Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВГЕНИЙ I
17, С. 89-90 опубликовано: 5 февраля 2013г.


ЕВГЕНИЙ I

Евгений I, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ)
Евгений I, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ)

Евгений I, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ)
(† 2.06.657, Рим), св. (пам. зап. 2 июня), папа Римский (с 10 авг. 654). Урожденный римлянин, сын Руфиниана, Е. с ранней юности воспитывался при Церкви. В Liber Pontificalis он назван человеком добрым, мягким, безропотным и всем уступавшим.

Предшественник Е. на Римской кафедре свт. Мартин I с т. зр. визант. властей стал папой незаконно, т. к. его избрание не было утверждено императором. Еще в 649 г. имп. Констант II отдал приказ Равеннскому экзарху Олимпию об аресте Мартина I. Однако Олимпий не выполнил приказ, а, объявив себя императором в Италии, вступил в сговор с папой. Благодаря его поддержке свт. Мартин I мог вести открытую борьбу против насаждавшегося визант. императором монофелитства. После смерти Олимпия имп. Констант II восстановил власть над Равеннским Экзархатом и отдал приказ новому экзарху Феодору Каллиопе, прибывшему в Рим 15 июня 653 г. низложить и арестовать папу. Во время ареста 17 июня Мартин I возложил временное управление Римской Церковью на коллегию из 3 чел.: архидиакона, архипресвитера и светского примикирия места (primicerius locum), о чем сообщается в его послании к к-польскому мон. Феодору, написанном в К-поле в окт.-нояб. 654 г. (Martinus I. Ep. 15). Ночью 18 июня 653 г. папу Мартина I тайно вывезли из Рима.

10 авг. 654 г. на Папский престол при участии экзарха Феодора Каллиопы был возведен Е. Свт. Мартин I, находясь в ссылке в Херсонесе, узнал о поставлении в Риме нового епископа (Idem. Ep. 17). Новоизбранный папа был вскоре утвержден императором. Вероятно, кандидатура Е. устраивала Константа II, к-рый рассчитывал на его помощь в восстановлении общения между Римом и К-полем.

В первые дни правления Е. отправил апокрисиариев к императору в К-поль. Патриарх К-польский Пирр I (вторично избран 4 янв. 654) надеялся, что благодаря этому посольству будут восстановлены отношения с Римом, однако Е., хотя и стремился в отличие от своего преемника избегать конфликтов с имперской властью, в области вероучения придерживался позиции свт. Мартина I и не намеревался восстанавливать общение с патриархом-монофелитом. Сменивший Пирра патриарх К-польский Петр (654-666) направил Е. через отбывших в Рим папских апокрисиариев послание с предложением восстановить общение Церквей. К документу прилагалось исповедание патриарха, где его позиция в монофелитском споре оставалась неясной. Первоначальное отношение Е. к этому документу неизвестно. Зачитанный публично в одной из рим. церквей, он вызвал возмущение у рим. народа и духовенства и, по сообщению Liber Pontificalis, был с негодованием выброшен, а народ, собравшись в ц. Пресв. Девы Марии (ныне Санта-Мария Маджоре), не допускал папу до совершения литургии, пока тот не дал публичное обещание отвергнуть предложение К-польского патриарха Петра.

В послании рим. пресв. Анастасия, друга и корреспондента прп. Максима Исповедника? к монахам из г. Каралы (ныне Кальяри, Сардиния) после краткого изложения правосл. и монофелитского учений сообщается, что еретики пытались привлечь на свою сторону папских апокрисиариев, а также разослали по всему миру письма со своим вероучением, но в Риме нашлось множество твердых в вере клириков, к-рые отвергли эти письма (PG. 90. Col. 133-135). Вопреки традиц. мнению (Hefele. 1895. P. 129-130) В. Грюмель полагал, что в послании Анастасия речь идет, вероятно, о др. послании патриарха Петра, к-рое датируется после 2 июня 657 г. Намек на это послание содержится в письме Максима Исповедника к пресв. Анастасию, которое, видимо, предшествовало посланию Анастасия к сардинским монахам. Письмо Максима датировано «Преполовением Пятидесятницы, попавшим на 18-й день месяца». Такая хронология указывает на 658 г., когда Преполовение было 18 мая (Jülicher A. Berichtigung von Daten im heraklianischen Jahrhundert. Tüb., 1921. S. 130-133). Именно послание 658 г., а не документ, направленный Е., упомянуто в послании папы Агафона к Константину IV Погонату и в актах Вселенского VI Собора (Mansi. T. 11. Col. 276-277, 572-573).

События в Риме, связанные с посланием патриарха Петра, вызвали раздражение имп. Константа II, ожидавшего от Е. иного поведения. В актах допроса прп. Максима Исповедника упоминается высказывание некоего патриция Троила о том, что у императора якобы хватит сил, чтобы арестовать папу, т. е. Е., и разогнать «всех галдящих в Риме». Однако внешнеполитические и военные неудачи империи (поражение при Финике в Ликии в 655) отвлекли императора от этих планов.

Перед кончиной Е. раздал все свое имущество бедным и клирикам. Погребен в базилике ап. Петра в Риме. Его имя не значится ни в одном древнем Мартирологе или календаре, о его почитании в Риме сведений нет, точное место захоронения уже в средние века было неизвестно. Кард. Цезарь Бароний внес имя Е. в Римский Мартиролог под 2 июня, руководствуясь, вероятно, тем, что в Liber Pontificalis папа назван человеком «выдающейся святости» (sanctitate praeclarior).

Ист.: LP. Vol. 1. Col. 341-342; Anastasius Bibliothecarius. Historia de vitis Romanorum Pontificum // PL. 129. Col. 763; ActaSS. Iun. T. 1. P. 220-222; Martinus I. Ep. 15 // PL. 87. Col. 199; idem. Ep. 17 // Ibid. Col. 204; Acta Maximi. 7 // PG. 90. Col. 121; Maximus Confessor. Ep. ad Anastasium // Ibid. Col. 131-133; Epistula Anastasii // Ibid. Col. 133-135; MartRom. P. 220.
Лит.: Hefele K. J. A History of Councils of the Church / Ed. W. R. Clarck. Edinb., 1895. Vol. 4; Clerval A. Eugène I // DTC. Vol. 5. Col. 1488-1489; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 580-587, 780; Seppelt F. X. Geschichte des Päpste. Münch., 19552. Bd. 2. S. 68-71; Mallardo D. Papa sant'Eugenio I (654-657): Diss. Napoli, 1943; Fliche, Martin. HE. Vol. 5. P. 403; Marot H. Eugène I (7) // DHGE. T. 15. Col. 1346-1347; RegPatr, N 203, 204; Бородин О. Р. Равеннский экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001. С. 142-161.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Папы Римские Евгений I († 657), папа Римский (с авг. 654), святой (пам. зап. 2 июня)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)
АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)
АНАКЛЕТ I (Аненклет), папа Римский, св. (пам. 7 июня; католич. пам. как мученика 26 апр. и 13 июля)