(Сахаров-Платонов Макарий Дмитриевич; 1814, с. Урень Варнавинского у. Костромской губ.- 26.06.1888, симбирский Покровский мон-рь), еп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье причетника. Рано остался сиротой, во время учебы бедствовал. В 1828-1834 гг. учился в Костромской ДС. В старших классах семинарии исполнял должность лектора по классу греч. и нем. языков. В 1834 г. направлен в МДА, к-рую окончил в 1838 г. 1-м по разрядному списку, и был оставлен в академии бакалавром герменевтики и библейской археологии по классу истолковательного богословия; одновременно назначен на должность библиотекаря академии. По окончании МДА вместе с др. выпускниками ходил к прп. Серафиму Саровскому, к-рый поклонился буд. Симбирскому епископу в ноги, провидя его благочестивое служение.
В 1837 г. он как 1-й студент старшего отд-ния МДА был удостоен платоновской стипендии с прибавлением фамилии Платонов - 1-м после 13-летнего перерыва. Магист. соч. Е. «О связи греха с болезнями и смертью» было особо отмечено Конференцией МДА и в 1838 г. рекомендовано к публикации, но так и не было напечатано. В 1838-1840 гг. им были составлены лекции по герменевтике, одобренные Московским митр. Филаретом (Дроздовым), в 1842-1846 гг.- лекции по всему курсу Свящ. Писания. Из этих лекций опубликован фрагмент «О прообразовательном смысле Священного Писания».
29 авг. 1838 г. пострижен в монашество с именем Евгений, 3 сент. рукоположен во диакона, 4 сент.- во иерея. 1 дек. того же года утвержден в степени магистра богословия. С 1841 г. преподавал патристику - вновь введенный в МДА, а затем и во всех духовных академиях предмет. Е. стал 1-м преподавателем патристики в высшей духовной школе. В 1839 г. в семинариях было введено преподавание историко-богословского учения об отцах Церкви, и правление МДА с согласия Московского митрополита поручило преподавание патристики бакалавру герменевтики Е. Синод указом от 16 июля 1841 г. не только утвердил инициативу МДА, но и распорядился ввести патристику в академиях, преобразованных к этому времени по Уставу 1814 г. (СПбДА и КДА). Е. были составлены 1-я программа по патристике и «отчетливые лекции» по этой новой науке (Смирнов. С. 44), к-рыми пользовались и в дальнейшем, но из этих лекций опубликован был только фрагмент о сщмч. Иринее Лионском.
Определением Синода от 22 сент. [10 окт.] 1841 г. Е. был назначен членом Конференции МДА в виде исключения. Указом Синода от 15 окт. того же года он был причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры С.-Петербурга. В 1842-1847 гг. Е. преподавал Свящ. Писание. Определением Синода от 21 [28] сент. 1842 г. назначен инспектором МДА. 28 февр. 1843 г. возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля 3-классного мон-ря. Определением Синода от 15 февр. [21 марта] 1844 г. назначен на должность экстраординарного профессора академии. С 13 февр. 1847 г. ректор и профессор богословских наук Вифанской ДС, с 22 мая настоятель московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря. С 20 дек. 1849 г. ректор и профессор богословских наук МДС, настоятель Высокопетровского московского монастыря, с 31 авг. 1853 г. ректор и профессор богословских наук МДА. Одновременно Е. была присвоена степень архимандрита первоклассного мон-ря с оставлением настоятелем Высокопетровской обители.
В период ректорства Е. в МДА в духовных академиях вводились новые миссионерские предметы (1855-1857). В МДА стали преподавать учение о расколе. Несмотря на то что этот предмет был полезен всем выпускникам академии, Е. считал, что увеличившаяся программа преподавания не способствовала плодотворному усвоению студентами основных богословских наук и нового предмета. По ходатайству Конференции МДА Синод разрешил ввести параллельное преподавание учения о расколе и физико-математических наук. Е. неоднократно назначался ревизором семинарий Московского окр.: и когда был бакалавром, и в дальнейшем, когда был инспектором и ректором академии. Его отчеты, несмотря на казенную форму, отличаются доброжелательностью и практическими советами преподавателям и ученикам семинарий.
Академия хранила предания о строго аскетическом образе жизни Е., о его смирении, о милосердии к нищим. Когда в 1851 г. Е. хотели назначить ректором КазДА, митр. Московский Филарет (Дроздов) в письме к своему ученику и другу Казанскому архиеп. Григорию (Постникову) писал, что он «человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса. Для своих хорош, неблистательный для внешних» (ЧОЛДП. 1877. Дек. Отд. 3. С. 168-169).
6 окт. 1857 г. Е. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 13 окт. следующего года по предложению Московского митр. Филарета определен епископом Симбирским и Сызранским. 16 окт. 1860 г. освятил Всехсвятскую ц. на старинном кладбище Симбирска (ныне Ульяновск), в 1872 г.- Казанский собор в Сызрани. Е. не чувствовал себя сильным администратором, но все дела решал очень аккуратно и основательно. Почти не выступал с проповедями, но почитался православными Симбирской епархии за молитвенность и аскетический образ жизни. Усердно отстаивал права вдов и сирот духовенства, жертвовал собственные средства, раздавал милостыню. Внимательно следил за состоянием дел в Симбирской ДС, часто бывал в муж. и жен. гимназиях, выпускные экзамены по Закону Божию у гимназистов принимал лично. По воспоминаниям чуваш. просветителя И. Я. Яковлева, часто конфликтовал с кафедральным прот. А. Охотиным, фактически управлявшим консисторией. Подозревал Охотина в корыстолюбии, но не мог добиться ни отстранения, ни уменьшения его влияния.
7 дек. 1874 г. по болезни был уволен на покой, поселился в архиерейском доме симбирского Покровского мон-ря. По сведениям некролога, Е. наложил на себя обет молчания, а по отзывам Яковлева, он просто был неразговорчив, особенно с незнакомыми людьми. Перед смертью предсказал, что в день его кончины в Симбирске случится большой пожар, что и произошло. Отпевал Е. архиеп. Симбирский и Сызранский Варсонофий (Охотин).
На погребение Е. съехались тысячи людей со всей Симбирской епархии. Похоронен в Никольском кафедральном соборе Симбирска, в склепе, устроенном на средства его почитателя, богатого симбирского помещика и помощника прокурора Синода А. А. Арапова. В 20-х гг. XX в. собор был снесен, могила Е. не сохранилась.