Степан (Стефан) Демьянович (1709, мест. Воронков Переяславского полка; по др. данным, 1695, с. Гвоздов Киевского полка - 1786, Киев), каменных дел мастер Киево-Печерского мон-ря. Наст. фамилия- Кришталевский (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 1 об.). Прозвище Ковнир (в документах XVIII в.- «Ковнѣр», «Ковнер») получил от укр. «ковнiр» или «ковмiр» (воротник). Утвердившиеся в ХХ в. биографические сведения о К. как об архитекторе, крепостном Киево-Печерской лавры, подверглись значительной корректировке исследователем В. А. Шиденко на базе материалов ЦГИАК (Шиденко. 1990). Оригинальные документы содержат хронологические и фактические расхождения, т. к. часто составлены на основе устных свидетельств. Дата рождения (1709) установлена по самому раннему из них. В 1766 г., во время генеральной переписи населения в Киеве, К. утверждал, что род. в Воронкове в семье «посполитого»; в «доношениях» 1783 и 1785 гг. показывал, что отец его «польский шляхтич», а место рождения - с. Гвоздов (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 1). Шиденко предполагал, что в с. Гвоздов семья К. переехала вскоре после его рождения, и когда требовались документы о происхождении и вероисповедании (напр., при поступлении в мон-рь), К. проще было получить их у священника по месту последнего долгосрочного проживания. В возрасте ок. 30 лет К. поселился у своей сестры Анны среди мастеров-каменщиков в Печерском местечке Киева, на земле Киево-Печерской лавры, и добровольно записался в лаврские подданные. До него на Печерске обосновались его родственники-«муровщики» - зять Гаврила Фёдорович и младший брат Олифер (Елиферий) (принимал участие в строительстве Большой лаврской колокольни, Андреевской ц. в Киеве, Успенского собора в брянском Свенском мон-ре).
Сведения о том, что брат, зятья, 1-й тесть К. были строителями, вместе с упоминаниями о совместной работе на ряде объектов убедительно показывают, что азы профессии мастер получил в семье, а оттачивал навыки под руководством лучших архитекторов Киева (И. Г. Шеделя, И. Г. Григоровича-Барского, И. Ф. Мичурина, П. И. Неелова). По его утверждению, «приобучивши себя при строениях лаврских каменщицкому мастерству, производил оное елико мог с усердием к лавре святой. Был в строениях болшой колоколни, ключни, трапезной кухни, Клова, на Далней и Ближней пещерах колоколен, в Китаевской пустыне и в местечку Василкове божиих церквей, в поправлении от бывшего пожара типографии и все прочии многоразличные внутрь и вне лавры строения ж каменные по указанию от ее исправлял, будучи настоящим мастером. В каковых трудах от молодых лет всю жизнь мою, даже до конечной и видимой несостоятельности провождал, о чем и лавре не безызвестно есть» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 4). На основании документов Шиденко опроверг участие мастера в возведении лаврских строений, появившихся до 1740 г., когда К. еще не поселился в Печерском местечке (в списках жителей за 1737 и 1738 гг. его имя отсутствует). В ряду значительных сооружений в стиле барокко, «поправленных» К., была Вознесенская ц. бывш. девичьего мон-ря возле Киево-Печерской лавры, ставшая гарнизонной после сооружения Печерской крепости; построена в 1701-1705 гг., отреставрирована при участии К. в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVIII в. (Там же. Оп. 1 общ. Д. 62. Л. 133, 138; Крайня. 2012. С. 68, 73). К восстановлению церкви был привлечен архит. Мичурин (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 62. Л. 98-99 об., 108). В 40-х гг. XVIII в. он руководил строительством киевской Андреевской ц. (проект архит. Б. Ф. Растрелли), в котором также принимал участие К. (Там же. Ф. 59. Оп. 1. Д. 1567. Л. 42 об.; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 90. Л. 63, 67; Оп. 2 общ. Д. 4. Л. 2). Среди «прочих» строений следует упомянуть лаврские погреба.
Почерк мастера красноречиво раскрывается в сохранившемся здании братской кухни, примыкающем к трапезной палате кон. ХIХ в. в юго-вост. части Соборной пл. Киево-Печерской лавры. Ведущими архитектурными мотивами в отделке стен кухни являются сильно выступающие лопатки и раскрепованный карниз. Расположение лопаток на углах здания подчеркивает его объем. Эти особенности Б. А. Крицкий отмечал в большинстве приписываемых К. построек и считал одними из главных средств архитектурной выразительности, к-рые использовал мастер (Крицкий. 1954. С. 13). В декоре оконных проемов братской кухни были использованы лучковые сандрики и массивные непрофилированные обрамления (в 1952-1957 гг. здание было восстановлено после пожара во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).
