[греч. Κόνων; лат. Conon, Conus; итал. Conone, Cuono] (III в.), прмч. Иконийский (пам. 6 марта; пам. зап. 29 мая), старший. Изначально Мученичество К. было написано по-гречески (BHG, N 360-360a) и не позднее IX в. переведено на латынь (BHL, N 1912; ActaSS. Mai. T. 7. P. 4). В XIII в. на лат. языке было создано более пространное сказание о К. и его сыне (BHL, N 1913).
Согласно раннему греч. Мученичеству, К. жил в г. Иконий в Исаврии (ныне Конья, Турция). После смерти жены он остался с сыном и вел праведную жизнь, удалившись в некий мон-рь (анахронизм). Подобно Моисею, он мог повелевать воде. В той области протекала река, через к-рую во время половодья невозможно было переправиться. Когда народ обратился к К. за помощью, святой помолился, и речной поток остановился, разделившись на 2 части, так что люди смогли перейти реку по образовавшейся тропе. После этого К. вернулся домой, позабыв вернуть поток в прежнее русло, так что вода затопила близлежащие деревни. Узнав о случившемся, К. снова пришел к реке и приказал ей течь в обычном направлении. Молва о К. дошла до комита Домициана, к-рый по приказу имп. Аврелиана (270-275) прибыл в Иконий, чтобы следить за тем, как жители области приносят жертвы. Вызванный на допрос К. смело объявил себя христианином, добавив, что у него есть сын, к-рый в 12 лет стал чтецом, а затем удостоился сана диакона, и просил привести его на суд. За отказ принести жертву идолам комит Домициан приказал подвергнуть К. и его сына страшным пыткам, к-рые, однако, не причинили им вреда. Тогда Домициан велел отпилить мученикам руки деревянной пилой. После этого с неба раздался глас, призывающий К. и его сына получить мученические венцы от Господа. Совершив молитву, святые предали душу Богу и были с честью похоронены благочестивыми христианами (в лат. Мученичестве говорится, что память мучеников отмечается 20 мая).
В более поздней лат. версии Мученичества К., так же как и его сын (безымянный в греч. Мученичестве и его лат. переводе), назван Коном (Conus). Здесь говорится, что супруга К. скончалась сразу после родов; когда мальчику исполнилось 7 лет, отец раздал имение нищим и удалился вместе с ним в мон-рь. Бог даровал К. благодать исцелять больных и изгонять бесов. Заботясь о спасении людских душ, К. разрушал языческие храмы и обращал к истинной вере жителей не только Икония, но и др. провинций. Вместе со своим 17-летним сыном он претерпел многие пытки за Христа и отошел ко Господу. В тот же час случилось землетрясение, мн. капища рухнули, а Домициан в страхе укрылся в своем доме. 3 июня ночью монахи похоронили останки К. и его сына в обители на горе Сион.
В визант. Синаксарях память К. отсутствует, лишь в нек-рых из них, относящихся к XII-XIV вв., под 5 и 6 марта упоминается некий Конон (напр.: Bodl. Auct. T. 3. 16; Ambros. B. 133. Sup.; Paris. gr. 1624). В Синаксаре 1172 г. (Lips. R. II. 25) под 3 июня имеется запись, сделанная др. писцом, о том, что сказание о Кононе помещено под 6 марта. Учитывая то, что в поздней лат. версии Мученичества 3 июня указывается как день погребения святого, можно предположить, что первоначально его память отмечалась в визант. календарях под этим числом, затем была перенесена на 5 или 6 марта, а впосл. не указывалась. В совр. календаре Элладской Православной Церкви память святого отсутствует.
В слав. традиции сказание о К. и его сыне было включено в состав Волоколамской Минеи посл. четв. XV в. (РГБ. Вол. № 595) под 5 марта, в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 1-11. Л. 48-50) и в Жития святых свт. Димитрия Ростовского - под 6 марта.
В Мартирологе Рабана Мавра († 856) память К. и его сына, а также сказание о них, близкое к тексту раннего Мученичества, помещены под 20 мая (St. Gallen. Stiftsbibl. 457. P. 63-64). Под этим же числом имя мученика указано в перечне святых, память к-рых праздновалась в аббатстве Санкт-Галлен на рубеже IX и X вв. (Munding E. Das Verzeichnis. Lpz., 1918. S. 7). В пассионале кон. IX в. из монастыря Райхенау ранняя версия Мученичества К. содержится под 23 мая (Stuttg. Württembergische Landesbibl. HB XIV 13. Fol. 191r - 192v). В зап. «исторических» Мартирологах IX в. (Адона, архиеп. Вьеннского, Узуарда) память К. и его сына, а также сказание о них приводятся под 29 мая. Под этим же числом святые упоминаются в Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.).
