Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИМЕНТ
35, С. 477-480 опубликовано: 1 апреля 2019г.


КЛИМЕНТ

(Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 23.07.1830, Москва - 30.04.1878, Оптина пуст.), иером., переводчик, писатель. Сын лютеранского пастора, д-ра философии, суперинтенданта Московской евангелическо-лютеранской консистории К. А. Зедергольма, немца, происходившего из Финляндии. В 1847-1851 гг. обучался на историко-филологическом фак-те Московского ун-та. В 1858 г. получил степень магистра греч. словесности, защитив дис. «О жизни и сочинениях Катона Старшего», в которой использовал греч. и лат. источники и дал оценку языческому Римскому гос-ву с позиций Православия. Он особенно любил греч. язык, знанием которого поражал даже греков, также владел немецким, французским и английским. Филолог П. М. Леонтьев советовал ему посвятить себя университетской науке.

Иером. Климент (Зедергольм). Фотография. 70-е гг. XIX в.
Иером. Климент (Зедергольм). Фотография. 70-е гг. XIX в.

Иером. Климент (Зедергольм). Фотография. 70-е гг. XIX в.

В нач. 50-х гг. XIX в. Зедергольм решил перейти в Православие. По его словам, он «всегда был недоволен сухостью, безжизненностью» лютеран. вероисповедания. При этом испытывал симпатию к «русским национальным формам славянофильского даже рода». Его друг Т. И. Филиппов (впосл. гос. контролер) тоже предлагал ему принять Православие. К Православию Зедергольма привлекли и сочинения рус. писателей, особенно «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя. Отец отговаривал сына от перехода в Православие, затем просил отложить его, но Зедергольм был непреклонен. И. В. Киреевский посоветовал ему обратиться к одному из московских священников для знакомства с догматами правосл. Церкви, а затем направил в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустынь. В авг. 1853 г. Зедергольм прибыл в обитель и 13 авг. был присоединен к Православию в Иоанна Предтечи скиту при Оптиной пуст. через миропомазание, его восприемником стал старец прп. Макарий (Иванов).

Знакомство со скитом вызвало у Зедергольма ощущение, что в этом месте он будет жить до смерти. Тем не менее он провел еще немало лет в миру, оставаясь под духовным руководством старца Макария, периодически приезжая к нему и поддерживая переписку. Был домашним учителем у детей Е. Е. Жуковской, вдовы В. А. Жуковского, с 1853 г.- у Киреевских, давал уроки рус. и нем. языков, истории, географии, арифметики. В 1858 г. Зедергольм был причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, с 1860 г. служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре гр. А. П. Толстом, ставшем его другом и покровителем. Получил чин коллежского асессора. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. по поручению Толстого подготовил ряд докладных записок, текст к-рых согласовывал со старцем Макарием, а иногда и с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым): о необходимости противодействовать старообрядцам, против расширения их прав; о том, что желательно не спешить с переводом Свящ. Писания на рус. язык и запросить мнение вост. патриархов по этому вопросу; о важности ради церковного единства поддерживать К-польскую Церковь в условиях давления на нее со стороны османского правительства и болгар; о необходимости добиваться примирения сторон греко-болг. церковного спора, против резкого осуждения греч. духовенства болгарами. Принял участие в разработке устава Русско-греческого об-ва, призванного популяризировать греч. духовную и светскую лит-ру в России, а русскую - в Греции (об-во так и не было создано). Участвовал в публицистической полемике. Составил критический ответ М. Н. Каткову на его записку в защиту болгар, «возражение» А. И. Герцену на его письмо имп. Марии Александровне, где тот критиковал систему воспитания наследников престола. Подготовил записку «Об опасностях, угрожающих Православной Церкви в России», в к-рой сравнивал ситуацию в царствование Николая I и Александра II. Делал вывод не в пользу совр. царствования, т. к. это время отличалось менее твердой политикой по отношению к неправославным, в печати царило вольномыслие, распространялось равнодушие к вере. Для автора записки было характерно представлять Николая I образцом строгого монарха.