Авторству К. приписывают фронтоны, а часто и все здание бывш. пекарни с просфорней в вост. части Соборной пл. Верхней лавры. С 30-х гг. ХХ в. корпус получил название «Ковнировский»; тогда же под изображением колокольни на Дальних пещерах в путеводителе «Киев» появилась надпись: «Архiтект-крiпак Стефан Ковнiр» (Киïв: Провiдник / Ред.: Ф. Ернст. К., 1930. С. 518). Это каменное сооружение было возведено вскоре после пожара 1718 г.; К. участвовал в его реконструкции 1744-1745 гг. Зап. фасад здания завершают 5 фигурных фронтонов, различных по форме и декору; вост. фасад - 4 треугольных фронтона. Их отличительными чертами являются постановка (кроме фронтона пекарни) вдоль длинной стороны здания и свободное расположение относительно основного объема. Живописность композиций фронтонов достигается пластикой архитектурных деталей и растительным орнаментом, линии которого подчеркивают тектоническую основу и архитектурные формы сооружения. По мнению Крицкого, в декоре Ковнировского корпуса прослеживается влияние резьбы по дереву, а истоки творчества К. исследователь видит в народном зодчестве (Крицкий. 1954. С. 14). Чередование лопаток с дверными и оконными проемами и оконные обрамления здания перекликаются с архитектурными решениями корпусов лавры № 3 и № 4 (Он же. 1959. С. 114). В 1958-1963 гг. корпус был восстановлен по проекту архитекторов М. М. Говденко и Е. М. Пламеницкой после пожара, происшедшего во время Великой Отечественной войны.
К востоку от Ковнировского корпуса расположен флигель переплетной мастерской, строительство которого доподлинно осуществлял К. (предположительно под рук. архит. Шеделя),- кирпичное одноэтажное здание на высоком цоколе, c декором из пилястр и оконных наличников. Как и мн. здания лавры, было восстановлено в 1953-1954 гг. после пожара.
Документы свидетельствуют об авторитете мастера, к-рого Духовный собор Киево-Печерской лавры привлекал для наиболее сложных строительных работ, и опровергают распространенное мнение о его крепостной зависимости. Так, в 60-х гг. XVIII в., во время укрепления оползневых склонов в районе лаврских пещер (проект военного инженера Д. де Боскета), Духовный собор определил: «...для изделки на том месте, на котором начато копать ров каменного фундамента, сискать жительствующего на местечку Печерском Стефана Ковнера, который по его в каменном деле искусству к подкреплению показанной опасности надежен, а поелику он (хотя жительством находится на земле Лавры Киево-Печерской в числе подданных) по малороссийским волностям не крепостной, но свободный человек, для того его, Ковнера, отправить к помянутому князю Челакаеву при письменном сообщении для надлежащего с ним об оной работе добровольна твердых и до укрепления горы пристойных и полезный кондиций договору» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 30. Ч. 2. Л. 209).
Согласно автобиографической справке (записана со слов К., который был неграмотен), в 1760 г. Степан К. «прихожанами святопреображенской в Печерской крепости состоящей церкви [Спаса на Берестове] выбран и от Лавры упатентован ктитором [старостой] до оноя церквы, якую должность поколь возмогл исправлял безпорочно» 23 года (Шиденко. 1990). Священник и прихожане справедливо рассчитывали, что помимо исполнения обязанностей старосты К. будет производить необходимые текущие работы по «каменщицкому» профилю. Мастер в свою очередь также сознательно добивался этой должности, поскольку она освобождала его от «подданнических повинностей» и проч. «мирских тягостей». Когда же К. пожелал стать послушником с надеждой на скорый постриг в монахи, ему пришлось выплатить подушный оклад на 20 лет вперед («до будущей ревизии»). Видимо, улаживание этого вопроса было причиной того, что К. получил разрешительную резолюцию Духовного собора не после 1-го своего обращения в 1783 г., а в 1785 г.
В автобиографической справке, данной при поступлении на послушание в лавру, К. указал, что трижды был женат. Поступая в монастырь, К. указал, что его дети, как и внуки, от него «надлежаще распоряжены». В письменных обращениях к Духовному собору Киево-Печерской лавры встречаются подписи, сделанные за Степана К., «неумеющего писать», сыновьями Матвеем (с 1769 он арендовал лавку в мясницком ряду в Печерске) и Василием (отставным прапорщиком киевской рейтарской команды, также занимавшимся торговлей на Печерском рынке) (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 1).
В 1785 г. К. был определен на послушание в Троицкий Больничный мон-рь Киево-Печерской лавры (Там же. Оп. 1 общ. Д. 669. Л. 23 об., 33 об.). Это произошло накануне секуляризационных реформ 1786 г., когда Троицкий мон-рь был упразднен, часть его братии включена в основной штат Киево-Печерской лавры, послушникам предлагалось вернуться к светской жизни. След К. на этом этапе теряется, и в большинстве биографических справок упомянутая дата приводится как время кончины мастера.