Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНОН
36, С. 651-653 опубликовано: 15 июля 2019г.


КОНОН

Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ)
Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ)

Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ)
(Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798, ст-ца Есауловская области Войска Донского (не существует, затоплена) - 21.01.1884, Владимир), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Род. в казачьей старообрядческой семье, отец - полковой писарь. В юности Смирнов ушел из дома и дал обет принять монашество, но был возвращен и по воле родителей вступил в брак, имел сына и дочь. К. служил в армии «около 30 лет в Грузии, и на Кавказской линии, и внутри Войска Донского» (РГБ НИОР. Ф. 496. К. 1. Д. 1. Л. 1). По-видимому, на рубеже 30-х и 40-х гг. XIX в. Смирнов заинтересовался идеями беспоповцев об антихристе, разделял мнение о совершившемся духовном воцарении антихриста, полагал (как мн. старообрядцы), что под именем Иисус Греко-Российская Церковь чтит антихриста, считал, что эсхатологические пророчества должны исполниться в ближайшем будущем. Смирнов вел полемику по данным вопросам, в частности, с насельниками старообрядческого Лаврентьевского монастыря на Ветке близ Гомеля (закрыт в 1844). О спорах с К. вспоминал в 1863 г. И. Г. Кабанов (Ксенос), живший в Лаврентьевском монастыре ок. 10 лет (1834-1844) (Письмо к Кириллу Белокриницкому, названное «Объяснение и всенижайшее прошение», 13 янв. 1863 г. // Братское слово. 1891. Т. 2. № 14. С. 391-392). Эти воззрения отразились в толковании на 12-ю гл. 3-й Книги Ездры, к-рое К. написал, по-видимому, во 2-й пол. 40-х гг. или ранее.

В 1845 г. Смирнов расстался с женой с ее согласия и принял иночество в посаде Лужки Черниговской губ. (ныне село в Стародубском р-не Брянской обл.) от старца Тихона. Прожив 5 лет в Лужках в условиях суровой аскезы, К. отправился странствовать, жил в старообрядческих Куреневском и Черкасском мон-рях. В нач. 50-х гг. XIX в. К. поселился в Белокриницком Покровском мон-ре (см. в ст. Белая Криница); после кончины в 1854 г. инока Павла (Великодворского), исполнявшего в мон-ре обязанности письмоводителя, это послушание перешло к К. Белокриницкий митр. Кирил (Тимофеев) 20 окт. 1855 г. в Белокриницком монастыре рукоположил К. во епископа Новозыбковского, о чем просили выходцы из стародубских слобод, решившие принять Белокриницкую иерархию. К. приходилось часто менять место жительства из-за преследований полиции в России, стремившейся арестовать епископов новоучрежденной Белокриницкой иерархии (в 1879 К. писал, что он подвергся заключению «за епископство» - РГБ НИОР. Ф. 246. К. 205. Д. 12. Л. 15-15 об.). В одно из посещений старообрядческого Владимирского архиеп. Антония (Шутова) в дер. Б. Двор Богородского у. Московской губ. К. участвовал в поставлении Иова (Зрянина) в епископа Кавказского и Донского; в янв. 1857 г. в Гуслице состоялась хиротония Геннадия (Беляева) во епископа Пермского, к-рую совершили архиеп. Антоний, К. и Иов. По словам К., им «рукоположены были токмо два священника и два диакона, по крайней неудобности» (Там же. Ф. 496. К. 1. Д. 1. Л. 1 об.). К. побывал в Иоанна Нового Сочавского монастыре (ныне в Румынии) «для обозрения древности».

16 окт. 1858 г., во время очередной поездки из Киева в Куреневский монастырь, К. был арестован в мест. Паволочь (ныне село в Житомирской обл., Украина). 30 янв. 1859 г. последовало постановление об отсылке его в мон-рь, 7 апр. он был доставлен в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня монастырь. Имевшиеся у К. деньги (167 р.) он попросил раздать беднейшим жителям Суздаля и передать мон-рю для нужд арестантов. Ко времени прибытия К. в Спасо-Евфимиев монастырь там содержались 2 старообрядческих епископа - Славский Аркадий (Дорофеев) и Тульчинский Алимпий (Вепринцев), позднее здесь оказался Геннадий (Беляев). Условия содержания старообрядцев были суровыми. К. много читал, посещавшие его отмечали кротость и смирение, с которыми он переносил заключение.

