Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОВАЛЕВСКИЙ
36, С. 161-163 опубликовано: 6 июля 2019г.


КОВАЛЕВСКИЙ

М. Е. Ковалевский. Фотография. 1970-е гг.
М. Е. Ковалевский. Фотография. 1970-е гг.

М. Е. Ковалевский. Фотография. 1970-е гг.
Максим Евграфович (30.08.1903, С.-Петербург - 13.06.1988, Париж), диак., духовный композитор, музыковед. Род. в семье общественного и церковного деятеля Е. П. Ковалевского (1865-1941). В 1914 г. был определен в Александровский кадетский корпус, а в 1915 г.- в Пажеский корпус. Воспитывали К. и его братьев Петра и Евграфа (впосл. еп. Иоанн-Нектарий) в традициях Православной Церкви. Летние месяцы семья проводила в родовом поместье Ютановка Воронежской губ., где в ц. Тихвинской иконы Божией Матери К. приобщился к уставному богослужению и старинным обиходным распевам.

С 1918 г. семья жила в Харькове, где К. и его братья учились в гимназии, а также посещали местную ДС. К. брал уроки фортепиано и теории музыки у И. И. Слатина. Братья прислуживали в харьковском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре, среди насельников к-рого было немало учеников митр. Антония (Храповицкого), дальнего родственника Ковалевских, чей авторитет в этой семье был очень высок.

В 1920 г. семья Ковалевских, проведя нек-рое время в Севастополе, выехала через К-поль во Францию, где поселилась сперва на вилле в Больё-сюр-Мер близ Ниццы, затем (с 1923) в пригороде Парижа Мёдон. В 1921 г. К. был посвящен архиеп. Евлогием (Георгиевским) во иподиакона и до 1924 г. прислуживал в Александра Невского соборе в Париже. Активно участвовал в устройстве рус. церквей в Мёдоне и Кламаре. Неск. лет управлял хором ц. св. Иоанна Воина в Мёдоне, принимал участие в службах на Свято-Сергиевском подворье.

В 1920 г., после сдачи экзаменов и получения от посольства России в Париже степени, эквивалентной франц. степени бакалавра, К. поступил на математический фак-т Сорбонны, к-рый окончил в 1925 г. До 1928 г. обучался в Ин-те статистики Парижского ун-та. В 1929 г. К. поступил на работу в страховую компанию «Ле Солей и Л'Эгль» на должность актуария. К концу 40-летней карьеры он являлся руководителем актуарного департамента и техническим советником Союза франц. компаний по страхованию жизни.

К. активно участвовал в жизни Православной Церкви во Франции. В 1925 г. вместе с братом Евграфом, В. Н. Лосским и др. К. стал одним из членов - основателей Фотия святителя православного братства в Париже, целью к-рого было свидетельство о вселенском характере Православия. В 1927/28-1931 гг. К. принимал участие в деятельности основанного по благословению митр. Евлогия франкоязычного прихода в честь Преображения Господня и во имя св. Женевьевы (Геновефы) Парижской, для богослужений в котором члены братства делали переводы церковнославянских литургических текстов на франц. язык. К. участвовал в составлении певч. репертуара на французском языке, будучи, как и его брат Евграф, регентом-псаломщиком этого храма. К 1930 г. относится 1-я редакция его муз. соч. «Литургия св. Иоанна Златоуста». К. вспоминал, что сочинял духовную музыку, но не стремился ее сохранить; в результате мн. его композиции были утрачены. В последующие годы К. с братом состояли членами об-ва «Икона» в Париже, в 1930 г. участвовали в выставках как иконописцы.

К. обладал обширными знаниями в области искусства. В 20-х гг. XX в. изучал живопись у художника-символиста и теоретика искусства М. Дени, основавшего в 1919 г. Мастерские церковного искусства (Ateliers d'art sacré). В кон. 20-х гг. учился в Русской консерватории в Париже у композитора и пианиста Н. А. Шамие. Одновременно изучал рус. церковное пение у М. М. Осоргина (см. в ст. Осоргины) и Н. Н. Кедрова - старшего (см. в ст. Кедровы). Последний оказал особенно сильное влияние на К. как композитора. К. обсуждал с Кедровым свои композиции, знакомился с новыми работами учителя и воспринял от него идеи использования модальных интонационных формул и обработки рус. распевов средствами натурально-ладовой гармонии. После женитьбы в 1929 г. на дочери Кедрова, певице и танцовщице Ирине, К. приобщился к парижской артистической среде. В 1930 г. он стал учеником известного муз. педагога Н. Буланже (в ансамбле которой пела его жена) и неск. лет слушал ее лекции по истории музыки. Благодаря Буланже К. увлекся григорианским пением, а также старинной и современной франц. музыкой.

Когда митр. Евлогий и большинство его паствы перешли в юрисдикцию К-польского Патриархата, К. вместе с другими членами братства свт. Фотия остался в юрисдикции Московского Патриархата и в 1931 г. стал прихожанином Трехсвятительского подворья в Париже. В сер. 30-х гг. XX в. оба брата Ковалевские и др. прихожане подворья (В. Н. Лосский, А. Б. Блум (впосл. митр. Антоний Сурожский ) и др.) были направлены во вновь открытый франкоязычный парижский приход во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

В 1937 г. братья Ковалевские приняли участие в деятельности комиссии по делам Западного Православия, образованной при братстве свт. Фотия в связи с присоединением к Православной Церкви епископа независимой Католико-Евангелической церкви Л. Ш. Винарта (впосл. архим. Ириней) и его паствы. Участвуя в работе комиссии по составлению чина литургии для правосл. общин зап. обряда (см. ст. Галликанский обряд в Православной Церкви), братья Ковалевские работали в русле идеи «литургического обновления» (renouveau liturgique), стремясь к тому, чтобы богослужебный обряд не был отрезан от местных корней и в то же время не состоял из «импортированной экзотической практики», противоречащей правосл. учению (Gayte. 1998. P. 20-21). Муз. сторона этой работы заключалась в том, что братья Ковалевские искали способы употребления как адаптированных рус. напевов, так и аутентичного григорианского наследия.

С 1939 г. К. был регентом-псаломщиком во вновь учрежденном франкоязычном приходе западного обряда во имя сщмч. Иринея Лионского в Париже, настоятелем к-рого стал его брат иерей Евграф. Прерванная в годы нем. оккупации Франции деятельность западноправославной миссии была возобновлена в 1943 г., после возвращения из плена иерея Евграфа: был образован литургический центр св. Иринея Лионского, к 1945 г. была составлена «литургия согласно св. Герману Парижскому». В 1944 г. литургический центр был преобразован во Французский православный ин-т св. Дионисия в Париже, где К. долгое время преподавал литургику и литургическое искусство (гл. обр. церковное пение). Позднее К. также читал отдельные лекции в Православном богословском институте преподобного Сергия Радонежского и в межконфессиональных духовных учебных заведениях.

В 1945-1947 гг. К. служил регентом в приходе ц. во имя иконы «Всех Скорбящих Радость» и св. Женевьевы. Под его управлением рус. хор храма выступал на благотворительных вечерах, концертах, в частности перед посетившим приход 1 сент. 1945 г. митр. Крутицким Николаем (Ярушевичем). 24 янв. 1947 г. хор под управлением К. пел на первом молитвенном собрании 3 христ. вероисповеданий: православных, католиков, лютеран; 8 марта 1947 г.- на панихиде во время перезахоронения на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа русских, погибших во Франции в годы второй мировой войны. В 1947 г. (в историографии также встречается 1937) К. был рукоположен во диакона.

Вся последующая церковная деятельность К. была связана с приходом зап. православного обряда во имя сщмч. Иринея Лионского, который, будучи возглавляем прот. Е. Ковалевским, в 1953 г. вместе с др. приходами зап. обряда вышел из юрисдикции Московского Патриархата.

