[Коллуф, Калуф, Аколуф; копт. (apa) kol(l)o(u)cos ; араб. ( ); греч. Κόλλουθος, ᾿Ακόλουθος] (Ɨ нач. IV в.), мч. Египетский (пам. 19 мая; пам. копт. 24, 25 пашонса (19, 20 мая); пам. эфиоп. 25 генбота (20 мая)).
Агиографическое «досье» К. включает тексты разных жанров на копт. и араб. языках (полное описание рукописной традиции см.: Zanetti. 1996; дополнения: Idem. 2004. P. 54-56). Акты К. (см. Акты мучеников) на копт. языке исследователи датируют IV-V вв. и считают их переводом с греческого. Предполагалось, что араб. перевод Актов сохранился в рукописях Paris. arab. 153 и Vat. arab. 175 (Zanetti. 1996. P. 13), однако 1-й из этих текстов сильно поврежден и не поддается прочтению (Idem. 2004. P. 54), а 2-й представляет собой независимую араб. версию, состоящую из краткого Мученичества и Чуда обретения могилы К., к-рое известно и в отдельной редакции (Ibid. P. 78; копт. фрагм.: Devos. 1981. P. 287). Пространное Мученичество К., написанное на копт. языке, сохранилось лишь в небольшом отрывке на языке оригинала и полностью - в араб. переводе; очевидно, оно является лит. переработкой Актов. В честь К. были написаны неск. энкомиев на копт. языке, содержащих в т. ч. рассказы о его посмертных чудесах. Один из них (на 24 пашонса), принадлежащий еп. Исааку Антинойскому, сохранился полностью на копт. и араб. языках; другой (на 24 хатора (20 нояб.)), составленный Фойбаммоном, еп. Ахмима (Панополя),- во фрагментах на коптском и полностью на арабском (в одной из рукописей назван «вторым», из чего следует, что существовал, вероятно, еще один энкомий того же автора). Оба автора неизвестны по др. источникам. Фойбаммон назван в энкомии «диадохом [т. е. патриаршим викарием] всего [Верхнего?] Египта»; сообщается, что он находился в изгнании вместе с Александрийским патриархом Феодосием I (имеется в виду либо краткое бегство из Александрии в 535, либо пребывание в К-поле в 537-567), однако эта информация не находит подтверждения. В 2 араб. рукописях засвидетельствован еще один энкомий в честь К. авторства Исаака Антинойского (на 14 хойака (10 дек.); не изд.).
Известны также неск. сборников с описанием посмертных чудес К. на копт. и араб. языках. Из-за обрывочного характера рукописей невозможно утверждать, были ли они самостоятельными или входили в состав более обширных сборников. В арабской рукописи из монастыря прп. Макария Великого (Дейр-Абу-Макар) в Вади-эн-Натрун (№ 35 в агиографическом собрании; ок. 1549) содержится сборник c описанием 15 посмертных чудес К., часть к-рых не засвидетельствована на копт. языке (изд.: Zanetti. 2004; см. там же полный список чудес К. по всем известным рукописям и изданиям); одно из чудес датировано 1495/96 г. Эти чудеса обнаруживают явные параллели с копт. энкомием в честь мч. Филофея Антиохийского, приписываемым еп. Димитрию Антиохийскому, но, из-за того что 2-й памятник сохранился лишь во фрагментах, вопрос о связи между ними остается открытым (Ibid. P. 50-51). В 1997 г. в Каире вышло издание, основанное на 4 араб. рукописях и содержащее энкомии в честь К. Исаака Антинойского и Фойбаммона Ахмимского, Мученичество К. и сборник его посмертных чудес. Повествование о К. также включено в копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версию.
