(Ковалевский Евграф Евграфович; 26.03.1905, C.-Петербург - 30.01.1970, Париж), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда (см. ст. Галликанский обряд в Православной Церкви). Из дворянской семьи, сын известного церковно-общественного деятеля Е. П. Ковалевского, брат рус. композитора М. Е. Ковалевского. В февр. 1920 г. выехал с родителями из Севастополя во Францию. Жил в Ницце, где 18 окт. 1921 г. был посвящен во чтеца в рус. соборе св. Николая, затем переехал в Париж, завершил там среднее образование и окончил филологический фак-т Сорбонны и Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского (1928). Вместе с братьями прислуживал в Александра Невского соборе в Париже, был членом братства св. Александра Невского. В 1925 г. вместе с В. Н. Лосским основал Фотия святителя правосл. братство в Париже, одной из главных задач которого провозглашалась проповедь Православия на Западе. В кон. 1927 г. по благословению митр. Евлогия (Георгиевского) при участии Ковалевского и других членов братства свт. Фотия в Париже был основан приход в честь Преображения Господня и во имя св. Женевьевы (Геновефы), где богослужение впервые совершалось на французском языке. В 1931 г. после перехода митр. Евлогия в юрисдикцию К-польского Патриархата Ковалевский остался в каноническом подчинении РПЦ.
В 1930 г. Е. Ковалевский совместно с иером. Львом (Жилле) впервые принял участие в обсуждении вопроса о присоединении к Православию бывш. католич. пресвитера, а затем старокатолич. еп. Луи Шарля Винарта (см. Ириней (Винарт)), возглавлявшего т. н. католич. евангелическую Церковь. Желая присоединиться к правосл. Церкви, Винарт и его сторонники в то же время настаивали на сохранении в богослужении зап. обряда, в связи с чем Ковалевский и иером. Лев (Жилле) рекомендовали Винарту обратиться к К-польскому Патриарху Фотию II. После неудачных переговоров с К-польским и Александрийским Патриархатами Ковалевский выступил одним из посредников обращения Винарта в Московский Патриархат. 16 июня 1936 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) и Свящ. Синод РПЦ по ходатайству братства свт. Фотия издали указ № 1249, в котором было оговорено, как будут приняты в Православие Винарт и его последователи (см. в ст. Галликанский обряд в Православной Церкви). 1 дек. 1936 г. Винарт был присоединен к Православию в сане пресвитера, а 5 февр. 1937 г. пострижен в монашество с именем Ириней и возведен в сан архимандрита. В янв. 1937 г. при братстве свт. Фотия была создана «комиссия по делам Западного Православия», одним из членов которой стал Ковалевский. Главной задачей комиссии была выработка чина литургии для использования в правосл. общинах зап. обряда.
После кончины архим. Иринея (Винарта; † 3 марта 1937), согласно его завещанию, руководство правосл. приходом зап. обряда в честь Вознесения Господня было поручено Люсьену Шамбо (см. Дионисий (Шамбо), архим.) и Е. Ковалевскому. 5 марта 1937 г. управляющий западноевроп. приходами РПЦ Виленский и Литовский митр. Елевферий (Богоявленский) рукоположил Ковалевского во диакона, 6 марта - во иерея и назначил в Вознесенский приход. 10 нояб. 1937 г. в результате конфликта между Шамбо и Ковалевским по вопросу введения исправленных богослужебных чинов зап. обряда митр. Елевферий издал распоряжение о командировании иерея Евграфа для временного исполнения пастырских обязанностей в храм Державной иконы Божией Матери в Ницце. В 1939 г. с разрешения митр. Елевферия свящ. Е. Ковалевский вернулся в Париж, где при поддержке братства свт. Фотия организовал и 27 авг. того же года открыл новый приход зап. обряда во имя сщмч. Иринея Лионского, настоятелем к-рого и был назначен. Однако с началом второй мировой войны 3 сент. он был призван во франц. армию, и деятельность нового прихода была остановлена. 13 мая 1940 г. свящ. Е. Ковалевский попал в нем. плен. Впосл. он по собственному желанию был переведен в лагерь для советских военнопленных, чтобы заниматься их духовным окормлением. Через некоторое время он был арестован и отправлен в тюрьму за антифашистскую пропаганду, но по причине болезни был вновь переведен в лагерь для пленных французов.