По поручению Синода Зедергольм ездил в командировки, в т. ч. в 1860 г. с управляющим синодальной канцелярией П. И. Саломоном в Грецию и Османскую империю для сбора сведений о состоянии православных церквей, мон-рей, учебных заведений. Побывал на Афоне, в Афинах, К-поле, Иерусалиме. В путевых заметках Зедергольма (часть которых была опубл. в 1867-1868 в ж. «Душеполезное чтение») много места отведено описанию Афона, приведены беседы с дипломатами, духовными лицами, в частности с прп. Иларионом Грузином (Новым), бывш. К-польским патриархом Григорием VI, к-рый произвел на автора сильное впечатление. Зедергольм свидетельствовал о тяжелом положении христиан, притесняемых турками, о том, что в политических греч. кругах растет недоверие к России, но мн. греки по-прежнему возлагают на нее надежду, что пользуется популярностью «История государства Российского» Н. М. Карамзина в переводе на греческий К. С. Крокидаса. Отмечал, что не следует соблазняться недостаточностью разработки правосл. богословской системы по сравнению с католической и протестантской, т. к. Православие держится не человеческими усилиями, а могуществом Божиим. Писал, что «не безденежье, а безверие губит Россию». Знакомство с Афоном окончательно убедило Зедергольма в необходимости стать монахом.

1 марта 1862 г. вышел в отставку. 31 марта того же года вступил в Иоанно-Предтеченский скит при Оптиной пуст., 9 сент. 1863 г. определен в число братии. 3 авг. 1863 г. настоятелем мон-ря прп. Исаакием (Антимоновым) был пострижен в рясофор, а 16 дек. 1867 г.- в мантию с именем Климент. Калужским архиеп. Григорием (Митькевичем) рукоположен 7 сент. 1870 г. во диакона. На средства Толстого с юж. стороны скита был устроен деревянный корпус для К.; строительство велось по плану, составленному прп. Амвросием (Гренковым), и под его наблюдением. В корпусе размещалась большая б-ка, висели портреты старцев и мирских друзей К. Почти все время пребывания К. в Оптиной пуст. его келейником был мон. Тимон (Трунов). К. исполнял послушания библиотекаря в скиту и письмоводителя старца Амвросия, к-рому был очень предан. Привел в порядок синодики в скиту. Отличался особой точностью и строгостью к себе и к другим в совершении богослужений по церковному уставу и исполнении монашеских правил, вспыльчивостью. К. был привязан к своей обители и говорил: «Когда я по нужде бываю в миру, я не дождусь вернуться сюда. Мне скучно, если я не в Оптиной». Сообщалось о готовящемся назначении К. настоятелем Малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, но оно не состоялось из-за его смерти.

Еще до поступления в мон-рь Зедергольм активно участвовал в лит. деятельности Оптиной пуст. По благословению старца Макария он перевел с греческого на рус. язык поучения прп. аввы Дорофея, перевод был отредактирован мон. Иувеналием (Половцевым) и Л. А. Кавелиным (впосл. архим. Леонид) и опубликован (Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856). Достоинства перевода отмечал свт. Игнатий (Брянчанинов), книга неоднократно переиздавалась. Зедергольм перевел с латинского на рус. язык кн. «Преподобного отца нашего Орсисия, аввы Тавенисиотского, учение об устроении монашеского жительства» (М., 1858). Затем принимал участие в работе над переводом «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника на рус. язык, составлял примечания (Преподобного отца нашего Иоанна, игум. Синайской горы, Лествица. М., 1862). После поступления в оптинскую братию К., как правило, до обеда писал под диктовку о. Амвросия письма, а после обеда занимался книгами. Вместе с др. монахами он работал над переводом на рус. язык слов прп. Симеона Нового Богослова (Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, игум. обители св. Маманта, двенадцать слов. М., 1869), поучений прп. Феодора Студита (Преподобного и Богоносного отца нашего Феодора, игум. Студийской обители и исповедника Огласительные поучения и завещания. М., 1872), подготовил к изданию рус. перевод кн. «Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную» (М., 1878). Также К. перевел «Увещательное послание к сербам Евгения Булгариса в ограждение их от латинских заблуждений» (ДЧ. 1865. Ч. 2. Кн. 5. С. 39-72) и «Преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина Слово о восьми греховных помыслах» (Там же. 1877. Ч. 3. Кн. 10. С. 240-243). Из отцов Церкви он выделял прп. Исаака Сирина, говорил, что его труды глубже («гуще») произведений др. авторов.

