Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНВЕНТ
36, С. 561-562 опубликовано: 12 июня 2019г.


КОНВЕНТ

[лат. conventus - собрание], в католической Церкви наименование общины монахов или каноников. В период поздней античности и в средневековье лат. слово «conventus» применительно к христ. Церкви использовалось в разных контекстах. Оно могло обозначать храм как место собрания верующих (21-й канон Собора в Агате (ныне Агд, Франция) (506) - Concilia Galliae A. 314 - A. 506 / Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. Р. 202-203), церковные Соборы (Greg. Turon. Hist. Franc. IX 32; см. также письмо папы Римского Григория II легатам, посланным в Баварию (716) - MGH. Leges. T. 3. P. 451), провинциальные и диоцезальные синоды. В вестгот. Испании К. называлась территория, находившаяся в юрисдикции епископа, тогда как термин «диоцез» (diocesis) использовался для обозначения отдельного прихода (35-й канон IV Толедского Собора (633); также в «Хронике» Идация). Это словоупотребление отражало адм. практику эпохи Римской империи, где К. назывались низшие судебно-адм. единицы в ряде провинций (Haensch R. Capita provinciarum: Statthaltersitze und Provinzialverwaltung in der römischen Kaiserzeit. Mainz, 1997. S. 28-33).

В эпоху Каролингов термин «конвент» применялся к собраниям прелатов и знати королевства (conventus publicus, conventus populorum), к церковным Соборам (conventus synodalis), к судебным заседаниям и т. д. Также К. называли общины монахов и каноников, живущих совместно и собирающихся для богослужения (напр.: Vita Ansberti episcopi Rotomagensis // MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 623). В этом смысле термин фигурирует в статутах мон-ря Клюни, составленных аббатом Петром Достопочтенным, и в др. монашеских статутах XI-XIII вв. (Consuetudines Benedictinae Variae: (Saec. XI - saec. XIV). Siegburg, 1975), в сочинениях католич. св. Бернарда Клервоского († 1153), Петра из Целлы († 1183) и др. авторов. Монашеская община нередко описывалась как «аббат (или приор) с конвентом» (abbas (prior) et conventus, cum conventu - Michaud-Quantin. 1970. Р. 108). В XII-XIII вв. засвидетельствован термин «конвентуальная церковь» (conventualis ecclesia), обозначавший коллегиальную церковь (см. Капитул).

У бенедиктинцев, премонстрантов, августинцев - регулярных каноников конвентуальными назывались обители с достаточным для совершения всех предписанных богослужений количеством монахов или каноников (см., напр.: Statuts, chapitres généraux et visites de l'ordre de Cluny / Éd. G. Charvin. P., 1965. Vol. 1. P. 68-94). Как правило, считалось, что в мон-ре должно быть 12 монахов и настоятель, по примеру прп. Венедикта Нурсийского, который основал 12 обителей и в каждой поместил по 12 монахов и настоятеля. Поэтому иногда под К. понимали именно такое количество монашествующих. Так, англ. хронист У. Торн († 1397) указывал, что в сер. XI в. в аббатстве св. Августина в Кентербери после реформирования осталось 60 монахов с настоятелем, т. е. «пять конвентов» (et erant .lx. monachi professi praeter abbatem, hoc est, quinque conventus in universo - Historiae Anglicanae scriptores decem / Ed. R. Twysden. L., 1652. Col. 1807). К. могли также называть помещение, в к-ром собиралась вся община: зал капитула (в этом значении встречается уже в IX в. в хронике мон-ря Фонтенель (Сен-Вандрий) - Chronique des abbés de Fontenelle (Saint-Wandrille) / Éd. P. Pradié. P., 1999. P. 170) или часть клуатра (conventus claustri).

В XIII в. в ун-тах К. называли собрание профессоров или экзамен на степень доктора (напр., в Болонье и др. итал. ун-тах) (Weijers O. Terminologie des Universités au XIIIe siècle. R., 1987).

Начиная с 40-х гг. XIII в. К. (domus conventualis, conventus) стали называть крупные общины ордена францисканцев, возникавшие в городах. Позднее это наименование получили общины др. нищенствующих орденов, члены к-рых не были связаны принципом постоянства места монашеского служения (stabilitas loci) (Mailleux. 2003; Köpf. 2007). В XIV в. споры о формах монашеской жизни привели к разделению в 1517 г. францисканцев на конвентуалов и обсервантов. После Тридентского Собора различались «большие конвенты» (conventus maior), насчитывавшие не менее 12 монахов, и «малые конвенты» (conventus minor).

В Codex iuris canonici 1917 и 1983 гг. термин «конвент» не употребляется.

См. также ст. Монастырь.

Лит.: Simeone L. De condicione juridica parvarum domorum religiosorum. Padua, 1942; Michaud-Quantin P. Universitas: Expressions du mouvement communautaire dans le Moyen-Âge latin. P., 1970. P. 107-109; Samaritani A. Il «Conventus» e le congregazioni chiericali di Ferrara tra analoghe istituzioni ecclesiastiche nei sec. X-XV // Ravennatensia. Cesena, 1979. Vol. 7. P. 159-202; Bougerol J.-G. Convent // Encyclopedia of the Middle Ages / Ed. A. Vauchez et al. Chicago etc., 2000. Vol. 1. P. 366; Mailleux R.-G. Locus et Conventus dans l'Ordre des frères Mineurs avant 1517 // Frate Francesco: Riv. di cultura francescana. R., 2003. Vol. 69. P. 57-90; Köpf U. Conventuals // Religion Past and Present: Encycl. of Theology and Religion. Leiden etc., 20074. Vol. 3. P. 468; Kehnel A. Der mendikantische Konvent: Lokale Schaltstelle einer universalen Kommunikationsgemeinschaft: Überlegungen zum Aufbau und zur Textstruktur des «Tractatus de adventu fratrum Minorum in Angliam» von Thomas von Eccleston (1258/9) // Franciscan Organisation in the Mendicant Context: Formal and Informal Structures of the Friars' Lives and Ministry in the Middle Ages / Ed. M. Robson, J. Röhrkasten. B., 2010. P. 179-224.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь. Основные понятия Конвент, в католической Церкви наименование общины монахов или каноников
См.также:
АННАТЫ сборы в пользу Римской курии
АННИВЕРСАРИЙ в практике католич. Церкви термин, обознач. ежегодное празднование или поминовение
БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать
GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором