(24.02.1536, Фано, пров. Пезаро-э-Урбино - 3.03.1605, Рим; до избрания папой - Ипполито Альдобрандини), папа Римский (с 30 янв. 1592). Род. в патрицианской семье из Флоренции; его отец Сильвестро Альдобрандини был известным юристом. В 1531 г. семью Альдобрандини изгнали из Флоренции по политическим причинам. В 1548 г. благодаря покровительству могущественного кард. Алессандро Фарнезе С. Альдобрандини получил должность консисториального адвоката в Римской курии. И. Альдобрандини, вероятно при поддержке кард. А. Фарнезе, изучал право в ун-тах Падуи и Болоньи, возможно также в Перудже и Ферраре; в 1556 г. он получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque jure). Как и отец, Альдобрандини исполнял сначала должность консисториального адвоката в Римской курии, в 1568 г. был назначен аудитором кардинала-камерленго, в 1569 г.- аудитором Римской Роты (см. Rota Romana). В 1571-1572 гг. сопровождал кардинала-непота Микеле Бонелли, назначенного легатом a latere в Испании, в Португалии и во Франции. При папе Римском Григории XIII (1572-1585) Альдобрандини оставался на должности аудитора Римской Роты. В этот период он находился под влиянием католич. св. Филиппа Нери, основателя конгрегации ораториан (позднее, уже став папой Римским, К. выбирал духовников из священников, принадлежавших к этой конгрегации,- Джованни Франческо Бордини и Цезаря Барония). 31 дек. 1580 г. Алессандро Оттавиано Медичи, архиеп. Флоренции (впосл. папа Римский Лев XI), рукоположил Альдобрандини в сан пресвитера.
В мае 1585 г. папа Сикст V (1585-1590) назначил Альдобрандини датарием. 18 дек. папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Панкрацио, а 12 июня 1586 г. назначил великим пенитенциарием (в этой должности Альдобрандини с 1589 участвовал в работе комиссии, занимавшейся подготовкой нового издания папских декреталий). В мае 1588 г. назначен легатом a latere в Польшу. Кард. И. Альдобрандини, пользовавшийся доверием папы и не вовлеченный в противостояние различных группировок, казался подходящим кандидатом для установления мира (после смерти польского кор. Стефана Батория в Польше началась борьба за трон между Сигизмундом III Вазой и Максимилианом Габсбургом). 9 марта 1589 г. соперники подписали мирное соглашение. Деятельность кард. И. Альдобрандини, проявившего себя талантливым дипломатом, получила одобрение папы Сикста V.
Несмотря на то что позиции кард. И. Альдобрандини в Римской курии заметно упрочились (его поддерживал кардинал-непот Алессандро Перетти), он не пользовался доверием испан. кор. Филиппа II Габсбурга, в это время оказывавшего существенное влияние на папскую политику. После кончины Сикста V Папский престол кратковременно занимали Урбан VII (15-27 сент. 1590), Григорий XIV (5 дек. 1590 - 16 окт. 1591) и Иннокентий IX (29 окт.- 30 дек. 1591). В этот период кард. И. Альдобрандини удалось добиться поддержки со стороны Испании: после кончины Урбана VII его имя было включено в список кандидатов на Папский престол, одобренных кор. Филиппом II. После смерти Иннокентия IX основным кандидатом был кард. Джулио Антонио Санторио, однако мн. члены конклава опасались проявлений его тяжелого характера. После длительных разногласий кардиналы достигли компромисса: 30 янв. 1592 г. на Папский престол был единогласно избран кард. И. Альдобрандини (подробнее см.: Borromeo. 1978); он принял имя Климент VIII. Епископское рукоположение (2 февр. 1592) в Сикстинской капелле возглавил Альфонсо Джезуальдо, кардинал-епископ Остии Веллетри, папская коронация состоялась 9 февр. 1592 г. в Латеранской базилике.
К. был известен своей работоспособностью, скрупулезно вникал во все дела. Современники восхищались скромностью и благочестием папы: К. принимал участие в церковных шествиях, часто шел босиком; перед принятием важных решений он посещал 7 папских базилик Рима и на коленях поднимался по «Святой лестнице» (Pastor. 1958. P. 24). Он строго соблюдал пост, по пятницам вкушал только хлеб и воду, ежедневно исповедовался и совершал мессу, часто молился в своей капелле. Вскоре после избрания на Папский престол К. объявил о намерении осуществить инспекцию рим. церквей; в отличие от предшественников он уделял особое внимание своим обязанностям Римского епископа, регулярно совершал пастырские визитации (Beggiao. 1978).