Согласно энкомию Исаака Антинойского, родители К. принадлежали к числу состоятельных людей г. Антиноя (Антинополь; араб. Ансина; ныне Эш-Шейх-Ибада, мухафаза Эль-Минья) в пров. Фиваида и долгое время не имели детей. Отец К. Ираклемон описывается как образец богатого землевладельца-христианина. Когда ему исполнилось 60 лет, у них с женой род. сын. К. удивлял окружающих способностями к учебе и стремлением к аскезе. Повзрослев, он отказался жениться и взял на себя управление семейным имением, помогая состарившимся родителям. В этот период жизни К. было явление ангела, предсказавшего ему мученическую кончину через много лет. После смерти родителей он раздал часть имения, а на оставшиеся средства построил и содержал неск. странноприимных домов. Еп. Антинои Пидемон (Пинутион, Пидион) сделал 30-летнего К. своим помощником и посвятил его во иерея. У Филиппа, сына еп. Пидемона, К. обучился искусству врачевания. Оба они занимались медицинской практикой безвозмездно. В это время сестра К. вышла замуж за правителя города язычника Ариана. Когда начались гонения, Ариан казнил еп. Пидемона (пам. копт. 1 мехира (26 янв.)). К. сначала был изгнан в г. Шмун (Эль-Ашмунейн), стоявший на др. берегу Нила, и провел там в заключении 3 года. Затем по приказу Ариана он был сожжен. В тексте не отмечается, где произошла казнь, но т. к. последующие чудеса связаны с мартирием К. в Антиное, то можно предположить, что речь идет об этом городе (согласно Актам, там состоялись суд и казнь; во фрагментах Мученичества зафиксирован лишь суд в Шмуне).
Др. источники незначительно дополняют это повествование. В Актах К. говорится, что он пострадал 24 пашонса в 20-й год правления Диоклетиана и Максимиана (19 мая 304) и в 3-й год правления Константина (308/9, что не согласуется с предшествующей датой). Во время суда Ариан ставил в пример К. поведение 2 епископов, согласившихся прилюдно принести жертвы,- отречение одного из них, Аполлония Асьютского, засвидетельствовано в письме ему, атрибутируемом сщмч. Петру I Александрийскому († 311) (возможно, неподлинное, но отражающее реальные события - см.: Barns J. W. B., Chadwick H. A Letter Ascribed to Peter of Alexandria // JThSt. N. S. 1973. Vol. 24. N 2. P. 443-455). В сохранившемся коптском отрывке энкомия Фойбаммона Ахмимского (связан с судом над К.) названы имена сестры мученика (Комедия) и его племянницы (Татиана). Согласно копто-араб. Синаксарю, К. пребывал в заключении в Эль-Бахнасе (Оксиринхе) и Ариан по просьбе жены не стал убивать его; затем Ариана сменил др. правитель, при к-ром К. был обезглавлен.
распространилось сразу после его мученической кончины: при исследовании копт. евангельских фрагментов IV в. в Гордон-колледже (США) было установлено, что на праздник К. читался отрывок, начинающийся с Лк 13. 23 (Pattengale. 2012. P. 4). К. был одним из почитаемых в Египте св. врачей-бессребреников и именовался архиатром (главным врачом). Уже при жизни он совершил ряд исцелений (сухорукого, слепого); к этому же типу относится большинство его посмертных чудес: исцеление от слепоты, гангрены, водянки, опухоли груди, паралича руки, болезней живота, бесплодия и т. д. Особо следует отметить описание чуда, сохранившееся не полностью на копт. языке: в нем повествуется об исцелении парализованного, которому К. явился в видении и велел найти проститутку по имени Мария, предсказав, что в результате их встречи она встанет на путь добродетели; рассказ имеет косвенные параллели в сборниках чудес др. почитаемых в Египте мучеников - Мины и Космы и Дамиана (см.: Devos. 1980). Как следует из описаний чудес К., он также помогал жертвам воровства и клеветы, карал за святотатство, освобождал от магических заклинаний. Со временем возникла традиция связывать имя К. преимущественно с врачеванием глазных заболеваний. В копт. медицинском папирусе X в. сохранился атрибутируемый К. рецепт глазного лекарства (Chassinat. 1921. P. 303-304). Мусульм. автор аль-Макризи (XIV-XV вв.) также отмечал, что К. исцелял воспаление глаз (см.: The Churches and Monasteries. 1895. P. 344). О широком почитании К. свидетельствует множество надписей и артефактов из разных городов Ср. и В. Египта, в т. ч. вотивных приношений в виде исцеленных частей тела.