К 1950 г. относится создание муз. цикла «Литургия согласно св. Герману Парижскому» (изд.: La Sainte Messe. 1973 и др.). По всей видимости, эти песнопения исполнялись в 1960 г. на литургиях по галликанскому обряду в ц. сщмч. Иринея Лионского в Париже и в ц. во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Нью-Йорке (юрисдикция РПЦЗ). В то время ряд правосл. приходов зап. обряда был принят под омофор РПЦЗ, где галликанский обряд нашел поддержку архиеп. Брюссельского и Западноевропейского свт. Иоанна (Максимовича).

В нач. 60-х гг. XX в. К. принял участие в разработке правосл. репертуара на церковнослав. языке, став членом редколлегии и одним из редакторов 1-го тома «Нотного сборника православного русского церковного пения» (см. в ст. Издательства и издания духовно-музыкальные, разд. «За пределами России»). Это издание, созданное с целью обеспечить качественным репертуаром рус. правосл. церкви за границей и в СССР, финансировали Англиканская церковь и Русская Православная Церковь Московского Патриархата. В нем были впервые опубликованы многие духовно-музыкальные сочинения К. для литургии св. Иоанна Златоуста.

В обработках правосл. распевов К. предстает как композитор, стилистически примыкающий к Новому направлению в рус. церковной музыке (он с большим уважением относился к муз. идеям и творчеству А. Д. Кастальского). В отличие от мн. сочинений Нового направления композиции К. рассчитаны на небольшие церковные хоры, в них проявляется установка на «простоту» в использовании выразительных средств, на литургическую дисциплину и аскетичность наряду со стремлением к разнообразию литургико-музыкальных форм и гармонической вертикали. Из высказываний К. следует, что он ценил живую устную традицию, тяготел к монастырским репертуару и стилю пения, для к-рого, по его мнению, характерна опора на церковные распевы, свобода голосоведения, импровизационность и вместе с тем отсутствие виртуозности, «фольклоризма». Как полагал К., музыка должна «успокоить чувственность и пробудить душу». Подобные идеи нашли отражение в творчестве как самого К., так и др. авторов парижской муз. школы «литургического обновления», сформировавшейся после 1945 г. (к ней К. причисляет Н. Н. Кедрова - младшего, Н. М. и С. М. Осоргиных и др.).

К. проявил себя как музыковед, публицист, муз. деятель. Наряду с И. А. Гарднером он был наиболее авторитетным на Западе специалистом по рус. церковной музыке, компетентным также в области литургики.

С нач. 60-х гг. XX в. К. являлся президентом-основателем Ассоциации по изучению слав. литургической музыки визант. обряда (в нее входили Гарднер, А. Сван, Г. Пикарда и др.). С нач. 70-х гг. К. был почетным членом комитета Об-ва ревнителей православного церковного пения и многократно выступал с докладами перед концертами Общества (напр., о Д. С. Бортнянском, А. А. Архангельском, Г. Ф. Львовском, П. Г. Чеснокове и др.). На заседаниях Общества в 70-х гг. звучали доклады К. «О церковности церковного пения», «О значении в литургии церковно-музыкального элемента» и др. Наряду с Е. И. Евцом, Н. М. Осоргиным и др. К. принимал участие в организованных Об-вом курсах церковного пения и чтения. Он также делал доклады на международных конференциях, писал статьи о рус. церковной музыке и ее композиторах для парижской газ. «Русская мысль». С 1973 г. К. являлся председателем Русского муз. об-ва за границей, читал лекции по истории музыки в Русской консерватории им. С. В. Рахманинова.

До конца жизни К. управлял хором парижской ц. сщмч. Иринея Лионского. Этот хор давал концерты, записал неск. дисков.

