В это время некий Е. открыто исповедовал Христа. По доносу он предстал перед наместником и смело порицал нечестие язычников, говоря, что их боги - дерево и камни, не способные ни слышать, ни видеть. Разгневанный Максенций приказал растянуть Е. на дыбе, а затем бросить в огонь. На следующий день наместник доложил императору, что нашел человека, к-рый не поклоняется идолам, смущает других и многих уже обратил в христианство. Когда Е. пришел к императору, с неба раздался голос: «Мужайся, Евсевий, тебе уготованы венец и победа над врагом!» Максимиан был поражен смелыми и разумными ответами Е. и не осудил его на смерть, а вновь отправил к наместнику. Максенций тщетно пытался склонить Е. принести жертвы богам. Он приказал отрубить Е. голову. Когда мученик молился перед казнью, божественный глас с неба объявил, что Е. достоин Царствия Божия. Е. был усечен мечом.
Итал. исследователи предположили, что Е. пострадал во время правления имп. Максимина Дайи (305-313). В Римском Мартирологе 14 авг. поминается Евсевий, пресв. и исп. Римский, пострадавший при имп. Констанции II (337-361), стороннике ереси Ария. В Мартирологе Узуарда, изданном Гревением в нач. XVI в., Е. назван пресвитером. Этот титул, вероятно, был приписан ему из-за ошибочного смешения с Евсевием Римским, в др. зап. мартирологах Е. не упоминается. В греч. и рус. церковных календарях память Е. отсутствует.