В лит. деятельности К. считал себя последователем архим. Леонида (Кавелина). Он исправил и дополнил «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» архим. Леонида, которое вышло 3-м изданием (М., 1876). Одним из первых К. начал составлять жизнеописания оптинских старцев. В 70-х гг. XIX в. вышли его труды, посвященные преподобным Льву (Леониду) (Наголкину) и Антонию (Путилову). Для подготовки жизнеописаний К. использовал наследие архим. Леонида, неоконченные записки игум. Антония (Бочкова), ранее пытавшегося составить биографию старца Льва, келейные записки прп. Антония, письма преподобных Льва и Антония и др. лиц, устные рассказы. К. старался передать индивидуальные черты подвижников, особенности их характеров. Особое внимание он уделил традиции старчества, «гонениям» на старца Льва, недоброжелателям среди архиереев и монахов. К. собирал материалы и о жизни прп. Моисея (Путилова), к-рые были включены архим. Иувеналием (Половцевым) в «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея» (М., 1882). В том же издании вышла подготовленная К. ст. «О пустынножительстве в Рославльских лесах». Также он собирал материалы для свода житий «русских ревнителей последних веков».

В 1873 г. А. П. Толстой, находясь в Женеве, тяжело заболел. Его жена А. Г. Толстая, а также жена И. В. Киреевского Н. П. Киреевская обратились к К. с просьбой приехать и духовно поддержать графа. По благословению игум. Исаакия и старца Амвросия 6 июля 1873 г. К. со своим келейником выехал из Оптиной пуст. В калужском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был рукоположен во иерея. В Москве получил заграничный паспорт и отправился через Варшаву, Вену и Мюнхен. В Женеву К. прибыл 18 июля; успел напутствовать умирающего Толстого, который ранее отказывался принимать причастие из рук др. священников. 23 июля К. участвовал в отпевании графа в рус. Крестовоздвиженской ц. в Женеве. К. вернулся в Москву 2 авг., а 5 авг. были совершены заупокойная литургия и панихида, за к-рыми он сослужил свт. Иннокентию (Вениаминову), митр. Московскому. По поручению вдовы Толстого К. разбирал его архив. В 1877 г. в ж. «Душеполезное чтение» была опубликована заметка К. о путешествии в Европу. Описывая быт и религ. взгляды европейцев, автор рассуждал о сильнейшем распространении вольнодумства и безверия, в т. ч. среди протестант. пасторов. Вместе с тем отмечал, что и мн. русские, не выезжая за границу, живут «очень далеко от своей Церкви и от своего народа».

Полемика по вопросам правосл. учения занимала важное место в жизни К. Он критиковал Ф. У. Фаррара за кн. «Жизнь Иисуса Христа», Филиппова за статьи в защиту прав единоверцев, А. С. Хомякова за полемику с отцами Церкви; писал, что Хомякова нельзя считать учителем Церкви. Говорил о безблагодатности католич. таинств, об угрозах Православию со стороны католицизма, считал, что в католич. учении истина «глубоко спутана с самыми опасными для души заблуждениями», потому нужно быть осторожным как с его похвалой, так и с огульным порицанием. Критиковал перевод М. Лютером Библии на нем. язык за неточности, а в нек-рых местах «лукавство и неблагонамеренность», приспособление текста к своим взглядам. В архиве К. сохранились наброски перевода литургии и некоторых молитв на нем. язык с толкованиями. Он активно убеждал своих инославных знакомых и родственников перейти в Православие. В итоге, к Православию присоединились его мать Г. Ю. Зедергольм и один из братьев, М. К. Зедергольм. Много лет вел споры с отцом, в т. ч. через переписку, и смог смягчить его позицию по отношению к Православию, но тот остался лютеранином, что К. тяжело переживал.