К. работал над пополнением репертуара на французском языке для правосл. богослужения зап. обряда. В 1987 г. в Париже вышел самый полный на наст. время сборник таких песнопений, обобщивший его труды за неск. десятилетий (Chants et prières. 1987). В 13 разделах сборника представлено свыше 100 песнопений господским и богородичным праздникам, чтимым святым (св. Дионисию Ареопагиту, сщмч. Иринею и др.), на тексты НЗ и др. Бóльшую часть сборника составляют выполненные К. обработки средневековых рус. и франц. церковных распевов (знаменного, григорианского), обиходных мелодий более позднего времени, мелодий прот. Евграфа Ковалевского. Кроме того, в сборнике представлены неск. авторских композиций К. и переложенные им на французский язык известные сочинения Бортнянского и А. Ф. Львова. Высокое качество хоровых обработок К. свидетельствует о его муз. компетентности и прекрасном знании хора. Наиболее часто употребляемая им форма композиций - вступление «головщика», запевающего начало песнопения (форма, усвоенная К., по его словам, еще в молодые годы в мон-ре в Харькове).

К. также сочинял духовную музыку на нем. языке для протестант. приходов Швейцарии и Германии. Кассеты, грампластинки и ноты с музыкой К. издавались в Германии. Одной из последних крупных музыкально-литургических работ К. стала экуменическая «Лимская литургия», которая была заказана ему комиссией «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей.

При жизни К. его духовно-муз. композиции неоднократно исполнялись в концертах Об-ва ревнителей русского церковного пения в Париже. В 1988 г., на юбилейном концерте по случаю 1000-летия Крещения Руси, совпавшим с днем погребения К., звучали и его сочинения. Похоронен на кладбище в Бюльон под Парижем. В наст. время песнопения К. вошли в репертуар многих правосл. и инославных церковных и светских хоров разных стран.

