Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИРИЛЛ И МАРИЯ
34, С. 604-610 опубликовано: 14 декабря 2018г.


Содержание

КИРИЛЛ И МАРИЯ

Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские. Икона. Кон. XIX в. Холуй (?) (собрание Федотова В. М. Москва)
Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские. Икона. Кон. XIX в. Холуй (?) (собрание Федотова В. М. Москва)

Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские. Икона. Кон. XIX в. Холуй (?) (собрание Федотова В. М. Москва)
(2-я пол. XIII в., Ростов - нач. 40-х гг. XIV в., Хотьковский Покровский мон-рь), преподобные (пам. 18 янв., 28 сент. (К.), 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежские, схимонахи, родители преподобных Стефана и Сергия Радонежских. Основными источниками сведений о К. и М. являются сохранившиеся в неск. редакциях Жития прп. Сергия Радонежского (авторы - прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет), службы преподобному, а также синодики. К. и М. происходили из боярских семей («от славных и нарочитых боляр»), живших в Ростовском княжестве. Согласно позднему (не ранее XVII в.) преданию, прп. Сергий род. в вотчине К.- в с. Варницы, в 3 верстах к северо-западу от Ростова, где позднее в память о прп. Сергии Ростовский архиеп. Ефрем основал Варницкий Сергиев во имя Св. Троицы муж. мон-рь. К. мог начать службу при дворе ростовских князей Василия Константиновича († после 1316) и Юрия Александровича († 1320); перед переездом К. и М. в Радонеж в Ростове правили братья князья Федор († 1331) и Константин († 1365) Васильевичи. В Ростове у К. и М. родились дети: Анна, Стефан, Варфоломей (мирское имя прп. Сергия) и Петр. Согласно Житию прп. Сергия, К. и М. «бяста Божии угодници, правдиви пред Богом и пред человекы, и всячьскыми добродетелми исплънени же и украшени... разум имуща Святого Писаниа не худе» (Клосс. 1998. С. 290, 292). Вероятно, супруги были грамотны и отдавали детей на учение. Долгое время грамота не давалась Варфоломею, за что он «много браним бываше от родителю своею» (Там же. С. 297-298).

В старости К. «обнища и оскуде». Его материальное положение было подорвано «частыми хоженьми еже с князем в Орду, частыми ратьми татарскими, частыми послы татарьскими, тяжъкими данми и выходы», а также вслед. эпидемий, голодных и неурожайных годов в Сев.-Вост. Руси в 1-й трети XIV в. (Там же. С. 303). О бедности семьи ярко свидетельствует эпизод из Жития прп. Сергия. Однажды К. послал разыскивать пропавших жеребят («клюсят») не слугу, а своего среднего сына Варфоломея. Преподобный встретил некоего старца, к-рый чудесным образом наставил юношу в изучении грамоты. К. и М. пригласили старца к себе (в связи с этим упом. бывшая на их дворе часовня), долго беседовали с ним, приняли «благословение и словеса его положиша на сердци своем» (Там же. С. 298-301). По-видимому, К. должен был сопровождать ростовских князей во время их поездок к ханскому двору (известна поездка к хану Узбеку в 1316 ростовского кн. Василия Константиновича, в Орде в 1307 скончался ростовский кн. Константин Борисович). Летописи подтверждают слова Епифания Премудрого о том, что для населения Ростова и окрестных сел весьма разорительными были частые приезды ордынских послов, грабивших ростовцев. Эти события имели место в 1315, 1316, 1318, 1320 гг. и, по-видимому, в 1322 г. В 1-й пол. XIV в. в Сев.-Вост. Руси эпидемии, неурожайные и голодные годы пришлись на 1302, 1304, 1308, 1321, 1330 и 1332 гг. (Пашуто В. Т. Русь. Прибалтика. Папство: Избр. ст. М., 2010. С. 312-314. (ДГВЕ, 2008)). Особенно сильный мор случился в 1332 г., когда была «меженина», «глад хлебный» и «скудота всякого жита» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531; Т. 18. С. 91; Т. 23. С. 104; Т. 24. С. 116; Т. 25. С. 170). Вероятно, именно этот голод стал решающей причиной, к-рая подтолкнула семью К. и его родственников к переселению из Ростова в Радонеж в Московском княжестве.