В сент. 1592 г. К. назначил на высокие должности племянников, разделив между ними ответственность за внешнюю политику Папского престола: Пьетро Альдобрандини было поручено курировать деятельность нунциатур в Вене - при дворе императора Свящ. Римской империи, в Кёльне, в Швейцарии и в Польше, а также в Неаполе, во Флоренции и в др. итал. гос-вах; Чинцио Пассери Альдобрандини контролировал нунциатуры во Франции, в Савойе, в Испании и в Португалии, следил за управлением г. Авиньон. Через год оба племянника были возведены в достоинство кардиналов-диаконов (Пьетро стал кардиналом ц. Сан-Никола-ин-Карчере, Чинцио получил диаконию ц. Сан-Джорджо-ин-Велабро). Со временем племянники папы, особенно П. Альдобрандини, стали оказывать существенное влияние на политику Римской курии (Jaitner. 1988). Роль кардинальских консисторий уменьшилась, К. на протяжении всего понтификата контролировал важные политические дела, лично просматривал дипломатическую корреспонденцию. Пытаясь упорядочить управление доходами Папского престола, К. буллой «Pro commissa nobis» от 15 авг. 1592 г. учредил Конгрегацию благого правления (Congregazione del Buon governo), но из-за активной внешней политики финансовое положение Папского престола не удалось существенно улучшить; понтифик все чаще прибегал к займам.
Папы Римские Григорий XIII и Сикст V, с чьим именем связано масштабное строительство в Риме, вошли в историю как покровители искусств. В первые годы своего понтификата К. занимался завершением проектов Сикста V (см.: Abromson. 1978). В 1595 г. было окончено строительство Апостольского дворца в Ватикане (дворец Сикста V); при К. в нем велись декоративные работы, наиболее значимые из них - роспись Климентийского зала, выполненная братьями Альберти, и Зала консисторий. Подготовка к юбилейному 1600 г. (см. «Annus sanctus») стала стимулом для строительных работ, в частности в базилике св. Петра, особенно в капелле Клементина; главным проектом стало преобразование центральной части Латеранской базилики.
Понтификат К. имел важное значение для роста международного авторитета Римского папы в период после Тридентского Собора (1545-1563). К. ревностно относился к вопросам престижа Папского престола, и пышно праздновавшийся юбилейный 1600 г. стал кульминационным моментом в прославлении папства. Гравюра 1599 г., выполненная Ф. Вилламеной по рис. М. Арконио, вероятно, была опубликована в преддверии юбилейного года (Bury M. The Print in Italy, 1550-1620. L., 2001. P. 155). В центр помещен портрет К., обрамленный сценами, представляющими главные деяния его жизни: получение еще до избрания на Римскую кафедру жезла генерала папской армии для борьбы с османами, снятие церковного отлучения с франц. кор. Генриха IV, заключение Брестской унии 1596 г. и присоединение к католич. Церкви Западнорусской митрополии, примирение Генриха IV и Филиппа II (Вервенский мир), присоединение к папским владениям герц-ства Феррара.
Среди приоритетных задач Папского престола было поддержание мира между Испанией и Францией, крупнейшими католич. державами в Зап. Европе. Обе страны должны были объединить усилия, чтобы бороться с распространением протестантизма и противостоять турецкой угрозе. Сразу после восстановления дипломатических отношений с Францией К. начал подготовку соглашения между обеими странами. После длительных переговоров, к-рые велись при участии папских нунциев в Испании, во Франции и в Испанских Нидерландах, представители Генриха IV и Филиппа II подписали Вервенский мир (2 мая 1598) (Louant. 1932; Borromeo. Clément VIII, la diplomatie pontificale et la paix de Vervins. 2000). Впосл., во время дипломатического кризиса 1601 г. и тарифной войны 1604 г., К. способствовал сохранению хрупкого мира между соперничающими католич. державами. Исследователи отмечали, что дипломатические успехи Папского престола были связаны с гибкой позицией К., способного менять задачи сложных политических проектов, исходя из конкретных возможностей их осуществления (Fattori. 2004. P. 6-7).