Важнейшим местом почитания К. была Антиноя, где находился его мартирий. Развитие культа врача-бессребреника в городе, к-рый являлся крупным медицинским центром Египта (см.: Marganne M.-H. La «collection médicale» d'Antinoopolis // ZfPE. 1984. Bd. 56. S. 117-121), представляется неслучайным. Храм-мартирий во имя К. в Антиное был несомненно известен в нач. V в.: о нем упоминает живший в городе в это время Палладий, еп. Еленопольский, описывая, как К. явился некой подвижнице, предсказал ей скорую кончину и пригласил вкусить трапезу в его мартирии (Palladius. Lausiac. 60). О том, что при храме существовала традиция проводить агапы в честь мученика, говорится и в повествовании о его чудесах (Georgius. 1793. P. 21-22). В коптоараб. Синаксаре и в энкомиях в честь К. сообщается, что в мартирии хранились его мощи (вопрос об аутентичности этих и др. мощей остается открытым ввиду указания древнейшей агиографической традиции на казнь К. через сожжение). Константин, еп. Асьютский (VI-VII вв.), в одном из энкомиев, посвященных мч. Клавдию Антиохийскому, упоминает о богатстве этой церкви, на которое посягнули воры (Textes coptes relatifs à Saint Claude d'Antioche / Éd., trad. G. Godron. Turnhout, 1970. P. 642-643. (PO; T. 35. Fasc. 4)). Из энкомия Исаака Антинойского очевидно, что в храме практиковалась инкубация. Кроме того, по мнению А. Папаконстантину, он функционировал наподобие языческого оракула: при раскопках церкви были найдены гадательные записки VI-VII вв., обращенные к К. или чаще к «Богу Коллуфа». А. Леклерк, опираясь на описание одного из чудес К., из которого следует, что мартирий находился вне города (Georgius. 1793. P. 22-23), и на свидетельство путешественника XVIII в. свящ. К. Сикара, отождествил мартирий с т. н. пещерной церковью в дер. Дейр-Абу-Хиннис (близ Маллави), к югу от Антинои (Leclercq. 1907. Col. 2351-2353). Т. о., ввиду неоднозначных указаний в источниках определить количество храмов, посвященных К., и их расположение в Антиное и ее окрестностях на данный момент представляется затруднительным. Многочисленные упоминания К. обнаружены и на погребальных стелах на кладбище в Антиное, датируемых приблизительно VII в. (Papaconstantinou. 2001. P. 124).
Мощи К. в Антиное видел один из составителей «Истории Александрийских патриархов» - александрийский диак. Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж (XI в.). Согласно сведениям копт. свящ. Абу-ль-Макарима, автора полного перечня современных ему егип. храмов и мон-рей (сост. в 1177-1204), мощи К. имелись не только в Антиное, где со временем возник посвященный ему мон-рь, но и в мон-ре его имени в Асьюте. Этот же писатель сообщает о др. храмах во имя К. Один из них был построен в правление фатимидского халифа аль-Амира (1101-1130) в квартале Хамра-эль-Вуста в Фустате, на земле, выкупленной христианами у племени бану фахм. Др. храм (придел?), посвященный К., располагался на нижнем этаже ц. св. Онуфрия в этом же квартале; он сгорел вместе с основным храмом во время городского пожара 1169 г., но впосл. был восстановлен. Мон-рь во имя К. существовал в обл. Кена: со временем он пришел в запустение, но был возрожден богатым купцом из г. Кифт. Абу-ль-Макарим также упоминает церкви, посвященные К., в Деласе (совр. мухафаза Бени-Суэйф) и близ г. Кус (мухафаза Кена). Энкомий Фойбаммона Ахмимского был произнесен в день освящения храма К. в сел. Пневит (Плевит; ныне Банавит, к югу от Тахты, мухафаза Сохаг). Как считает О. Мейнардус, в VI-XI вв. центр почитания К. находился в Антиное, а к XII в. или позже переместился выше по течению Нила. О празднике в честь К., к-рый отмечался в Эр-Рифа-эль-Гарби близ Асьюта, упоминает аль-Макризи (см.: The Churches and Monasteries. 1895. P. 344; о церквах во имя К. в этом селении и в сел. Шандавиль близ Сохага см.: Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley: A Contribution towards the Study of the Ancient Churches. Oxf., 1912. P. 210, 213; из этих церквей происходят 2 рукописи, положенные в основу каирского издания агиографического «досье» К.). По сведениям Мейнардуса, мощи К. имеются в посвященной ему церкви (Абу-Клог) в сел. Эль-Фант (мухафаза Бени-Суэйф), где его память совершается 3 мехира (28 янв.) и 20 паоне (14 июня) (см.: Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 211). О существовании мест почитания К. в др. городах Египта свидетельствуют их упоминания в надписях V-VIII вв. (см.: Papaconstantinou. 2001. P. 123-124).