Икона рода Сергиева. 1994 г. Иконописец А. В. Зданович
Икона рода Сергиева. 1994 г. Иконописец А. В. Зданович

Икона рода Сергиева. 1994 г. Иконописец А. В. Зданович

Епифаний отмечает, что материальное положение К. и М., как и мн. ростовчан, особенно ухудшилось вслед. монголо-татар. набегов на Сев.-Вост. Русь зимой 1327/28 г. («Федорчукова», «Туралыкова» рати), после к-рых ярлык на Владимирское вел. княжение в Орде получил московский кн. Иоанн Калита. Новый вел. князь стал энергично собирать на рус. землях предназначавшиеся для хана Узбека недоимки, вслед. чего у правителей Ростовского княжества фактически были отняты «власть, и княжение, и имение, и честь, и слава, и вся проча потягну к Москве» (Клосс. 1998. С. 303-304). Перед московскими наместниками в Ростове Василием Кочевой и Миной и их сборщиками налогов и недоимок беззащитными оказались служившие ростовским князьям люди, включая бояр.

Переселенцы из Ростова получили в Радонеже от великокняжеского наместника Терентия Ртище налоговые льготы на неск. лет. Радонежский двор К. и М. находился недалеко от ц. Рождества Христова, за пределами Радонежского городища. (По мнению С. З. Чернова, усадьба могла располагаться в урочище Белые Боги, к северо-востоку от Радонежа, вблизи дороги из Москвы в Переяславль.) В Радонеже Стефан и Петр женились. К. и М. продолжали жить скромно, пребывая «в старости, и в скудости, и в болести». Некому было позаботиться о них и им «послужити», кроме Варфоломея (Там же. С. 305). Неженатый сын, мечтавший о монашестве, жил вместе с родителями. Вскоре К. и М. решили принять постриг. К., по всей видимости, принял монашество в Хотьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре, место пострижения М. неясно. В историографии XIX - нач. XX в. иногда встречается утверждение, что К. и М. были основателями Хотьковского мон-ря, однако эта т. зр. ошибочна. Вслед за родителями захотел принять монашество Варфоломей, но К. и М. упросили его, чтобы он «послужил» им «до гроба». Сын исполнил их волю, «и тако пребысть неколико время, служа и угаждаа родителема своима всею душою и чистою съвестию». К. и М. скончались, «мало поживша лет в черньчестве» (Там же). Варфоломей похоронил их в Хотьковском мон-ре, мощи К. и М. почивают под спудом в монастырском Покровском соборе.

В Хотьковском монастыре существовало почитание родителей прп. Сергия. В 1770-1771, 1848 и 1871 гг. по молитвам насельниц монастыря (в 1-й пол. XVI в. стал женским) к Божией Матери и к К. и М. обитель не затронула эпидемия холеры. Местное духовенство зафиксировало случаи исцеления от болезней по молитвам к родителям прп. Сергия. В XVIII - нач. XX в. через Хотьковский мон-рь проходила паломническая дорога в Троице-Сергиеву лавру, по существовавшей традиции перед посещением лавры следовало поклониться родителям прп. Сергия.

Имена К. и М. отсутствуют в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). К. и М. были канонизированы на Архиерейском Соборе 31 марта - 5 апр. 1992 г. Их имена вошли в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова), и в Собор Радонежских святых, память включенных в него святых отмечается с 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Существуют молитва, тропарь, кондак и величание К. и М.

Ист.: Службы и жития и описания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона и о чудесех. М., 1646, 16532; Житие св. прп. Сергия Радонежского / Изд.: митр. Платон (Левшин). М., 1782; Житие прп. и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея Руси чудотворца. Серг. П., 1853; ВМЧ. Сент. Дни 25-30. 1883. Стб. 1408-1563, 1563-1578; Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в. СПб., 1885. (ПДПИ; 58); ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 529-531; Т. 4. Ч. 1. С. 256-258; Т. 16. Стб. 60-62; Т. 18. С. 89; Т. 23. С. 99; Т. 24. С. 107-108, 114; Т. 25. С. 161, 166-167; Тихонравов Н. С. Древние Жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892, 19162; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 271-543; Шибаев М. А. Авторский вариант Жития Сергия Радонежского // ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 290-319.
Лит.: Описание крестного хождения из Троице-Сергиевой лавры в Хотьков мон-рь. М., 1850; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 140-141; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путев. по лавре. Серг. П., 1892; Зверинский. Т. 2. С. 399; Родина прп. Сергия. М., 1898; Дробленкова Н. Ф. Житие Сергия Радонежского // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 330-336 [Библиогр.]; Чернов С. З. Природа и быт в «Житии Сергия Радонежского» // ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. 333-348; Борисов Н. С. И свеча бы не угасла…: [Ист. портрет Сергия Радонежского]. М., 1990; он же. Сергий Радонежский. М., 2001, 20043. (ЖЗЛ); Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 75-92; Назаров В. Д. К истории «земной жизни» Сергия Радонежского: Биогр. заметки // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Тез. докл. междунар. конф. Серг. П., 1998. С. 8-9; Городилин С. В. Ростовское боярство 1-й трети XIV в. // ИКРЗ. 2002. С. 86-93; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XV вв.: По данным древнерус. синодиков // «Честному и грозному Ивану Васильевичю»: К 70-летию И. В. Левочкина. М., 2004. С. 35-40; Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. М., 2006; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Сергий, игум. Радонежский // АиО. 2009. № 2(55). С. 139-162; Житие Сергия Радонежского // СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. С. 156-166 [Библиогр.]; Крючков Т. О. Прп. Сергий Радонежский и его окружение: Ист. очерк. М., 2012. С. 35-86.
А. В. Кузьмин