Муз. соч. и гармонизации: La Sainte messe selon l'ancien rite des Gaules, ou Liturgie selon St. Germain de Paris. P.: Éd. orth. St. Irénée, 1956, 1965; Нотный сборник православного рус. церк. пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия. № 6, 18, 29, 30, 38, 46, 49, 55, 59, 77, 78, 81, 83, 87, 114, 116, 120, 121, 176, 195, 204-210, 215-218, 258, 263, 269, 275; 1975. Т. 2. Ч. 1: Всенощная: Неизменяемые песнопения. № 59; Livre d'heures: Offices complets avec chants: [À 1 et 4 voix]. P., 1972, 19792; La Sainte messe selon St. Germain de Paris et le chant des fidèles. P., 19732; La Sainte messe selon St. Germain de Paris: Ordinaire de la liturgie dominicale (dimanches et fêtes). P., 1974 (переизд., изм. загл.: La Divine liturgie selon St. Germain de Paris: Ordinaire de la messe dominicale. P., 19793); Psalmen: Ausführungen und Formeln der mehrstimmigen, gregorianischen Psalmodien. Hünfelden; Gnadenthal, 1976; Le Livre des couronnes: Chants variables des vêpres et laudes du dimanche: Textes et musique suivant les 8 tons ecclésiastiques (octoëchos): Complément du Livre d'heures: [À 4 voix]. P., 1977; La Divine liturgie selon St. Germain de Paris: Cycle liturgique. 2 vol.; [Divine liturgie selon St. Germain de Paris, Divine liturgie de St. Jean Chrysostome]; [Extraits des sacrements]. P., 1982; Chants et prières de la vie chrétienne: Atelier St. Roman et St. Grégoire. P., 1984, 1987; Lima-Liturgie / Hrsg. K. Meyer zu Uptrup, M. Jungo (OSB). Stuttg., 1990.
Соч.: 25-летие храма прп. Сергия Радонежского в Париже // Рус. мысль. П., 1950. № 219, 1 марта; La musique liturgique orthodoxe russe: [Rapport au] Congrès de la Musique d'Église. Berne, 1962; Die russisch-orthodoxe liturgische Musik // Kyrios: Vierteljahresschrift für Kirchen- und Geistesgeschichte Osteuropas. N. F. 1968. Bd. 7. H. 3/4. S. 146-163; Structures musicales et verbales des offices de rite byzantin // Encyclopédie des musiques sacrées / Sous la dir. de J. Porte. P., 1969. Vol. 2. P. 139-144; Le formulisme dans la musique liturgique chrétienne // Ibid. 1970. Vol. 3. P. 479-487; Théologie et structure de l'office divin.P., 1971. Vol. 1: Introd. au livre d'heures, schéma des structures (préparation des heures et des liturgies), introd. à la psalmodie, selon les célébrations de l'Église catholique orthodoxe de France; Д. С. Бортнянский // Рус. мысль. 1973. № 2945, 3 мая; Le chant de la liturgie chrétienne: pérennité de ses principes dans la diversité de ses manifestations // Liturgie de l'Église particulière et liturgie de l'Église universelle: Conf. Saint-Serge, XXIIe semaine d'études liturgiques (Paris, 30 juin - 1 juillet 1975). R., 1976. P. 183-194; Le rôle du chœur dans la liturgie chrétienne // L'assemblée liturgique et les différents rôles dans l'assemblée: Conf. Saint-Serge, XXIIIème semaine d'études liturgiques. R., 1977. P. 225-237; La Liturgie: Écoute et assimilation: Cours par correspondence / Inst. de Théologie Orthodoxe St. Denys. P., 1980 (переизд.: Écoute et assimilation: Liturgie / Inst. orthodoxe français. P., 1997); Концерт парижского хора св. Александра Невского собора // Рус. мысль. 1981. № 3390, 10 дек.; Переложение древних церк. распевов // Там же. 1983. № 3494, 8 дек.; Retrouver la source oubliée. P., 1984; Le compositeur liturgiste, le musicologue et le chef de chœur: Entretien avec C. Goettman (Buenos Aires, avril 1983) // Présence Orthodoxe. 1989. N 1/2(80/81). P. 31-42; Orthodoxie et Occident: Rennaissance d'une Église locale. Suresnes; P., 1994; Art liturgique: Le verbe, son expression sonore et plastique / Inst. de théologie orthodoxe St. Denys l'Aréopagite, année 1975/1976. P., 1997; Origine et développement de la liturgie chrétienne / Inst. orthodoxe français. P., 1997. 2 vol.
Лит.: Д. Б. М. Е. Ковалевский - математик и композитор: К его 70-летию // Рус. мысль. 1973. № 2963, 6 сент.; А[ндрей] Л[ишке]. Новые классы в рус. консерватории // Там же. 1985. № 3595, 15 нояб.; Germain, évêque de Saint-Denis, Matzneff G. Maxime Kovalevsky (1903-1988): homme du siècle et fils de l'Église // Présence Orthodoxe. 1989. N 1/2 (80/81). P. 3-7; Kovalevsky, Madeleine. Maxime Kovalevsky: l'homme qui chantait Dieu. P., 1994; Gayte F. Le modèle slavo-grégorien de M. Kovalevsky. Poitiers, 1998; Houver B., diacre. Maxime, image de la Tradition // Présence Orthodoxe. 1998. N 1(112). P. 48-56; Ковалевский П. Е. Дневники: 1918-1922 / Подгот. текста, предисл. и коммент.: Н. П. Копанева. СПб., 2001. Т. 1; Нивьер. Деятели рус. эмиграции. 2007. C. 263; Российское зарубежье во Франции, 1919-2000: Биогр. слов.: В 3 т. / Ред.: Л. Мнухин, М. Авриль, В. Лосская. М., 2008. Т. 1. С. 704; Рахманова М. П. М. Ковалевский: особый путь // Рус. зарубежье: Музыка и Православие: Междунар. науч. конф.: Москва, 17-19 сент. 2008 г. / Ред.: С. Г. Зверева, М. А. Васильева. М., 2013. С. 92-113. (Дом рус. зарубежья им. А. Солженицына: Мат-лы...; 13); Фортунато М., прот. Наблюдения и мысли старого регента // Там же. С. 506-516.
С. Г. Зверева
Ключевые слова:
Композиторы русские Западноевропейский Экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата, самоуправляемое объединение православных приходов русской церковной традиции в юрисдикции Константинопольского Патриаршего престола Ковалевский Максим Евграфович (30.08.1903 - 13.06.1988), диакон, духовный композитор, музыковед
См.также:
АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
АНЦЕВ Михаил Васильевич (1865-1945), композитор и педагог