[греч. Κοδρᾶτος] (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский). В списках 70 апостолов (Псевдо-Дорофея Тирского и др.) имя К. не значится. Однако он назван апостолом в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.). Существуют 2 синаксарных сказания, имеющих отношение к К. Согласно 1-му, представленному в Синаксаре К-польской ц. под 21 сент., а также в Минологии Василия II, К. проповедовал в г. Магнесия (существовало неск. древних городов с этим названием; здесь, вероятно, речь идет о Магнесии, находившейся в Лидии, ныне Маниса, Турция); он занимал епископскую кафедру во времена правления рим. императоров Деция (249-251) и Валериана (253-260). Узнав, что имп. Деций, гонитель христиан, находится в Кесарии (возможно, имеется в виду Неокесария, ныне Никсар, Турция), К. отправился из Магнесии в Никомидию (ныне Измит), чтобы ободрить находившихся там в заключении братьев по вере и подготовить их к предстоящему мученичеству. В Никомидии он предстал перед судом проконсула. К. отказался поклоняться идолам и его вместе с др. христианами заключили в тюрьму и через некоторое время отправили в Кесарию. Там К. сначала бросили в горящую печь, а после того как он вышел оттуда невредимым, отсекли ему мечом голову.
Данное сказание содержит явный анахронизм. К. назван апостолом, т. е. человеком, несущим проповедь христианства язычникам, тогда как из текста видно, что в этой области уже было распространено христианство: во время гонения в тюрьмах находилось много христиан. Мученичество К. отнесено к III в., что значительно позже деятельности просветителей из числа апостолов от 70. Возможно, в этом случае происходит смешение со сказанием о Кодрате, мч. Никомидийском, пострадавшем при императорах Деции и Валериане (пам. 10 марта): в его Мученичестве тоже говорится о том, что Деций направился в Кесарию для суда над христианами, и о том, что в Никомидии в это время находилось много заключенных христиан.
Согласно др. традиции, представленной в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., К. был мудрым и ученым мужем, проповедовавшим христ. веру сначала в Афинах, затем в Магнесии (возможно, здесь речь идет о г. Магнесия в Фессалии). В Афинах его истязали, в т. ч. подвергли побиванию камнями. Он принял мученическую кончину при имп. Адриане (117-138), что позволяет относить деятельность этого К. ко времени проповеди апостолов. Во 2-м сказании о епископстве К. не упоминается. Именно это сказание приводит в «Синаксаристе» прп. Никодим Святогорец.
Болландисты, поместившие сведения о К. в «Acta Sanctorum», считали, что К. Афинский не мог быть Кодратом, еп. Магнесийским. Вторая традиция представляет собой смешение сказания об ап. К. и апологете по имени Кодрат, о котором известно из «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской (Euseb. Hist. eccl. IV, XXIII).
Дошедшие до нас синаксарные традиции позволяют сделать вывод о существовании епископа Магнесийского по имени Кодрат, вероятно, принявшего мученический венец. Почитание К., еп. Магнесийского, в К-поле на протяжении последующих веков засвидетельствовано в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., где сказано, что память К. совершалась в ц. Св. Софии, там же хранилась и его глава.
В каноне Иосифа (IX в.) К. тоже называется апостолом, говорится также, что его чудотворные мощи находились в Магнесии, и есть фраза о том, что он своей мудростью победил эллинских мудрецов. Последнее сообщение архиеп. Сергий (Спасский) рассматривал как указание на афинское происхождение К. и не разделял К., еп. Магнесийского, и К. Афинского, как предлагали болландисты.
В ВМЧ сказание об ап. К., еп. Магнесийском, пострадавшем при Деции и Валериане, и о его дружине содержится под 21 сент. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 49). К. значится как апостол от 70 в совр. календаре РПЦ.
В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика К. приведено в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 21 сент.: «…усечен был мечем… старец с закрученной бородой стоит на коленях, простерши к небу руки; над ним палач держит меч» (Ерминия ДФ. § 22. С. 199). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) память святого приводится также под 21 сент., его предписывается изображать единолично в традиц. для апостолов облачении - в хитоне и гиматии, с омофором - знаком епископского служения: «…рус, плешив, брада руса же, уже Козьмины или Златоустовой (мч. Космы Асийского, бессребреника, или свт. Иоанна Златоуста,- Авт.), на плечах амфор, в руках Евангелие, риза верх дичь, испод лазорь, ризы апостольския» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 32; то же, но с уподоблением облику ап. Иакова Зеведеева см. в: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 156). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) помещает то же, что и в ранних русских подлинниках, описание облика святого под 4 янв.- в день празднования апостолов от 70; из добавлений - указание на свиток с надписью: «Словом Божиим возсия еллином яко свет велий просвети их тьму, низложи жертвы скверныя, сокруши идолы и разори бесовския храмы молитвою» (Фартусов. Руководство. С. 138).
К. изображен в мучении (усекновение главы) на миниатюрах из рукописных Минологиев: Василия II (Vat. gr. 1613. P. 56, 1-я четв. XI в.), на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. F. 1. Fol. 10, 1322-1340 гг.); настенном в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350).
Единолично представлен: на миниатюрах Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253v, 3-я четв. XI в.) и Минология 2-й пол. XI в. (Bodl. Baroc. 230. Fol. 3v) - в рост; в настенных минологиях церквей: Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - по пояс, обеими руками держит свиток, вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (1376-1381) и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) - погрудно; на рус. минейных иконах на сентябрь, напр.: из Иосифова Волоколамского (Волоцкого) мон-ря (1569, ГТГ), нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированых святцах: Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в рост, в хитоне и гиматии, без омофора, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, правой рукой благословляет, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - так же, с закрытым Евангелием в руке, облачен в подризник и фелонь, на плечах омофор, на обеих гравюрах стар, клиновидная борода ниже средней длины.
Образ К. включен в композиции с изображением Собора 70 апостолов. В русской традиции апостольская тема в монументальной живописи встречается со 2-й пол. XVI в. (напр., в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле, 1563-1564), в XVII в. иконография апостольских проповедей и страстей получила особое развитие. Одно из ранних изображений Собора апостолов от 70 представлено в монументальной живописи - в росписи диаконника Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600). В иконописи апостольская тема отражена в целом ряде икон: «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома), «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» (кон. XVII в., собрание К. В. Воронина), «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля, иконописец Федор Рожнов (1700, ГММК) - везде К. изображен в группе апостолов, как правило, в левом углу иконы.