Крупнейшей неудачей папы во внешней политике стало то, что он не сумел организовать антиосманскую лигу европ. гос-в (Bartl. 1994). К. неоднократно призывал католич. правителей объединиться для борьбы с турками. Папа оказывал значительную финансовую помощь имп. Рудольфу II. В 1595, 1598 и 1601 гг. К. отправлял к нему воинские отряды под командованием своего племянника Дж. Ф. Альдобрандини (назначение родственника было призвано подчеркнуть заинтересованность папы в деле борьбы с османами; 17 сент. 1601 Альдобрандини погиб) (Fattori. 2004. P. 116-127). Не оправдались надежды К. на восстановление католицизма в Англии и в Швеции. После смерти кор. Елизаветы I Тюдор (1558-1603) на англ. престол взошел кор. Шотландии Яков VI (под именем Яков I (1603-1625)). Считалось, что король благожелательно относился к католич. Церкви, но после его прихода к власти положение английских католиков не улучшилось (король поддержал епископальную Церковь Англии), а после раскрытия Порохового заговора (1605) даже заметно ухудшилось. В Швеции наследником кор. Юхана III (1568-1592) стал его сын католик Сигизмунд III Ваза, кор. Польши (1587-1632). Однако из-за сопротивления швед. дворянства и духовенства Сигизмунду III не удалось принять реальные меры по восстановлению католической Церкви в Швеции. Его соперник Карл, герц. Сёдерманландский (впосл. швед. кор. Карл IX (1604-1611)), провел в Уппсале церковный синод (1593), участники к-рого подтвердили тезис о Свящ. Писании как о единственном источнике христ. вероучения, провозгласили Аугсбургское исповедание и отвергли католицизм, кальвинизм и цвинглианство. После вооруженного столкновения, окончившегося победой герц. Карла, швед. риксдаг низложил кор. Сигизмунда III и расторг персональную унию Польши и Швеции (1599).
В Италии К. удалось расширить территорию Папского гос-ва. Альфонсо II д'Эсте, герц. Феррары, Модены и Реджо (1559-1597), не имел прямых наследников и завещал свои владения двоюродному брату - Чезаре д'Эсте. Сюзеренами герц-ств, которые управлялись родом д'Эсте, были папа Римский (Феррара) и император Свящ. Римской империи (Модена и Реджо). Имп. Рудольф II признал наследственные права Ч. д'Эсте, но К. потребовал передать ему герц-ство Феррара (по нормам понтификального права фьефы Папского престола могли передаваться только законнорожденным наследникам по прямой линии; отец Ч. д'Эсте, герц. Альфонсо I, был бастардом). В дек. 1597 г. К. отлучил Ч. д'Эсте от Церкви. Несмотря на попытки д'Эсте добиться помощи от Генриха IV и др. европ. монархов, Феррара, оккупированная войсками К., была включена в состав Папского государства (Callegari. 1895; Pastor. 1958. P. 596-611; Gasparini. 1960; Fattori. 2004. P. 127-146; Barbiche. La politique de Clément VIII. 2007).
К. принимал меры по систематическому и последовательному применению декретов Тридентского Собора. С целью восстановления церковной дисциплины папа с большим вниманием относился к избранию на епископские кафедры достойных кандидатов: кард. Федерико Борромео стал архиепископом Миланским (1595), католич. св. Франциск Сальский - епископом Женевы (1602). В кардинальское достоинство на 6 консисториях были возведены 53 кардинала, в т. ч. Цезарь Бароний и Камилло Боргезе (буд. папа Римский Павел V) (1596), Роберт Беллармин (1599). К. будут посвящены 4-8-й тома «Церковных анналов» Барония и 4-й том «Рассуждений о спорных вопросах христианской веры» Беллармина. Следуя предписаниям Тридентского Собора, указавшего на необходимость офиц. издания Библии, К. уделял первостепенное внимание исправлению и публикации Вульгаты.. Была предпринята ревизия Сикстинской Библии (по имени папы Сикста V), изымавшейся из пользования, в то время как велось исправление ошибок. Опубликованная в 1604 г. ее переработанная версия определила традицию издания рим. печатного текста Библии вплоть до Новой Вульгаты (1979). Были пересмотрены и переизданы главные богослужебные книги: буллой «Ex quo in Ecelesia Dei» от 10 февр. 1596 г. был утвержден Римский понтификал (Pontificale Romanum), буллой «Cum novissime Pontificale» от 14 июля 1600 г.- Римский церемониал (Caeremoniale Episcoporum), буллой «Cum in Ecclesia» от 10 мая 1602 г.- Римский бревиарий (Breviarium Romanum), бреве «Cum sanctissimum Eucharistiae Sacramentum» от 7 июля 1604 г.- новое издание Римского миссала (Missale Romanum).
