[Колман, сын Ленене; ирл. Colmán mac Lénéni] († 602?), св. (пам. зап. 24 нояб.), основатель церковного поселения Клуан-Уама (ныне Клойн, графство Корк, Ирландия).
В источниках сохранились отрывочные сведения о К. (см.: Olden. 1887; Coleman. 1910; MacCotter. 2004). О рождении К. упоминается в «Инишфалленских анналах» под 530 г. (вероятно, эта запись является поздним добавлением), о смерти святого - в «Анналах Тигернаха» под 602 г., в «Хронике ирландцев» под 604 г. и в «Инишфалленских анналах» под 606 г. Согласно родословию, К. был потомком Оэнгуса Карраха, сына легендарного правителя Муг Нуадата, предка Эоганахта,- правящих династий обл. Муман (Мунстер, Юж. Ирландия). К. скорее всего происходил из небольшого туата Ротриге, зависимого от правителей Деси Муман (племена Деси жили на территории совр. графства Уотерфорд). В более поздних ирл. родословиях сведения о принадлежности К. к Ротриге были устранены, чтобы подчеркнуть общее происхождение святого и правителей Мумана от их дальнего предка Муг Нуадата (Ó Corráin. 1998. P. 198-199). Высказывалось мнение, что К. принадлежал к небольшому туату Каттраге (в окрестностях совр. сел. Эмли, графство Типперэри) (MacCotter. 2004). В родословиях ирландских святых упоминается о 7 сестрах К., ставших монахинями (см.: Coleman. 1910. P. 138), а также о его сестре Агленд, матери святых Финтана, Колмана и Лугайда.
Среди самых ранних источников, в к-рых сообщается о К.,- сказание о Коналле Корке и о приходе к власти в Мумане его потомков, династии Эоганахта (изд.: Anecdota from Irish Manuscripts / Ed. O. J. Bergin et al. Halle; Dublin, 1910. Vol. 3. P. 57-63). Сказание датируется кон. VII - 1-й пол. VIII в. (Hull. 1947. P. 889-892) или нач. VIII в. (Charles-Edwards T. M. Celtic Kings: «Priestly Vegetables»? // Early Medieval Studies in Memory of P. Wormald / Ed. S. Baxter et al. Farnham, 2009. P. 72). В нем сообщается, что правитель Оэнгус (кон. V в.), сын Над Фроиха и внук Муг Нуадата, подарил о-в Вост. Аран (архипелаг Аран у зап. побережья Ирландии) св. Энде, к-рого вместе с К., св. Мохаммоком с о-ва Инис-Келтра (см. Камин) и еп. Эрком из Слане называли «бывшими мирянами Ирландии» (tri haithlaich Eirenn). Согласно агиографической традиции, Энда до обращения ко Христу был военным предводителем (Plummer. Vitae. Vol. 2. P. 60-62), еп. Эрк - приближенным правителя-язычника Лоэгаре (The Patrician Texts from the Book of Armagh / Ed. L. Bieler. Dublin, 1979. P. 88, 132-134). Т. о., К. первоначально был мирянином и, вероятно, язычником, ко Христу он обратился уже в зрелом возрасте. Далее в сказании повествуется о правителе Корьпре Кромме († 577 или 579), правнуке Оэнгуса и основателе династии Эоганахт Глендамнах. Его племянник Маэл Умаи изгнал К. из Металаха, за это Маэл Умаи и его братья лишились права на власть над Муманом (Maelhumai gabais laim Cholmain maic Lénení aMethalig hac causa cum fratribus priuatus regno). Возможно, с изгнанием К. связано др. событие, о к-ром упоминается в сказании: из-за проклятия К. пали стены крепости Ресс (Maleditione Colman maic Leneni muri ciuitatis Ressad ceciderunt). Правитель Корьпре подарил К. землю, чтобы он основал церкви в Клуан-Уаме и др. местах: «Корьпре, сын Кримтанна, дал Богу и Колману, сыну Колку, который также зовется Ленине, Клуан-Уаму и Аред-Кехтраге и Келл-Нале» (Coirpri mac Crimthain dobert Cluain hUama do Dia do Cholman mac Colcen qui et nuncupatur Lenine Aired Cechetraige & Cill n-Aile) (по мнению Д. О Корраня, следует читать «который также зовется сыном Ленине» (qui et Mac Lenine); в ркп. Bodl. Laud. Misc. 610. Fol. 99va стоит сокращение mr). Аред-Кехтраге идентифицируется как местность Эрри близ Кашела (графство Типперэри), Келл-Нале скорее всего сел. Килленол (в 19 км от Кашела) (Gwynn. 1992. P. 235; Ó Corráin. 1998. P. 199). Это дарение стало основанием для «их» (К. и Корьпре?) власти над миром (возможно, следует читать «над Муманом») (Inde regnum mundi meruerunt - Anecdota from Irish Manuscripts. 1910. Vol. 3. P. 60, 62; Hull. 1947. P. 900, 903-904; Idem. 1959. S. 72-73). О дарении Клуан-Уамы сообщается также в «Истории Ирландии» Дж. Китинга (30-е гг. XVII в.), где со ссылкой на предание (seanchus) утверждается, что это произошло примерно тогда же, когда скончался св. Брендан из Бирры (565 или 573) (Keating. 1908. P. 74-75).
Согласно сказанию, основание Клуан-Уамы стало возможным благодаря поддержке Корьпре Кромма, к-рый также подарил К. земельные владения в окрестностях Кашела, считавшегося центром Мумана и резиденцией правителей. Церковь Клуан-Уама находилась на землях И Лиатан, в туате И Мек Калле (барония Имокилли в графстве Корк), однако в тексте подчеркивается связь К. с правителями Мумана из династии Эоганахт Глендамнах (их владения располагались в сев.-вост. части графства Корк). Составители сказания учитывали интересы церковной общины Клуан-Уамы, которая стремилась укрепить сотрудничество с Эоганахт Глендамнах и с др. династиями, возводившими свое происхождение к Над Фроиху,- Эоганахт Касил и Эоганахт Ане (Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Camb., 2000. P. 298, 522-523, 536; см. также: Studia Hibernica. 2004/2005. N 33. P. 149-150). В IX в., с падением влияния Эоганахт Глендамнах, такое сотрудничество перестало быть актуальным.
Обращение К. ко Христу описывается в Житиях св. Брендана мокку Алти (см. Брендан Клонфертский). Получив образование, отрок Брендан посетил свою воспитательницу св. Иту, к-рая посоветовала ему изучить «уставы святых» и предупредила о встрече с мирянином (в ирл. Житии - «славный, высокородный мирянин» (laech suaitnidh soicenelach)), к-рый «будет причислен к Божиим святым». Этим мирянином был К., к-рого Брендан призвал покаяться, вести праведную жизнь и стать «невинным пред Богом, словно голубь». Обратившись ко Христу, К. получил от Брендана новое имя (древнеирл. Colmán, от лат. columba - голубь), прославился как праведник и основал ц. Клуан-Уама, «что ныне соборная церковь, славная на землях Мумана» (Plummer. Vitae. Vol. 1. P. 102; Idem. Bethada. Vol. 1. P. 47; Lives of Saints from the Book of Lismore / Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 103). В ирл. Житии приведено стихотворение в честь Брендана, якобы сложенное К. (Brenuinn breo betha buadhaig). О К. как о поэте упоминается в стихотворении XI-XII вв. об ирл. святых (carais... filidheacht tre chóir séisi - Stokes W. Cuimmín's Poem on the Saints of Ireland // Zschr. f. celtische Philologie. 1897. Bd. 1. S. 64-65) и в стихотворении барда Гофри Финна О'Дали († 1387), представившего святого покровителем и защитником поэтов (Bergin. 1918). По преданию, род О'Дали, в к-ром поэтическое мастерство передавалось по наследству, происходил от Далаха, ученика К., получившего от святого дар стихосложения (Ó Broin B. Ó Dalaigh Family // Celtic Culture. Santa Barbara, 2006. Vol. 4. P. 1374-1375).
Сказание об обращении К. сохранилось в рукописи 1-й четв. XVIII в. (Dublin. Royal Irish Academy. 756 (23 E 26). Р. 36-37). Здесь сообщается, что св. Брендан и поэт К. участвовали в переговорах между претендентами на власть над Муманом. После инаугурации правителя Аэда, сына Коналла (о нем говорится как о 1-м правителе Мумана из племени Дал Кас), Брендан увидел ангелов в небе над Лотрой (ныне Лорра, графство Типперэри) и поручил ученику выяснить причину этого явления; ученика Брендана сопровождали К. и посланники правителя. По прибытии они обнаружили озеро, в к-ром плавали тела утопленников и реликварий св. Альбе: воры, похитившие святыню, утонули в наказание за святотатство. Брендан заявил, что К., доставший реликварий из озера, должен стать христианином. Тот согласился и вверил себя покровительству Бога и Брендана, а святой дал ему имя. После этого К. оставил занятия поэзией, а правитель освободил его от податей (см.: Coleman. 1910. P. 139; Thurneysen. 1933. S. 193-195).
В лит-ре встречается отождествление К. с пресв. (впосл. епископом) Колманом, упоминаемым в Житии св. Деклана: он крестил св. Деклана и предсказал, что святой прославится чудесами и обратит своих соплеменников в христ. веру (Life of St. Declan of Ardmore. Life of St. Mochuda of Lismore / Ed. P. Power. L., 1914. P. 10-11; Plummer. Vitae. Vol. 2. P. 36-37). К. приписывается основание церкви в Килмакленине (древнеирл. Cell Meic Lénéni - церковь К., сына Ленене) (Olden. 1879/1888) и церкви на месте средневек. августинского приората Девы Марии в Килла (графство Керри) (Carmody J. The Abbey of Killagha, Parish of Kilcoleman, County Kerry // J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Ser. 5. 1906. Vol. 16. P. 285-296), но точных сведений об этом нет.
Попытки реконструкции биографии К., как правило, опирались на недостоверную информацию и представляют собой домыслы исследователей. Так, Дж. Колган на основании Жития св. Брендана заключил, что К. учился у св. Иарлата (Colgan I. Acta Sanctorum veteris et majoris Scotiae, seu Hiberniae, sanctorum insulae. Lovanii, 1645. P. 309), а Дж. Уэр называл К. учеником св. Финдбарра (Ware. 1739. P. 573-574); эти предположения безосновательны (см.: Lanigan. 1829. P. 216-217). Совмещая свидетельства разновременных источников, исследователи полагали, что К. был поэтом (филидом) на службе правителя Мумана, под влиянием св. Брендана принял христианство, впосл. стал епископом, проповедовал христианство в Юж. Ирландии и основал неск. церквей. По мнению П. Маккоттера, предание о знакомстве К. и св. Брендана вымышлено, однако сведения о покровительстве, которое святому оказывал Корьпре Кромм, достоверны (MacCotter. 2004).