Объяснял Польское восстание 1863-1864 гг. интригами католиков и сочувственно относился к военной кампании против поляков. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг., в к-рой участвовал его брат генерал-майор А. К. Зедергольм, К. внимательно следил за ходом боевых действий. По его инициативе в Оптиной пуст. на проскомидии читались молитвы о даровании победы над врагами. Однажды после поражения рус. войск под Плевной он так расстроился, что не мог совершать богослужение. В апр. 1878 г. заболел воспалением легких и скончался. После отпевания, к-рое 2 мая того же года возглавил скитоначальник прп. Анатолий (Копьёв (Зерцалов)), К. был погребен на скитском кладбище Оптиной пуст.

Книжное собрание К., включавшее неск. сот книг, в т. ч. большое количество греческих, вошло в состав скитской б-ки. Нек-рые документы из его архива, в т. ч. переписка с Толстым, со свт. Феофаном Затворником (Говоровым), с игум. Антонием (Бочковым), оптинскими старцами, родственниками и др., находятся в ОР РГБ (Ф. 107). Близким другом и собеседником К. был К. Н. Леонтьев, к-рый с 1874 г. регулярно приезжал в Оптину пуст. и к-рого передал под духовную опеку К. старец Амвросий. Леонтьев называл К. «катехизатором», признавался, что, узнав о его внезапной смерти, испытал скорее негодование, чем истинную скорбь. Леонтьев стал разбирать бумаги К. и вскоре написал кн. «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни», текст к-рой он обсуждал со старцем Амвросием. Автор подробно рассказал о встречах, беседах и спорах с К., разобрал его произведения, письма, записки, обратил внимание на стиль сочинений друга. Леонтьев писал: «Какою бы исполинскою силой могло обладать духовенство наше, если бы в среде его было больше людей, подобных Клименту, светски образованных и по-мирски ученых, но по воле и убеждению склонившихся пред строгим императивом церковного учения». Эта книга еще более привлекла внимание образованного светского общества к Оптиной пуст. Труд Леонтьева неск. раз переиздавался, в т. ч. в 2005 г. на франц. языке. В 1891 г. Леонтьев принял тайный постриг с именем Климент, избранным в память о друге. С бумагами К. также работал Н. И. Субботин, к-рый подготовил на их основе ряд публикаций.