При К. активизировалась борьба с еретиками; раз в неделю папа принимал участие в работе Конгрегации инквизиции. В 1596 г. был опубликован новый Индекс запрещенных книг (Index librorum prohibitorum), в к-рый были включены нек-рые священные тексты иудаизма (в т. ч. Талмуд). В период понтификата К. по обвинению в ереси вынесли более 30 смертных приговоров; после долгого судебного процесса и обвинительного заключения К. принял решение о передаче Джордано Бруно в руки светского суда (17 февр. 1600 он был сожжен по обвинению в пантеизме).
К. вмешался в разгоревшийся между доминиканцами и иезуитами теологический спор о соотношении благодати и свободы воли, необходимом для спасения человека. Всплеск полемики последовал за публикацией в 1588 г. книги испан. иезуита Луиса Молины «Согласование свободы воли с дарами благодати» (Concordia liberi arbitrii cum gratiae donis). Акцент, сделанный на свободе воли, был резко осужден рядом теологов, прежде всего доминиканцами, указавшими на несоответствие тезисов Молины доктрине томизма. Для тщательного изучения вопроса К. создал комиссию кардиналов (т. н. конгрегация «De Auxiliis»); с 20 марта 1602 г. он возглавил ее заседания. Когда работа комиссии подходила к концу, у К. случился апоплексический удар, от к-рого впосл. он не смог оправиться, в связи с чем решение так и не было вынесено. Его преемники на Папском престоле предпочли не высказываться по данному вопросу; впосл. критика позиции Молины еп. Корнелием Янсением в кн. «Августин» привела к возникновению янсенизма.
К. провел 2 канонизации: 17 апр. 1594 г. был причислен к лику католич. святых польск. доминиканец Гиакинф (Гиацинт, Яцек), а 29 авг. 1601 г.- доминиканский теолог и канонист Раймунд Пеньяфортский.
Важным общецерковным событием стало празднование юбилейного года, о начале к-рого 19 мая 1599 г. К. объявил буллой «Annus Domini Placabilis». Множество паломников, особенно на Пасху, прибывало в Рим, чтобы посетить св. места и получить отпущение грехов. В течение года римлянам было предписано побывать в папских базиликах 30 раз, иностранцам - 15 раз. К. принимал активное участие в празднованиях несмотря на физическую слабость: он совершил 60 посещений папских базилик, участвовал в 40-часовой молитве в ц. Иль-Джезу, омывал ноги нищим паломникам во время службы Великого четверга, часами исповедовал верующих (Pastor. 1958. P. 514-521).
Понтификат К. был отмечен активизацией миссионерской деятельности среди нехристиан, а также активной униональной политикой среди христиан Вост. Церквей. В 1599 г. К. учредил Конгрегацию «super negotiis Sanctae Fidei et Religionis Catholicae», к-рая стала предшественницей Конгрегации пропаганды веры (основана в 1622 папой Григорием XV). К. предпринял попытки расширить сферы влияния католич. Церкви как на Дальн. Востоке, так и в Лат. Америке (Чили, Перу, Мексика). При нем первые католические миссионеры были отправлены в Персию (см.: Alonso. 1996). В 1595 г. учрежденное папой Григорием XIII еп-ство Манилы на Филиппинских о-вах было возведено в ранг архиепископства. Нищенствующие ордены получили право на миссионерскую деятельность в Японии и Китае, ранее принадлежавшее лишь иезуитам.