К. считается 1-м известным по имени ирл. поэтом; сохранилось 7 фрагментов, составляющих всего 20 строк (изд.: Thurneysen. 1933. S. 198-204). Стихи К. цитировались в раннесредневек. трактатах по искусству поэзии (напр.: Trefhocul // Auraicept na n-Éces: The Scholars' Primer / Ed. G. Calder. Edinb., 1917. P. 266), в «Словаре Кормака» (Anecdota from Irish Manuscripts. 1912. Vol. 4. P. 7-8) и др. Фрагменты стихов в основном имеют светский характер, большинство являются выдержками из панегириков ирландским князьям: верховному правителю Аэду Слане († 604), Домналлу (вероятно, верховному правителю Домналлу, сыну Мак Эрке († 566)) и Фергусу (вероятно, Фергусу Туле, правителю И Лиатан (кон. VI в.?)); поэт прославляет могущество князей, их щедрость, гостеприимство и воинскую доблесть. Во фрагменте 5 говорится о посте и о «благодати Царского Сына» (Христа - rath Rígmaicc), в плохо сохранившемся фрагменте 6 упоминается ап. Петр. По мнению исследователей, стихи К. показывают, что он был профессиональным поэтом-филидом и не оставил занятия светской поэзией после того, как стал клириком (Mac Cana. 2004. P. 18-19; Ó Cathasaigh T. Irish Myths and Legends // Studia Celtica Fennica. Helsinki, 2005. Vol. 2. P. 12-13; о филидах см.: Бондаренко Г. В. Повседневная жизнь древних кельтов. М., 2007. С. 259-279). Р. Турнейзен рассматривал стихи К. как свидетельство использования лат. алфавита для записи ирл. текстов во 2-й пол. VI в. (Thurneysen. 1933. S. 207-209; ср.: Carney. 1971. P. 63-65).
Насколько можно судить по фрагментам, стихи К. имели строфическое построение (в каждой строфе 2 рифмованные строки, в каждой строке 2 фразы, обычно связанные аллитерацией). Аллитерационный стих был характерен для традиц. ирл. стихосложения, тогда как эксперименты К. с формой строфы и рифмой свидетельствуют о влиянии лат. поэзии (Murphy G. Early Irish Metrics. Dublin, 1973r. P. 17-18). Согласно Л. Бретнаху, в творчестве К. заметна эволюция ирл. поэзии от архаичной формы «роск» к распространенным впосл. силлабическим размерам (Breatnach L. Zur Frage der «roscada» im Irischen // Metrik und Medienwechsel: Metrics and Media / Hrsg. H. L. C. Tristram. Tüb., 1991. S. 197-205). Наряду с архаичными, вышедшими из употребления словами (adand - лучина(?)), К. использовал лат. заимствования (crapscuil - рассвет, от лат. crepusculum), передавал христ. понятия ирл. терминами («благодать» - словом rath, к-рое обозначало имущество (обычно скот или участок земли), полученное клиентом от господина) (см.: Watkins C. The Etymology of Irish «dúan» // Celtica. 1976. Vol. 11. P. 274-275).
Авторы XVII в. приписывали К. агиографические сочинения, в т. ч. Житие св. Сенана и Житие св. Патрикия. Михал О Клери в «Мартирологе из Донегола» указал на то, что в Трехчастном Житии св. Патрикия среди агиографов, собравших сведения о чудесах святого, назван некий Колман Уамах (Пещерник?) (Bethu Phátraic / Ed. K. Mulchrone. Dublin, 1939. Vol. 1. P. 37, 152), и ошибочно отождествил его с К. (см.: Thurneysen. 1933. S. 204-205).
