[Каимин; лат. Caminus; ирл. Caimín, Cámmine] († 652), св. (пам. зап. 24/25 марта), основатель церковного поселения Инис-Келтра (совр. Инишкялтра на о-ве Холи-Айленд, графство Клэр, Ирландия). Метрическое Житие св. К. на ирл. языке (не изд.; инципит: «Caimin do dhechaidh dar muir») сохранилось в рукописи Brux. 2410 (2324-40). Fol. 264r-273v. Эта рукопись, в которой собраны в основном агиографические произведения, была создана Михалом О Клери между 1627 и 1635 гг. (см.: Gheyn J., van den. Catalogue des manuscrits de la bibliothèque Royale de Belgique. Brux., 1905. T. 5. P. 384-389). О Клери отметил, что Житие К. не обладает высокими лит. достоинствами и перегружено недостоверной информацией (см.: Vitae Sanctorum Hiberniae / Ed. C. Plummer. Oxonii, 1910. T. 1. P. LV).
В сборниках генеалогий ирл. святых приведены 3 версии родословия К. Согласно 1-й версии, наиболее распространенной, К., сын Диммы, был потомком Энды Кеннселаха из рода Катара Мара, легендарного правителя обл. Лаген (Лейнстер). Матерью К. была Куманн, дочь Далброна, к-рую считали также матерью Гуаре († 662/3), правителя Коннахта, и мн. ирл. святых. По др. версиям, К. принадлежал к племени Киарраге из Зап. Мумана (Мунстера) или к роду И Бриун из Сев. Коннахта (Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae / Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. N 290.1-3, 662.177, 700.1-3, 722.8). Согласно данным, приведенным Дж. Колганом, К. прибыл на о-в Инис-Келтра в поисках уединения для аскетических подвигов. Впосл. у него появились ученики, на острове была построена церковь, возник мон-рь. По преданию, друзьями К. были св. Сенан, почитавшийся как основатель церковного поселения на о-ве Инис-Катаг (ныне Скеттери, графство Клэр), и св. Лухтигерн, почитавшийся в Инис-Диамане (ныне Эннистимон, графство Клэр) (Colgan J. Acta Sanctorum... Hiberniae. Lovanii, 1645. P. 746-747; O'Hanlon. 1875. P. 942-943). Нек-рые сведения о К. сохранились в повести «Битва при Карн-Коналле» (нач. X в.), посвященной сражению (649) между правителем Коннахта Гуаре и правителем Диармадом, сыном Аэда Слане из династии И Нейл (см.: Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 239-244). Согласно повести «Битва при Карн-Коналле», Гуаре оскорбил К. и святой предрек ему поражение от Диармада. В ответ на просьбу Гуаре о прощении К. заявил о невозможности снять проклятие, но обещал, что победитель будет к нему благосклонен. Во вставном эпизоде рассказывается о беседе Гуаре, К. и св. Куммене Фота о том, чем они могли бы наполнить большую церковь, построенную К. Гуаре пожелал наполнить храм золотом и серебром в дар церкви и беднякам, Куммене - книгами для обучения молодежи и наставления верующих, К.- болезнями, чтобы избавить от них мир. Впосл. Гуаре стал могучим правителем, Куммене были дарованы мудрость и знания, а К. постигла мучительная болезнь, от которой он скончался.
В ирл. анналах о кончине К. упоминается под 652 г. (см.: The Chronicle of Ireland / Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1. P. 147). В Мартирологе из Тамлахты (ок. 830) и в глоссах (ок. 1170) к Мартирологу Оэнгуса память святого указана 25 марта (The Martyrology of Tallaght / Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 27; Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee / Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 100). В мартирологе, составленном ок. 1170 г. аббатом Маэл Муире О Горманом (Марианом Горманом), и в др. ирл. календарях XII в. поминовение К. указано под 24 марта (Félire Húi Gormáin: The Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 60-61; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York / Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 49, 140, 176). Под тем же числом память К. значится в Мартирологе из Донегола (XVII в.) ([O'Clery M.] The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland / Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 84-87).
В ирл. традиции К. был известен гл. обр. как основатель церковного поселения Инис-Келтра. Однако в ряде источников основателем Инис-Келтры назван св. Колум мокку Кремтаннан († 549). В Житии св. Колума сообщается, что до прибытия Колума на о-ве Инис-Келтра жил отшельник Мак Крехе, к-рый по воле ангела уступил остров святому (Vita S. Columbae abbatis de Tír Dá Glas. 15-20 // Vitae Sanctorum Hiberniae ex Codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi / Ed. W. W. Heist. Brux., 1965. P. 229-230. (SH; 28); см. также: De Paor L. Saint Mac Creiche of Liscannor // Ériu. Dublin, 1979. Vol. 30. P. 98-99). В ирл. анналах под 549 г. сообщается о Колуме мокку Кремтаннане и Колуме с о-ва Инис-Келтра как о разных людях, вероятно ошибочно (см.: The Chronicle of Ireland. P. 99). Первые упоминания в ирл. анналах о церковном поселении Инис-Келтра относятся к VIII в. В кон. X в. обитель пользовалась покровительством Бриана Бору, правителя Дал Кас (978-1014), настоятелем был его брат Маркан († 1010). Ок. 1100 г. в Инис-Келтре была создана т. н. Псалтирь св. Камина, от к-рой сохранилось 6 листов с текстом 118-го псалма и лат. и ирл. глоссами (Dublin, Univ. College. Franciscan MSS. A.1). Эти листы, почитавшиеся как святыня, были переданы хранителями Фланном и Бернардом Мак Бруаде (Мак-Броди) Михалу О Клери, который впоследствии вывез их на континент (см.: Esposito. 1914/1916; McNamara M. Five Irish Psalter Texts // Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 2009. Vol. 109. P. 80-93).
В нач. XIV в. на о-ве Инис-Келтра существовала приходская церковь. После Реформации церковные здания были заброшены. В источниках XVII в. сообщается, что руины были местом паломничества, иногда здесь скрывалось от преследований католич. духовенство. В нач. XVIII в. местные жители предприняли попытку восстановить некоторые храмы (Macalister. 1916/1917. P. 109-111). На месте раннесредневек. церковного поселения сохранилась ц. св. К., возможно построенная на рубеже X и XI вв. по указанию Бриана Бору. В XII в. церковь была перестроена, к основному объему добавлены алтарная часть с аркой и портал, украшенные резьбой в гиберно-романском стиле. Рядом с церковью находится круглая башня (высота 22 м), сооружение к-рой, вероятно, не было завершено. Т. н. церковь раненых мужей (Teampull na bfear ngonta) была построена на рубеже XII и XIII вв.; в нач. XVIII в. то, что сохранилось от здания, использовалось как усыпальница рода О'Грейди. Небольшое прямоугольное сооружение, известное как «исповедальня» или «келья отшельника», возможно, служило гробницей. За пределами центрального комплекса расположены небольшая ц. св. Михаила и ц. св. Бригиты (сер. XII в.?) с резным гиберно-романским порталом (реконструирован в 1879), а также однонефная приходская ц. Девы Марии (нач. XIII в.?). На острове сохранились св. источник, фрагменты средневек. каменных крестов, резные надгробия (Halpin A., Newman C. Ireland: An Oxford Archaeological Guide to Sites from Earliest Times to AD 1600. Oxf.; N. Y., 2006. P. 391-393). В надписи на одном из крестов сообщается, что он был воздвигнут по указанию «верховного старца Ирландии, т. е. Катасаха» († 1111) (Okasha, Forsyth. 2001. P. 50-55).