В качестве дня памяти К. копт. источники указывают как 25 пашонса (синаксарная память), так и 24-е того же месяца (Типикон Белого мон-ря и отдельные агиографические тексты). Вторая дата, фиксируемая с VI в. (Ibid. P. 125) и соответствующая 19 мая, была днем памяти К. и в визант. традиции, где его имя иногда передавалось в форме Аколуф (SynCP. Col. 695; PG. 117. Col. 465-466 [Минологий Василия II]). В то же время в Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) под 14 мая значится общая память мучеников Александра, Варвара и Аколуфа; в палестино-грузинском календаре X в. (Sinait. iber. 34) к этим святым примыкает мч. Исидор. По мнению Ж. Гаритта, эта группа могла возникнуть путем объединения 4 не связанных друг с другом святых, чья память отмечалась в мае, одним из которых был К. (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 224). В современном календаре Элладской Православной Церкви память К. отсутствует. Краткое сказание о К. вошло в средневековый арм. Синаксарь (Айсмавурк) под 15/16 марери (22/23 мая) (Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1930. Pt. 10: Mois de Maréri. P. 489-491. (PO; T. 21. Fasc. 4); Assemani. BO. T. 3/1. P. 647, 651; ср.: Georgius. 1793. P. 6-7). Почитание К. 20 мая известно и у сирийцев (указание на рукописный календарь см.: Georgius. 1793. P. 14).
О распространении почитания К. на Западе надежных сведений нет. В Иеронимовом Мартирологе под 9 февр. поминается одноименный египетский мученик (Colotus), а под 18 марта (в Сирийском Мартирологе 411 г. под 15 марта - Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 14. (PO; T. 10. Fasc. 1)) значится память одноименного диакона «в Александрии», отождествление к-рого с К., предложенное И. Делеэ (MartHieron. Comment. P. 84, 150), представляется маловероятным.
К., по всей видимости, сложилась на ранней стадии развития его почитания. Святой обычно изображается в преклонных летах, с короткими волосами и со средней длины бородой (чаще округлой). При раскопках кладбища в Антиное была обнаружена роспись погребальной часовни (V-VI вв.) некой Феодосии, где она представлена в позе оранты между К., поддерживающим ее за правую руку, и св. Марией (Богородицей) (см.: Breccia, Donadoni. 1938. P. 295-297; Salmi. 1945. P. 163-167). В частной коллекции находится холст VI в. с изображением К., использовавшийся, вероятно, для стенного декора (Byzantium: Treasures of Art and Culture from British Museum Collections / Ed. D. Buckton. L., 1994. P. 80. N 72). Известна фреска с оплечным изображением К. в медальоне (по мнению Ж. Кледа, не ранее VI в.) в т. н. пещерной церкви в дер. Дейр-Абу-Хиннис; как и проч. росписи этого храма, она пострадала от иконоборцев и идентифицируется по сохранившейся надписи (Clédat. 1902. P. 54, 56). Др. оплечное изображение К. (с помещенной справа от него христианской базиликой) имеется среди росписей церкви, устроенной в Праздничном зале Тутмоса III в Карнаке (согласно А. Мюнье и М. Пийе, не ранее VII в.- Munier, Pillet. 1929. P. 66-67, 74). К., возможно, изображен на одной из новооткрытых фресок (VIII в.) в ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун: святой исцеляет болящего от глазного недуга, на 2-м плане возле шкафчика с лекарствами др. больной ожидает своей очереди. На поздней иконе из ц. св. Меркурия в Ст. Каире (1847/48) К. представлен в иконографии, типичной для врача-бессребреника: в правой руке он держит медицинский инструмент (скальпель?), в левой - ларец с лекарствами (см.: Meinardus. 1970/1971. P. 366, 375).