Память К. указана в ирл. мартирологах 1-й пол. IX в.- в Мартирологе из Тамлахты (15 окт.) и в Мартирологе Оэнгуса (24 нояб.), а также в более поздних ирл. календарях. Центром почитания К. была Клуан-Уама, одна из крупнейших церквей в Юж. Ирландии. Под 697 г. упоминается руководитель церковной общины Эохайд (Echuidh apb Cluanae hUamae - Ní Dhonnchadha M. The Guarantor List of «Cáin Adomnáin», 697 // Peritia. 1982. Vol. 1. P. 180, 187), но в летописных сводах о Клуан-Уаме говорится лишь с IX в. (сообщения о настоятелях (аббатах) под 821 (в «Анналах Четырех наставников»), 859, 885, 1095 гг.; о епископе под 884 г.; о настоятеле с титулом «наследник Колмана» (comorba Colmán mic Lenín) - в «Анналах Четырех наставников» под 1099 г.; об эренахах (airchinnech) под 1060, 1092 и 1179 гг.). В ирл. «триадах» о Клуан-Уаме говорится как о центре изучения традиционного права (féinechas hÉrenn - Meyer K. The Triads of Ireland. Dublin, 1906. P. 2). Согласно «Книге прав» (XI в.), здесь была одна из резиденций правителя Мумана (Lebor na Cert: The Book of Rights / Ed. M. Dillon. Dublin, 1962. P. 42, 44). В Клуан-Уаме завещал похоронить себя известный ученостью и благочестием правитель Кормак, сын Куленнана (902-908) (Keating. 1908. P. 202). Церковь, находившаяся в 4 милях от побережья, подвергалась нападениям викингов, к-рые в 885 г. убили аббата и приора; ирл. правители разоряли Клуан-Уаму в 1088 и 1189 гг., в 1137 г., согласно «Анналам Четырех наставников», церковь пострадала от пожара.
Во время церковной реформы в Ирландии под влиянием могущественных правителей из династии О Бриан территорию, находившуюся в юрисдикции Клуан-Уамы, планировалось включить в еп-ство Корк (Gwynn. 1992. P. 184). Это намерение не было осуществлено. Еп. Неемия (ирл. имя Гилла на Наэм О Мурьхертах; † 1149) был деятельным сторонником реформы, для встречи с ним Клуан-Уаму посетил один из ведущих ирл. реформаторов св. Малахия. В повести «Видение Тнугдала» (ок. 1149) еп. Неемия представлен как мудрый и благочестивый пастырь, пребывающий на небесах с др. видными сторонниками реформы, в т. ч. со св. Келлахом (Gwynn. 1992. P. 133; Flanagan M. T. The Transformation of the Irish Church in the 12th and 13th Centuries. Woodbridge, 2010. P. 99-100). На синоде в Кенаннасе (ныне Келлс) (1152) было подтверждено существование в Клуан-Уаме епископской кафедры в составе церковной пров. Кашел, в ее юрисдикцию вошли земли в вост. и сев. частях современного графства Корк. В нач. XIII в., во время англо-нормандского завоевания, в прибрежной части еп-ства возник г. Йол, но контроль над кафедрой оставался в руках ирл. духовенства (1-м англ. епископом был Николас из Эффингема (1284-1321)). В распоряжении Клойнского епископа были крупные земельные владения; в маноре Килмакленин находился один из епископских замков, в 1238 г. еп. Давид О Гилла Патрик основал здесь английскую колонию, получившую статус «боро» (borough - Olden. 1879/1888; A New History of Ireland. 2008. Vol. 2. P. 224). О держателях церковных земель («люди св. Колмана», «ирландцы св. Колмана») упоминается в сборнике финансовых документов Клойнской кафедры XIII-XV вв. (напр.: The Pipe Roll of Cloyne / Ed. R. Caulfield // J. of the Cork Hist. and Archaeol. Society. Ser. 2. 