(† 2.06.657, Рим), св. (пам. зап. 2 июня), папа Римский (с 10 авг. 654). Урожденный римлянин, сын Руфиниана, Е. с ранней юности воспитывался при Церкви. В Liber Pontificalis он назван человеком добрым, мягким, безропотным и всем уступавшим.
Предшественник Е. на Римской кафедре свт. Мартин I с т. зр. визант. властей стал папой незаконно, т. к. его избрание не было утверждено императором. Еще в 649 г. имп. Констант II отдал приказ Равеннскому экзарху Олимпию об аресте Мартина I. Однако Олимпий не выполнил приказ, а, объявив себя императором в Италии, вступил в сговор с папой. Благодаря его поддержке свт. Мартин I мог вести открытую борьбу против насаждавшегося визант. императором монофелитства. После смерти Олимпия имп. Констант II восстановил власть над Равеннским Экзархатом и отдал приказ новому экзарху Феодору Каллиопе, прибывшему в Рим 15 июня 653 г. низложить и арестовать папу. Во время ареста 17 июня Мартин I возложил временное управление Римской Церковью на коллегию из 3 чел.: архидиакона, архипресвитера и светского примикирия места (primicerius locum), о чем сообщается в его послании к к-польскому мон. Феодору, написанном в К-поле в окт.-нояб. 654 г. (Martinus I. Ep. 15). Ночью 18 июня 653 г. папу Мартина I тайно вывезли из Рима.
10 авг. 654 г. на Папский престол при участии экзарха Феодора Каллиопы был возведен Е. Свт. Мартин I, находясь в ссылке в Херсонесе, узнал о поставлении в Риме нового епископа (Idem. Ep. 17). Новоизбранный папа был вскоре утвержден императором. Вероятно, кандидатура Е. устраивала Константа II, к-рый рассчитывал на его помощь в восстановлении общения между Римом и К-полем.
В первые дни правления Е. отправил апокрисиариев к императору в К-поль. Патриарх К-польский Пирр I (вторично избран 4 янв. 654) надеялся, что благодаря этому посольству будут восстановлены отношения с Римом, однако Е., хотя и стремился в отличие от своего преемника избегать конфликтов с имперской властью, в области вероучения придерживался позиции свт. Мартина I и не намеревался восстанавливать общение с патриархом-монофелитом. Сменивший Пирра патриарх К-польский Петр (654-666) направил Е. через отбывших в Рим папских апокрисиариев послание с предложением восстановить общение Церквей. К документу прилагалось исповедание патриарха, где его позиция в монофелитском споре оставалась неясной. Первоначальное отношение Е. к этому документу неизвестно. Зачитанный публично в одной из рим. церквей, он вызвал возмущение у рим. народа и духовенства и, по сообщению Liber Pontificalis, был с негодованием выброшен, а народ, собравшись в ц. Пресв. Девы Марии (ныне Санта-Мария Маджоре), не допускал папу до совершения литургии, пока тот не дал публичное обещание отвергнуть предложение К-польского патриарха Петра.
В послании рим. пресв. Анастасия, друга и корреспондента прп. Максима Исповедника? к монахам из г. Каралы (ныне Кальяри, Сардиния) после краткого изложения правосл. и монофелитского учений сообщается, что еретики пытались привлечь на свою сторону папских апокрисиариев, а также разослали по всему миру письма со своим вероучением, но в Риме нашлось множество твердых в вере клириков, к-рые отвергли эти письма (PG. 90. Col. 133-135). Вопреки традиц. мнению (Hefele. 1895. P. 129-130) В. Грюмель полагал, что в послании Анастасия речь идет, вероятно, о др. послании патриарха Петра, к-рое датируется после 2 июня 657 г. Намек на это послание содержится в письме Максима Исповедника к пресв. Анастасию, которое, видимо, предшествовало посланию Анастасия к сардинским монахам. Письмо Максима датировано «Преполовением Пятидесятницы, попавшим на 18-й день месяца». Такая хронология указывает на 658 г., когда Преполовение было 18 мая (Jülicher A. Berichtigung von Daten im heraklianischen Jahrhundert. Tüb., 1921. S. 130-133). Именно послание 658 г., а не документ, направленный Е., упомянуто в послании папы Агафона к Константину IV Погонату и в актах Вселенского VI Собора (Mansi. T. 11. Col. 276-277, 572-573).
События в Риме, связанные с посланием патриарха Петра, вызвали раздражение имп. Константа II, ожидавшего от Е. иного поведения. В актах допроса прп. Максима Исповедника упоминается высказывание некоего патриция Троила о том, что у императора якобы хватит сил, чтобы арестовать папу, т. е. Е., и разогнать «всех галдящих в Риме». Однако внешнеполитические и военные неудачи империи (поражение при Финике в Ликии в 655) отвлекли императора от этих планов.
Перед кончиной Е. раздал все свое имущество бедным и клирикам. Погребен в базилике ап. Петра в Риме. Его имя не значится ни в одном древнем Мартирологе или календаре, о его почитании в Риме сведений нет, точное место захоронения уже в средние века было неизвестно. Кард. Цезарь Бароний внес имя Е. в Римский Мартиролог под 2 июня, руководствуясь, вероятно, тем, что в Liber Pontificalis папа назван человеком «выдающейся святости» (sanctitate praeclarior).