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Ед. хр. 852. Л. 61 об.- 62; ГАРФ. Ф. 1099. Оп. 1. Д. 1967; ГЛМ ОР. Ф. 196. Оп. 1. Д. 337; РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Д. 73, 233; РГБ ОР. Ф. 107; Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 1231 об.- 1232; Ф. 214. Опт.-58, Опт.-131, Опт.-555, Опт.-661-2; Ф. 231. Раздел II. К. 12. Ед. хр. 71; РГИА. Ф. 797. Оп. 28. Отд. 1. Ст. 1. Д. 44, 204; ЦГИАМ. Ф. 418. Оп. 25. Д. 311.
Соч.: Катон Старший // РВ. 1857. Т. 12. № 11. Кн. 2. С. 205-256; № 12. Кн. 1. С. 445-492; То же, изм. загл.: О жизни и сочинениях Катона Старшего: Рассуждение, по греч. и лат. источникам. М., 1857; О жизни и трудах Никодима Святогорца. М., 1865; Из воспоминаний о поездке на Восток в 1860 г. // ДЧ. 1867. Ч. 3. Кн. 12. С. 174-184; Описание богосл. уч-щ на Востоке: Халкинского, Иерусалимского, Афинских // Там же. 1868. Ч. 3. Кн. 9. С. 1-17; Кн. 10. С. 66-71; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; О Лютеровом переводе Библии // ДЧ. 1871. Ч. 2. Кн. 8. С. 130-141; Заметка о соч. г. Алоизия Пихлера «История разделения Церквей» // ЧОЛДП. 1873. Отд. 2. № 8. С. 436-442; Иеродиак. Палладий // ДЧ. 1875. Ч. 3. Кн. 10. С. 178-186; Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Поездка за границу // ДЧ. 1877. Ч. 2. Кн. 7. С. 339-365; О пустынножительстве в Рославльских лесах // Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882. С. 233-250; [Письмо к брату] // Братское слово. 1885. Т. 1. № 7. С. 437-459; Письма к отцу // ДЧ. 1902. Ч. 3. № 10. С. 226-252; № 11. С. 386-392; 1903. Ч. 1. № 1. С. 68-70; № 4. С. 589-593; Ч. 2. № 5. С. 33-38; Elder Leonid of Optina. Platina (Calif.), 1990; Elder Anthony of Optina. Platina (Calif.), 1994; [Письма к отцу, избр. соч.] // Правосл. немец: Иером. Климент (Зедергольм): [Сб.]. Козельск, 2002. С. 173-205, 215-381; Из переписки, 1856-1878 // Рос. архив. М., 2005. Т. 14. С. 249-268; Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859) / Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013.
Ист.: Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 1. С. 280-283, 486, 528, 574, 694-698; Т. 2. С. 81, 83-93, 198.
Лит.: Леонтьев К. Н. Правосл. немец: Оптинский иером. о. Климент (Зедергольм). Варшава, 1880; То же, изм. загл.: Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 18822; Субботин Н. И. Из истории раскола в первые годы царствования имп. Александра II // ДЧ. 1900. Ч. 1. № 4. С. 587-602; Три сочинения в Бозе почивающего оптинского старца иеросхим. о. Амвросия / Сообщ.: Н. И. Субботин // Там же. 1902. Ч. 1. № 1. С. 31-44; Попов Н. В., свящ. Климент Зедергольм // ПБЭ. Т. 11. Стб. 209-211; Фролова-Багреева Т. Климент (Зедергольм) // Русские писатели, 1800-1917. Т. 2. С. 552-553; Бушуев С. В. Иером. Климент (Зедергольм) и издательство Оптиной пуст. // Библиотечное дело -2003: Гуманит. и технол. аспекты развития: Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. М., 2003. С. 135-156; Optina pustyn' e la paternità spirituale: Atti del X Convegno ecumenico intern. di spiritualità ortodossa. Magnano, 2003; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Оптинский патерик / Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 227-241; Фетисенко О. Л. Прп. Амвросий Оптинский о «богословствовании мирян»: (Старец Амвросий и о. Климент (Зедергольм) о богосл. соч. А. С. Хомякова и Т. И. Филиппова) // Христианство и рус. лит-ра. СПб., 2006. Сб. 5. С. 260-295; она же. «Гептастилисты»: К. Леонтьев, его собеседники и ученики: (Идеи рус. консерватизма в лит.-худож. и публицистических практиках 2-й пол. XIX - 1-й четв. XX в.). СПб., 2012; Жизнеописания почивших скитян: (Скитское кладбище в Оптиной пуст.). [Козельск], 2010. С. 161-175, 242-243; Имп. Московский ун-т, 1755-1917: Энцикл. словарь. М., 2010. С. 326-327; Бежанидзе Г. В. Константин Зедергольм - чиновник особых поручений обер-прокурора Синода и духовный сын оптинских старцев // Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859). М., 2013. С. 19-44.
Г. М. Запальский
Ключевые слова:
Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Переводчики Монашество Оптиной пустыни Церковные писатели (XVI - XIX вв.) Климент (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иеромонах, переводчик, писатель
См.также:
ДАВИД (Нащинский Даниил; 1720-1793), архим., переводчик
ИГНАТИЙ (Даланов Иван Михайлович; 1885-1942), прмч., иером. (пам. 21 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
ААРОН (XVIII в. ), монах книжник, справщик и книгохранитель
ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
ААРОН, ФЕОФАНОВ СЫН инок, новгородский иконописец XV в.
АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 1877-1964), схиархим.
АВЕЛЬ ПРОРИЦАТЕЛЬ (Васильев Василий; до 7.03.1757- 29.11.1831), мон., автор рукописных книг
АВЕРКИЙ (Котомкин Андрей Данилович; 1847 - 1918), архим., подвижник благочестия Марийской епархии
АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.