1913. Vol. 19. N 100. P. 165; Ibid. 1915. Vol. 21. N 106. P. 96). Стремясь укрепить контроль англ. администрации над внутренними районами Мунстера, кор. Эдуард II обратился к папе Римскому Иоанну XXII с просьбой объединить епископства Клойн и Корк (эта кафедра находилась под контролем англ. властей) (папская булла от 31 июля 1327), однако попытки объединить диоцезы завершились успехом лишь после назначения еп. Джордана Перселла (1429-1469). Епископская резиденция находилась в г. Корк, поэтому к кон. XV в. контроль над церковными должностями и земельными владениями в бывшем еп-стве Клойн перешел к представителям локальных ветвей англо-ирл. рода Джеральдинов (Фицджеральдов). Из-за этого во время Реформации англ. властям не сразу удалось ослабить позиции католич. духовенства. Крупнейший местный землевладелец, декан соборного капитула Джон фиц Эдмунд Фицджеральд, выступал как верноподданный английской короны и союзник колониальной администрации в борьбе с мятежной англо-ирл. и гэльской знатью. В то же время он оставался твердым сторонником католицизма, содержал в Клойне католич. священников и помогал насельникам закрытых монастырей. Только после смерти Фицджеральда (1612) протестант. клирики получили возможность занять кафедральный собор. Однако позиции протестантского духовенства оставались шаткими, т. к. в 1575 г. в результате мошеннической сделки земельные владения Клойнской кафедры перешли к Фицджеральдам (эти земли так и не были полностью возвращены). Во 2-й пол. XVI в., во время восстаний ирландцев против англ. короны, территория еп-ства неоднократно подвергалась разорению. Лишь в 1638 г. была восстановлена протестант. Клойнская кафедра (в 1835 диоцез включен в объединенное еп-ство Корк, Клойн и Росс). Католич. епископская кафедра была восстановлена в 1747 г. (до 1850 еп-ство Клойн и Росс).
В Клойне сохранился бывш. кафедральный собор во имя К. (принадлежит англикан. Церкви Ирландии), возведенный во 2-й пол. XIII в. В XVI-XVII вв. здание сильно обветшало, в то же время собор неоднократно подвергался перестройкам. Собор св. К.- приземистый 3-нефный храм с трансептом и хором; с севера к алтарной части примыкает зал капитула. Стены собора, прорезанные двойными и тройными окнами, первоначально имели зубчатое завершение. Алтарная часть отделена от нефа и от рукавов трансепта узкими невысокими арками. Собор имеет деревянные перекрытия; бóльшая часть убранства относится к XIX в., среди памятников выделяется скульптурное надгробие еп. Дж. Беркли (1733-1753). На кладбище близ собора сохранились остатки капеллы, известной как «дом огня»; в 1813 г. капелла называлась в честь К. (Brady W. M. Clerical and Parochial Records of Cork, Cloyne, and Ross. Dublin, 1863. Vol. 2. P. 164). Считается, что здесь хранились мощи святого, к-рые были захоронены по указанию протестант. еп. Ч. Кроу (1702-1726) (Coleman. 1910. P. 142). В XVIII в. на кладбище рос старый ясень, по преданию посаженный К. (Caulfield. 1882. P. 31). Поблизости находится круглая башня (высота 30,5 м), построенная в XI-XII вв., к-рая использовалась в качестве соборной колокольни. Первоначально башня имела коническое завершение, после удара молнии в 1749 г. замененное плоским перекрытием с зубцами по периметру. Вероятно, отсутствие завершения привело к возникновению легенды о строительстве башни К. за 1 ночь; разозлившись на неосторожные слова некой женщины, святой спрыгнул с верхушки башни, к-рая осталась недостроенной (Coleman. 1910. P. 142). Средневек. епископский замок, находившийся рядом с собором, был разрушен в XVIII в. В Клойне есть католич. приходская ц. во имя К. (XIX в.) и источник, названный в честь святого. Резиденция католического епископа Клойнского с XVIII в. расположена в г. Ков (графство Корк); здесь находится кафедральный собор в честь К. (1868-1919), грандиозное неоготическое сооружение (высота башни 91,4 м), эффектно расположенное на возвышенности над морской гаванью и отличающееся пышным викторианским убранством.
Изображение К. сохранилось на печати еп. Николаса из Эффингема (1284-1321): святой представлен фронтально, в рост, в облачении епископа; в левой руке посох, правая поднята в жесте благословения (Webster Ch. A. The Seals of the Diocese of Cork, Cloyne and Ross // J. of the Cork Hist. and Archaeol. Society. 1914. Vol. 20. N 101. P. 24-25).