К старообрядческим епископам в Спасо-Евфимиев мон-рь приходили миссионеры, которые вели с ними беседы о присоединении к правосл. Церкви. Так, в одной из бесед архим. Павел Прусский предложил К. съездить в Москву и ознакомиться с собраниями древних рукописей и старопечатных книг. К. согласился. В кон. 1869 г. пришло разрешение посетить Никольский единоверческий монастырь; К. и Геннадий (Беляев) прибыли туда. Они ознакомились с рукописями хранившейся в Никольском мон-ре Хлудовской б-ки, посетили Патриаршую б-ку и Успенский собор в Кремле. В нояб. 1870 г. Геннадий вернулся в Суздаль. К. провел в Никольском монастыре зиму 1870/71 г. Его часто навещали московские старообрядцы, приносившие ему все необходимое и спрашивавшие, что он увидел в древних книгах. К. отвечал, что встречал написание имени Спасителя как Иисус «и что оно есть также имя Спасителя». Власти предлагали К. остаться в Никольском мон-ре, но он вернулся в Суздаль. С К. вел переписку Н. И. Субботин, к-рый передавал узнику книги по истории старообрядчества; последнее письмо Субботину К. послал 6 мая 1878 г.

16 июля 1875 г. в Спасо-Евфимиевом мон-ре К. написал «Истинное и беспристрастное свидетельство старообрядческого старца Конона о имени Спасителя Господа Христа» (опубл.: Братское слово. 1883. № 10. С. 508-512; Во время оно… Прил. к ж. «Церковь». 2009. Вып. 5. С. 102-104), к-рое знаменовало отказ К. от прежних эсхатологических воззрений, в частности, от представления, что под именем Иисус Русская Церковь почитает антихриста. Сочинение вызвало недоумение у старообрядческой Московской архиепископии, члены Духовного совета, заседавшего 29 сент. 1875 г., решили, что не могут согласиться с позицией К. (РГБ НИОР. Ф. 246. К. 210. Д. 1. Л. 7-7 об.).

Старообрядцы приложили много усилий для освобождения своих епископов: обращения направлялись общественным и гос. деятелям, гр. Л. Н. Толстому. Освобождение последовало 9 сент. 1881 г. К., неспособного передвигаться, вынесли из камеры. До кончины К. жил во Владимире, похоронен в Москве, на Рогожском кладбище.

Арх.: РГБ НИОР. № 496 (личный фонд К.); Ф. 246. К. 205. Д. 12; К. 210. Д. 1.
Ист.: Субботин Н. И. Поездка в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в 1870 г. // Братское слово. 1883. № 4. С. 192-206; Переписка с Кононом Новозыбковским // Там же. № 9. С. 442-475; № 10. С. 497-508; Павел (Леднев), архим. Воспоминания о Геннадии и Кононе // Там же. 1884. № 3. С. 107-120; Перекрестов Р. И. Письма старообрядческого еп. Конона // Клинцовский летописец: Исслед., документы, восп. Клинцы, 2004. Кн. 1. С. 155-162; «Часовые смотрят постоянно и не дают даже молитвы производить без смущения»: Переписка Московской архиепископии и суздальских узников // «Во время оно»: Прил. к ж. «Церковь». 2007. Вып. 4. С. 29-68; 2009. Вып. 5. С. 95-132.
Лит.: Пругавин А. С. Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости. СПб., 1903. М., 1908. Бородулино, 1995р; Агеева Е. А. Старообрядцы в Спасо-Евфимиевом монастыре // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: К 650-летию основания монастыря: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 130-137; Боченков В. В. Л. Н. Толстой и освобождение старообрядческих епископов Аркадия, Конона и Геннадия - узников суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Старообрядчество в России (ХVII-ХХ вв.). М., 2010. Вып. 4. С. 80-89.
Е. А. Агеева