Михаил Георгиевич (9.10.1881, с. Завидово Клинского у. Московской губ.- 20.02.1937, Ленинград), хоровой дирижер, педагог, автор переложений. Род. в семье рабочего-ткача. Окончил сельскую школу при Прохоровской фабрике в дер. Солнечная Гора Клинского у. Московской губ., в 1893 г. был принят по конкурсу в Синодальное училище церковного пения в Москве, где его наставниками стали С. В. Смоленский и В. С. Орлов. В 1900 г. К. окончил уч-ще с отличием, его имя было занесено на Золотую доску. В течение 2 лет К. преподавал хоровое пение и обучал игре на скрипке в Тамбовском жен. ЕУ. Составил методическое пособие «О церковном пении» (хранится в архиве К. в РНБ). В 1902 г. в изд-ве П. И. Юргенсона были опубликованы выполненные К. и свящ. В. В. Лебедевым переложения песнопений Триоди Постной для небольших хоров (в 1-й вып. вошли песнопения приготовительных недель к Великому посту и постовых служб, во 2-й - песнопения Страстной седмицы). В том же году Смоленский пригласил К. на должность помощника учителя пения (регента) в Придворную певческую капеллу в С.-Петербурге. С учителем пения капеллы С. А. Смирновым К. проводил церковные службы в Зимнем дворце и Царском Селе, стал любимым регентом имп. семьи.
В 1904 г. К. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, в класс теории Н. А. Римского-Корсакова, позднее - в дирижерский класс Н. Н. Черепнина. В период учебы он дирижировал студенческими спектаклями «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова (в последнем с разрешения автора К. сделал добавления к финальному хору - см.: Музалевский. 1960. С. 12). Весной 1908 г. К. окончил консерваторию с большой серебряной медалью и получил звание свободного художника; его имя было помещено на мраморной доске, где 1-м стоит имя Чайковского. С того же года параллельно со службой в капелле начал преподавать в консерватории обязательные теоретические предметы (сольфеджио, гармонию, контрапункт, анализ муз. формы). В 1907 г. К. наряду с П. А. Петровым-Бояриновым и П. Н. Драгомировым (Толстяковым) помогал Смоленскому в учреждении Регентского уч-ща в С.-Петербурге. В этот период в изд-ве Юргенсона были выпущены учебные пособия К. «Первоначальное сольфеджио: Интервалы и простейшие виды ритма» (М.; Лейпциг, б. г.) и «Краткое руководство к изучению контрапункта, канона и фуги» (М.; Лейпциг, 1911; использовалось в качестве учебника в регентском классе капеллы и на летних регентско-учительских курсах в С.-Петербурге - см.: ХРД. 1914. № 2. С. 62; 1915. № 10. С. 187-188). В 1913-1917 гг. К. занимал должность учителя пения капеллы. В 1914 г. вместе с капеллой он принял участие в 1-м исполнении мистерии вел. кн. Константина Константиновича (псевдоним К. Р.) «Царь иудейский» в Эрмитажном театре Зимнего дворца; оркестром дирижировал автор музыки А. К. Глазунов, главную роль исполнял автор мистерии. В 1915 г. К. был включен в хоровую практическую комиссию Товарищеского хорового изд-ва в Петрограде (Там же. 1915. № 10. С. 191). В 1916 г. по предложению директора консерватории Глазунова К. было присвоено звание профессора.
В 1918 г., после преобразования капеллы в Народную хоровую академию, К. оставался дирижером ее хора, позднее он также стал ее заведующим, а после переименования в Гос. академическую капеллу (1922) - художественным руководителем и главным дирижером (до 1935), а также директором (до 1930). К. делал для капеллы переложения народных песен, романсов, инструментальных пьес и отрывков из опер зарубежных и рус. композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ж. Бизе, Чайковского, М. П. Мусоргского, А. К. Лядова). Репертуар капеллы при К. был огромен, в него входили и духовные произведения: Месса си минор и «Страсти по Матфею» Баха, оратории - «Самсон» и «Иуда Маккавей» Г. Ф. Генделя, «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Царь Давид» и «Юдифь» А. Онеггера, Торжественная месса Бетховена, Реквиемы Моцарта, И. Брамса, Дж. Верди и Г. Берлиоза, Литургия Чайковского. К. реорганизовал бывш. регентский и инструментальный классы капеллы в Хоровой музыкальный техникум, к-рый при нем окончили Е. А. Мравинский (1921), К. А. Симеонов (1928), Е. П. Кудрявцева и Н. Д. Успенский (1931), А. Г. Мурин (1933).
В консерватории К. с профессорами И. В. Ершовым и С. Д. Масловской в 1921 г. создал учебный студенческий театр - Оперную студию, через которую прошли известные впосл. певцы и дирижеры. Занимая должность директора Ленинградской филармонии (1925-1926), К. привлек к работе дирижеров Н. А. Малько, Н. С. Голованова, В. А. Дранишникова, А. В. Гаука, Ф. Штидри и др.
В 1928 г. капелла под рук. К. совершила концертное турне по Латвии, Германии, Швейцарии и Италии, в программе были рус. народные песни в обработке А. Ф. Пащенко и фрагменты Всенощного бдения С. В. Рахманинова. Концерты были встречены с восторгом публикой и прессой. В итал. газетах отмечались звучность хора, прекрасные голоса его участников, стройность и динамические контрасты, драматизм и экспрессия исполнения; швейцар. рецензент писал, что К., подобно А. Тосканини и Ф. Вейнгартнеру, «простыми средствами создает чудеса исполнительского искусства» (см.: Музалевский. 1960. С. 40). Позднее греч. дирижер Д. Митропулос назвал капеллу К. «восьмым чудом света» (см.: Кудрявцева. 2011. С. 18).
Насыщенная деятельность музыканта вызывала зависть, сопротивление, нападки «деятелей от культуры». После того как в 1935 г. была снята с генеральной репетиции и запрещена к исполнению как «порочная для пролетариата» кантата С. И. Танеева «По прочтении псалма» (на стихи А. С. Хомякова), К. перенес инсульт, приведший к параличу и потере речи, и через 2 года музыкант умер. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилой М. И. Глинки, также служившего в капелле.