В окт. 1943 г., после освобождения из лагеря, свящ. Е. Ковалевский вернулся в Париж, где в дек. того же года при часовне сщмч. Иринея Лионского, открытой в 1942 г. в Париже на о-ве Сен-Луи, им был основан литургический центр св. Иринея, в задачу к-рого входило воссоздание галликанского обряда на основе исследований литургических рукописей VI-VIII вв. 11 нояб. 1944 г. часовня сщмч. Иринея была преобразована в западноправосл. приход, настоятелем которого был назначен иерей Евграф. В том же году он стал одним из наиболее активных членов возобновившей работу комиссии по делам Зап. Православия, к-рая предприняла попытку создания унифицированного чина литургии для всех западноправосл. приходов. К весне 1945 г. был выработан текст, получивший название «литургии согласно св. Герману Парижскому». 1 мая 1945 г. свящ. Е. Ковалевский впервые совершил богослужение по этому чину в храме сщмч. Иринея. 15 нояб. 1944 г. при поддержке франц. интеллектуальных кругов был открыт Французский православный институт святого Дионисия в Париже, 1-м ректором к-рого был избран Ковалевский. 25 авг. 1945 г. во время посещения Парижа Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) возведен в сан протоиерея. 21 нояб. 1946 г. Патриаршим экзархом в Зап. Европе митр. Серафимом (Лукьяновым) назначен администратором (благочинным) всех западноправосл. приходов РПЦ. 14 июля 1952 г. Свящ. Синод РПЦ присудил прот. Е. Ковалевскому одновременно с В. Н. Лосским и В. Н. Ильиным степень доктора богословия honoris causa. 1 нояб. того же года он совершил чин присоединения к Православию О. Клемана.
Несмотря на рост числа западноправосл. приходов РПЦ в кон. 40-х гг., авторитарные действия и неоправданные финансовые расходы прот. Е. Ковалевского привели его к конфликту со мн. членами братства свт. Фотия, клириками Западноевропейского Экзархата и западноправосл. приходов. В 1946 г. без ведома священноначалия прот. Е. Ковалевский официально зарегистрировал устав «Французской Православной Церкви», а в 1948 г.- организацию с таким же названием. В нач. 50-х гг. XX в. он пытался добиться от Свящ. Синода РПЦ своего рукоположения во епископа, обосновывая это необходимостью развития правосл. миссии среди французов. Особую критику вызывали осуществляемые им литургические нововведения, что было отмечено в отчете Патриарху Алексию I Орловским и Брянским архиеп. Фотием (Топиро), совершившим поездку во Францию с 10 авг. по 25 окт. 1946 г.: «Литургическая часть во французских православных приходах оставляет желать много лучшего. В особенности это приходится сказать о прот. Е. Ковалевском. Он часто не столько служит, сколько импровизирует, и притом не всегда удачно. Это производит неблагоприятное впечатление на молящихся и заставляет сожалеть как об отсутствии устойчивого литургического текста, так и о поверхностном отношении к совершению богослужения по западному обряду» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 135. Л. 279). Распространявшаяся прот. Ковалевским реконструкция галликанской литургии была отрицательно оценена как частью западноправосл. клира во главе с архим. Дионисием (Шамбо), так и видными литургистами, в т. ч. Н. Д. Успенским.
17 янв. 1953 г. Свящ. Синод РПЦ отстранил прот. Е. Ковалевского от должности администратора и настоятеля церкви сщмч. Иринея, однако тот не подчинился решению Синода и 25 янв. заявил о выходе из РПЦ вместе с большей частью приходов зап. обряда. 27 марта 1953 г. за попытку создать «независимую французскую православную церковь», а также за грубые нарушения церковной дисциплины (в т. ч. причащение инославных) решением Свящ. Синода РПЦ и указом Патриарха Алексия I прот. Ковалевский был исключен из клира Московского Патриархата, но не был подвергнут каноническим прещениям.
17 февр. 1953 г. Ковалевский обратился к экзарху Западноевропейского Экзархата рус. приходов К-польского Патриархата митр. Владимиру (Тихоницкому) с просьбой принять западноправосл. общины в свою юрисдикцию. 23 февр. митр. Владимир согласился на принятие прот. Ковалевского и оставшихся с ним общин при условии временного совершения в них богослужения по визант. обряду. В мае 1954 г. комиссия, созданная по распоряжению митр. Владимира из профессоров богословского ин-та прп. Сергия Радонежского, пришла к выводу о невозможности богослужебного использования в Православной Церкви предложенной Ковалевским реконструкции галликанского обряда. В окт. 1954 г. прот. Е. Ковалевский был принят К-польским Патриархом Афинагором I (Спиру), к-рый одобрительно отнесся к возможности совершения богослужений по галликанскому обряду. Однако ознакомившись с представленными Ковалевским богослужебными текстами и отзывом профессоров Свято-Сергиевского ин-та, 28 окт. Свящ. Синод К-польского Патриархата не дал разрешения на совершение богослужений по галликанскому обряду и на рукоположение Ковалевского во епископа, а также на создание автономной Французской Православной Церкви. 10 нояб. 1954 г. прот. Ковалевский заявил о разрыве отношений с К-польским Патриархатом. Весной 1955 г. митр. Владимир исключил Ковалевского из клира Экзархата.