Особое почитание К. и его сына засвидетельствовано в итал. г. Ачерра, покровителями к-рого они считаются: в грамоте капуанского принца Джордано I (1079) упоминается о небольшой церкви (cella) во имя К., находившейся в Ачерре и относящейся к мон-рю св. Лаврентия в Аверсе (Regii Neapolitani archivi monumenta edita ac illustrata. Neapoli, 1857. Vol. 5. P. 87-88). В грамотах из Аверсы 1087, 1097 и 1098 гг. также говорится о существовании этой церкви (Caporale. 1885. Р. LXIV-LXVII). В наст. время в соборе Ачерры, освященном во имя К. и его сына Кония или Конелла, хранится часть мощей святого (плечевая кость), к-рую, согласно документам 1688 г., еп. Карло де Анджелис доставил туда из рим. катакомб (Ibid. Р. 78-79). По сведениям Ф. Феррари, мощи или часть мощей мучеников находились в Ачерре уже в нач. XVII в. (Ferrari F. Catalogus sanctorum Italiae in menses duodecim distributus. Mediolani, 1613. P. 341). Также в соборе имеются деревянные статуи К. с крестом в правой руке и его сына с пальмовой ветвью (символом мученической смерти) и Евангелием. Литургическое поминовение святых 29 мая сопровождается в Ачерре процессией со статуями; также ежегодно в кон. авг. или в нач. сент. в городе устраивается народный праздник в честь его покровителей.
Идентификация К. и его сына оказывается затруднительной, поскольку накануне дня их памяти, отмечаемой 6 марта, почитаются 2 др. соименных святых - исп. Конон Исаврийский и мч. Конон Градарь (день пам. обоих - 5 марта).
Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - не упоминает о К. и его сыне. В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) их память отмечена; согласно описанию, К. «подобием стар, брада доле Златоустовы, надседа, власы просты, риза монашеская; сын его Конон, диакон, 17 лет, подобием млад, власы по плечам, риза диаконская, стихарь, в руке кадило и фимиамница» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 285). В пособии для иконописцев, составленном акад. В. Д. Фартусовым, «Конон-отец - с менее чем средней величины бородой, волосы коротки, с большой проседью, лицом худ, но очень красив и светел», изображен облаченным в «одежды небогатые» - тунику и темную короткую мантию; отмечается, что святому можно «писать хартию» с неск. вариантами изречений, в одном из к-рых можно видеть косвенное указание на его монашеское служение («Подобает нам, верным, многими скорбьми внити в царствие Божие, а сынове мира сего, пространно в сластях мирских живущии, изгнани будут вон, и идут во тьму кромешную, идеже будетъ плач, и скрежет зубом»). Там же о сыне К. говорится, что он молод, безбород, «лицом красив», облачен в белую тунику, с поручами и орарем, что указывает на его диаконское служение; содержание хартии в руке подчеркивает или факт ухода от мира ради спасения души («Жизнь сия несть жизнь, но смерть, и вси любители временныя сея жизни умирают вечно: есть же жизнь о Владыки нашего Христа безконечная, юже дает любящым Его»), или праведность, вознагражденную жизнью вечной («Праведным рабом Христовым нетленныя уготовашася венцы в славе небесной, нескончаемом царствии Христа Бога нашего») (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 202-203);
В одном из наиболее древних известных настенных минологиев - росписи ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) - в юж. люнете на юго-зап. стене основного объема изображен оплечно св. Конон (сохр. надпись). П. Мийович (Миjовић. Менолог. С. 295, схема 27 на с. 300) относит его память к 5 марта, идентифицируя как исп. Конона Исаврийского или мч. Конона Градаря. Однако это изображение можно отнести и к 6 марта - в таком случае святой может быть определен как К.
Вероятно, поясные образы К. и его сына присутствуют в происходящем из Фессалоники Минологии с циклами двунадесятых праздников (1322-1340; Bodl. f. 1. Fol. 30v). Святые изображены фронтально с головами, обращенными друг к другу в 3/4-ном повороте. У К. небольшая борода и короткие волосы, он одет в красный хитон и зеленый гиматий. Сын обращается к нему с улыбкой; он безбород, с кудрявыми волосами, облачен в серый хитон и красный плащ. На миниатюре подчеркнут мученический чин обоих святых - в правых руках они держат тонкие белые кресты, в одеждах присутствует красный цвет, указывающий на их мученичество (см. также иконографию к ст.: Конон Градарь, мч.).