При К. завершились длительные переговоры об унии с Александрийскими патриархами Коптской Церкви, к-рые начались еще при Григории XIII. В марте 1592 г. К. призвал копт. Александрийского патриарха Гавриила VIII прислать в Рим представителей Коптской Церкви для переговоров об унии с католич. Церковью. В июне 1594 г. послы копт. патриарха подписали в Риме декларацию о признании Римского папы и Тридентское исповедание веры; 15 янв. 1595 г. эта декларация была торжественно обнародована в Риме. В янв. 1597 г. копт. патриарх Гавриил VIII направил в Рим делегацию, к-рая 25 июня того же года от его имени ратифицировала акт о заключении унии в папском Квиринальском дворце. В 1602 г. в Риме К. учредил папскую Коптскую коллегию для подготовки клира Коптской католической Церкви. Однако в Египте униональные документы не были обнародованы, попытки патриарха Гавриила VIII ввести среди коптов григорианский календарь не увенчались успехом. После смерти патриарха (1603) униональная политика по отношению к Коптской Церкви продолжения не получила.
В 1595 г. К. призвал примаса Индии, архиеп. Гоа иезуита Алейшу ди Менезиша, к переговорам об унии с Мар Абрахамом, еп. Серрским, и инд. несторианами. В 1597 г., после смерти еп. Мар Абрахама, архиеп. А. ди Менезиш попытался возвести на Серрскую кафедру иезуита Франсишку Родригиша (Росу), что вызвало раскол среди инд. христиан. Однако к 1599 г. большинство инд. несториан, оставшихся без епископа, согласились на унию с католич. Церковью, которая была закреплена решениями Диамперского Собора (20-29 июня 1599) в Удаямперуре (совр. шт. Керала, Индия); Собор положил начало Сиро-Малабарской католической Церкви.
К. принимал участие в подготовке Собора епископов Западнорусской митрополии, проходившего в Бресте в окт. 1596 г. На Соборе было объявлено о соединении части западнорус. епископов, духовенства и мирян с католич. Церковью (см. Брестская уния). В 1594-1595 гг. при поддержке польск. кор. Сигизмунда III неск. епископов Западнорусской митрополии выработали т. н. артикулы, содержавшие условия, на к-рых они соглашались на подчинение Киевской митрополии Папскому престолу. В связи с подготовкой к унии с Западнорусской митрополией К. обратил внимание на положение католич. общин визант. обряда на Сицилии, для к-рых он распорядился поставить епископов-викариев восточного обряда, подчинявшихся латинским епископам; т. о. было положено начало иерархии Итало-Албанской католической Церкви. 31 авг. 1595 г. К. издал инструкцию относительно совершения богослужений по восточному обряду в итало-албанских общинах.
15 нояб. 1595 г. выработанные западнорус. епископами артикулы были доставлены в Рим Луцким еп. Кириллом (Терлецким) и Владимиро-Волынским еп. Ипатием Потеем, по распоряжению К. для их изучения была создана комиссия в Конгрегации инквизиции. Большинство условий, к-рые обеспечивали бы автономию Киевской митрополии в адм. и богослужебных вопросах, не были приняты комиссией, т. к. представители Римской курии настаивали на соблюдении норм, предписанных Ферраро-Флорентийским Собором в отношении присоединения т. н. вост. схизматиков. 23 дек. того же года западнорус. епископы зачитали исповедание католич. веры. К. буллой «Magnus Dominus» объявил о соединении Киевской митрополии с католич. Церковью с сохранением визант. обряда при условии, что отдельные его элементы не будут противоречить католич. вероучению, а также об освобождении духовенства визант. обряда от целибата. Перед отъездом епископов Кирилла (Терлецкого) и Ипатия Потея 23 февр. 1596 г. К. издал буллу «Decet Romanum pontificem» об адм. устройстве Киевской митрополии, разрешив митрополиту утверждать кандидатуры епископов, а епископам - избирать митрополита, к-рый должен был обращаться в Рим за утверждением своей кандидатуры. 6-9 окт. на Соборе в Бресте понтифик подтвердил унию Западнорусской митрополии с Римской Церковью, что свидетельствовало об учреждении униат. Церкви в Речи Посполитой, а также положило начало гонениям со стороны польск. властей на православных, отказывавшихся принимать католицизм.
Останки К. были захоронены в базилике св. Петра. В 1646 г. их перенесли в базилику Санта-Мария-Маджоре и погребли у входа в капеллу Паолина, напротив памятника папе Римскому Павлу V. Надгробие К. богато декорировано: его статую (скульптор С. Лонго) обрамляют разделенные изящными кариатидами и колоннами (архит. П. Бернини) рельефы с изображением деяний понтифика.