11 нояб. 1959 г. Архиерейский Синод РПЦЗ по ходатайству архиеп. свт. Иоанна (Максимовича), являвшегося тогда правящим архиереем Западноевропейской епархии РПЦЗ, решил принять в свою юрисдикцию прот. Е. Ковалевского и общины зап. обряда, поручив общее руководство ими свт. Иоанну. 8 мая 1960 г. свт. Иоанн отслужил в храме сщмч. Иринея в Париже литургию по галликанскому обряду. В июне 1960 г. делегация западноправосл. общин во главе с прот. Е. Ковалевским встретилась с Первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским). В домовом синодальном храме в Нью-Йорке была совершена «литургия согласно св. Герману Парижскому». 29 июня 1960 г. прот. Ковалевский был официально принят в клир Западноевропейской епархии РПЦЗ. По предложению архиеп. Иоанна (Максимовича) приходы зап. обряда получили название Французская Православная Кафолическая Церковь (ФПКЦ; франц. Église Catholique Orthodoxe de France, ECOF). В 1961 г. комиссия при Архиерейском Синоде РПЦЗ одобрила представленные прот. Е. Ковалевским богослужебные тексты и допустила использование в общинах ФПКЦ галликанского обряда и григорианского календаря с сохранением вост. пасхалии. В 1963 г. архиеп. Иоанн был назначен на Сан-Францисскую кафедру, однако он продолжил окормлять общины ФПКЦ. 9 окт. 1964 г. Архиерейский Синод РПЦЗ разрешил свт. Иоанну избрать и рукоположить викария для помощи в руководстве ФПКЦ. В качестве кандидата на эту должность был избран прот. Ковалевский. 8 нояб. 1964 г. он принял монашество с именем Иоанн-Нектарий в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Нектария Эгинского. 11 нояб. 1964 г. в Сан-Франциско свт. Иоанн (Максимович) и управляющий румынскими приходами в Сев. Америке в подчинении РПЦЗ Дейтройтский еп. Феофил (Ионеску) хиротонисали И.-Н. во епископа Сен-Денийского; он стал викарием Западноевропейской епархии РПЦЗ. Тогда же И.-Н. был назначен управляющим приходами ФПКЦ. Несмотря на санкцию, к-рая была дана высшей властью РПЦЗ на совершение этой хиротонии, рукоположение И.-Н. во епископа стало одной из причин временного отстранения архиеп. Иоанна (Максимовича) от управления епархией. Над архиеп. Иоанном (Максимовичем) был учинен суд Архиерейского Синода РПЦЗ, к-рый, впрочем, оправдал его. Тем не менее глава Западноевропейской епархии РПЦЗ еп. Антоний (Бартошевич) заявил, что не признает епископскую хиротонию И.-Н., и отказался от контактов с приходами зап. обряда.
После смерти свт. Иоанна (2 июля 1966) Синод РПЦЗ поручил руководство делами ФПКЦ архиеп. Виталию (Устинову). 9 окт. 1966 г. архиеп. Виталий на Генеральной ассамблее ФПКЦ заявил о необходимости прекратить совершение богослужений по галликанскому обряду и перейти на визант. обряд. В ответ на это 19 окт. 1966 г. И.-Н. заявил о выходе ФПКЦ из состава РПЦЗ. В кон. 1966 г. И.-Н. обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой о принятии ФПКЦ с сохранением в ней галликанского обряда. 10 февр. 1967 г. И.-Н. был исключен из клира РПЦЗ, а 17 марта 1967 г. Архиерейский Собор РПЦЗ лишил его сана и отлучил от Церкви. В нач. 1967 г. готовность принять ФПКЦ в свою юрисдикцию высказал Румынский Патриарх Иустиниан (Марина). В апр. 1967 г. И.-Н. встретился с Патриархом Иустинианом, к-рый даровал св. миро для нужд ФПКЦ. Однако процесс присоединения ФПКЦ к Румынскому Патриархату продолжался неск. лет и завершился в 1972 г., уже после смерти И.-Н. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.