Иконография

Рождество Варфоломея. Клеймо иконы «Прп. Сергий Радонежский, в житии». Ок. 1510 г. Иконописец Феодосий (?) (ЦМиАР)
Рождество Варфоломея. Клеймо иконы «Прп. Сергий Радонежский, в житии». Ок. 1510 г. Иконописец Феодосий (?) (ЦМиАР)

Рождество Варфоломея. Клеймо иконы «Прп. Сергий Радонежский, в житии». Ок. 1510 г. Иконописец Феодосий (?) (ЦМиАР)
Наиболее ранние изображения К. и М. встречаются на житийных иконах прп. Сергия Радонежского, прежде всего на иконе с 19 клеймами из местного ряда иконостаса Троицкого собора ТСЛ (по мнению исследователей, является произведением Дионисия 80-90-х гг. XV в.; см.: Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010). В клейме «Рождество Варфоломея», соответствующем подобным композициям, М. изображена в красном плаще возлежащей на ложе. Образы К. и М. представлены также в 3-м клейме верхнего ряда «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей». Композиция безупречно выстроена на фоне здания с полуциркульным сводом: К. и М., показанные средовеками, обращены в полупоклоне навстречу пришедшему. К. изображен в зеленой одежде с округлой, не очень длинной русой бородой, руки протянуты к старцу; за ним - М. в такой же красной одежде, как и в клейме «Рождество Варфоломея».

Эти клейма достаточно точно воспроизводятся на др. житийных иконах прп. Сергия, написанных в Москве на основе Жития авторства Пахомия Логофета: кон. XV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК), 1-й трети XVI в. из ц. Благовещения Пресв. Богородицы Чудова мон-ря (ГММК), ок. 1510 г. (работа сына Дионисия Феодосия) из Успенского собора Дмитрова (ЦМиАР; всего 17 клейм, нет изображения посещения старцем дома родителей), нач. XVI в. из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ (СПГИАХМЗ; всего 18 клейм), 1-й пол. XVI в. с поновлениями XVIII-XIX вв. из собора Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове (ГТГ), сер. XVI в. из старообрядческой молельни в Токмаковом пер. в Москве (ГТГ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 75, 341-342. Кат. 93), посл. четв. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ТСЛ (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. / Сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 12), 1586 г. из Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (вклад Д. И. Годунова; ЦИАМ Костромской епархии; см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 475. Кат. 20. Ил. 28). По основному составу клейм к этой группе относятся и 2 иконы работы мон. Евстафия (Головкина) - 1591 г. и кон. XVI в. (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; всего 20 клейм). Одеяния святых, их позы и жесты немного варьируются: напр., на иконе письма Феодосия на голове М. белый плат. Здесь и в 1-м клейме образа прп. Сергия с 12 клеймами жития 1-й трети XVI в. (Собрание рус. икон при поддержке Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного; см.: Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. / ЦМиАР. М., 2004. С. 42, 199. Кат. 17) она изображена с нимбом.

Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве)
Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве)

Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве)

Рождество, крещение, воздержание (отказ от молока матери) святого, приведение его к еп. Ростовскому Прохору и встреча старца-монаха с родителями были представлены в росписи домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского в новгородском Детинце (между 1459 и 1463; см.: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 517). На иконах 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского Борисоглебского на Устье мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого / ГМЗРК. М., 20062. С. 204-209. Кат. 57) и 2-й четв.- сер. XVII в. (в окладе XVII в.; из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР) сцены «Рождество Варфоломея» и «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей» решены традиционно. На иконе с 12 клеймами XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; см.: Святые земли Русской: [Кат. выст.] / ГРМ. СПб., 2010. С. 96-97. Ил. 50. Кат. 114) имеется только композиция рождества (М. в темном сине-зеленом плаще), а на иконе с 16 клеймами 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора Варницкого мон-ря под Ростовом (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. С. 304-307. Кат. 86) - композиции рождества и крещения. Имена родителей прп. Сергия в клеймах подписывались редко.

В XVII в., после распространения новой редакции Жития прп. Сергия, составленной Симоном (Азарьиным), появились иконы с расширенным количеством сюжетов. К ним можно отнести, напр., поволжскую икону с 30 клеймами кон. XVII в. (ЦМиАР). К. и М. изображены в 4 клеймах верхнего ряда: «Рождество Варфоломея» (М. на одре, К. восседает в арочном проеме), «Крещение Варфоломея», «Приведение старца-монаха в дом родителей» и «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж». В изображении крещения пресв. Михаил с младенцем на руках предрекает его великое будущее родителям, стоящим по др. сторону купели. К. в боярской одежде, он держит в руках белый плат для принятия младенца после совершения таинства. М. в красном плаще и белом головном уборе. В клейме со старцем-монахом родители выходят ему навстречу в таких же одеждах, причем изображены дважды - и стоящими, и коленопреклоненными, что характерно для иконописи этого времени. В композиции «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж» К. и М. с 3 сыновьями и со слугами направляются к воротам города.

Варфоломей испрашивает у родителей благословения на монашество. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 2-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-2. Л. 385 об.)
Варфоломей испрашивает у родителей благословения на монашество. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 2-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-2. Л. 385 об.)

Варфоломей испрашивает у родителей благословения на монашество. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 2-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-2. Л. 385 об.)

Одной из наиболее полных по количеству сюжетов, связанных с К. и М., является икона прп. Сергия Радонежского с 24 клеймами жития и сюжетами Сказания о Мамаевом побоище кон. XVI - нач. XVII в. с дополнениями ок. 1680 г.и после 1684 г. (происходит из ц. Св. Троицы в Ярославле, ЯХМ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля / ЯХМ, ЯИАМЗ. М., 2009. Т. 1. С. 500-517. Кат. 95). Так, здесь проиллюстрирован редкий сюжет - отказ Варфоломея в постные дни от молока матери. За столом напротив друг друга сидят К. и М., младенец на руках у матери отворачивается от груди. В сцене крещения в отличие от др. изображений младенца держит М. Чудесное воздержание младенца показано также на житийных иконах с 14 клеймами нач. XVII в. из Музея икон в Рекклингхаузене (Хауштайн-Барч Е., Бенчев И. Музей икон в Реклингхаузене, Германия. М., 2008. С. 286-287. № 308) и с 24 клеймами 1-й пол. XVII в. из придела прп. Сергия Радонежского ц. Св. Троицы череповецкого Воскресенского мон-ря (ЧерМО; см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 98-99, 227-228. Кат. 42. Ил. 43).

Житийный цикл из 22 клейм на иконе 1-й пол. XVII в. (средник - 3-я четв. XVII в., Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве; см.: Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 96-97. Кат. 58) начинается с изображения чуда прп. Сергия до его рождения - троекратного возглашения младенца в утробе матери во время литургии. На этой иконе К. и М. в большинстве клейм написаны с нимбами. На московской иконе с 20 клеймами сер. XVII в. (собрание К. В. Воронина) добавлен сюжет «Обучение Варфоломея грамоте»: К. и М. одеты одинаково - в зеленые туники и красные плащи. На иконе с 36 клеймами нач. XVIII в. (собрание А. Д. Липницкого; см.: Иконы из частных собр. М., 2004. С. 85, 212-213. Кат. 54) в сцене переселения в Радонеж К. и М. изображены верхом на конях. В состав клейм введен новый сюжет - преставление К. (без М.) с традиц. композицией погребения преподобных: в центре стоит гроб с телом К. в монашеской одежде, вокруг - родственники и близкие.

Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. Мстёра (ц. Благовещения Богородицы в с. Павловская слобода)
Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. Мстёра (ц. Благовещения Богородицы в с. Павловская слобода)

Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. Мстёра (ц. Благовещения Богородицы в с. Павловская слобода)

В Новое время житийные циклы прп. Сергия отличаются разнообразием. Напр., верхний ряд клейм иконы кон. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца в урочище Ст. Георгий Галичского р-на Костромской обл. (ЦИАМ Костромской епархии; см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона. М., 2004. С. 611. Кат. 263. Ил. 420) начинается с композиции, представляющей чудо троекратного возглашения младенца на литургии в утробе М., изображенной, как и К., в нек-рых сюжетах с нимбом. В 5-м клейме рассказано о том, как Варфоломей после смерти родителей (написан в гробу только К.) раздал свое имение нищим. Как святые, с нимбами (в мирской одежде), К. и М. изображались и на старообрядческих иконах, напр. в сюжете «Приведение святого для обучения грамоте» на ветковском образе прп. Сергия с 12 клеймами жития 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Из новых поступлений: Кат. выст. из фондов Музея им. Андрея Рублева, 1988-1992. М., 1995. С. 42-43. Кат. 67. Ил. 71). Редчайшим является комплекс краснофонных икон кон. XVIII в. с отдельными композициями из Жития прп. Сергия, к-рые первоначально составляли, возможно, праздничный ряд иконостаса (на оборотах надписи: «Алтарь Сергиевского придела»; находятся в Покровском соборе при Рогожском кладбище в Москве). Так, одна из них иллюстрирует чудо прп. Сергия прежде его рождения, причем рядом с М. в храме изображен К. (Древности и духовные святыни. М., 2005. С. 140. Кат. 93).

В Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. в начале «Повести о прп. Сергии» неск. миниатюр посвящено разорению ростовских бояр и переселению К. с семьей в Радонеж (2-й Остермановский том - БАН. 31.7.30-2. Л. 380-382 об.; см.: Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 7). К. и М. в боярских одеждах изображены также беседующими с Варфоломеем о выборе монашеского пути (Л. 385 об.). Завершает ряд композиция погребения преподобных: священник с кадилом в руке совершает перед гробами панихиду, а Варфоломей молится, заказывает поминовение и раздает милостыню (Л. 386 об.). Обширный цикл миниатюр с изображениями К. и М. содержится в лицевых рукописях Жития прп. Сергия Радонежского: в троицком списке 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. № 21) и в его копии кон. XVII в., сохранившейся в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). Здесь проиллюстрированы дела благочестия К. и М., чудо возглашения младенца в церкви до его рождения (в неск. клеймах), рождение Варфоломея, воздержание его от молока матери, обучение грамоте, духовные добродетели и др. Подробно рассказано о чудесной встрече отрока со старцем-монахом (в виде ангела) и о его пребывании в доме К. и М., о переселении семьи из Ростова. Святые изображены в мирской одежде (цвета варьируются, М. в белом плате, у К. борода средней величины, более узкая и раздвоенная на конце), нередко с нимбами, над к-рыми написаны имена. Последняя композиция посвящена постригу святых в монашество и погребению: сцены с К. и М. представлены отдельно, на фоне разных храмов (Л. 58).

Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей, свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Радонежский. Складень. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)
Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей, свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Радонежский. Складень. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей, свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Радонежский. Складень. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Наиболее распространенным иконографическим изводом с образами К. и М., появившимся до их канонизации, является композиция «Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей», связанная с их местным почитанием в Хотьковском Покровском мон-ре (Кирьянова С. А. Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей: История и варианты иконографии // Прп. Сергий Радонежский: Тезисы докладов. 2013. С. 41-46). Прп. Сергий, служащий панихиду с кадилом в руке, изображен слева или реже справа перед 2 гробницами, покрытыми в нижней части общим покровом; К. и М. облачены в схиму, обычно руки сложены крестообразно на груди, глаза закрыты. Они написаны с нимбами; в надписях, как правило, именуются преподобными. Композиция отчасти восходит к миниатюре из Лицевого летописного свода, но там святой представлен юношей в мирской одежде, а здесь - седобородым старцем в мантии и епитрахили. В клейме гравированной житийной иконы мастера И. Т. Шелковникова, напечатанной в 1808 г. (РГБ), сцена под названием «Панихида по родителям прп. Сергия» воспроизведена так же, как на миниатюрах из рукописей, но с большим числом персонажей.

Создание первых икон скорее всего относится к 90-м гг. XVIII в. и связано с 400-летним юбилеем преставления прп. Сергия. В это время в лавре писали большое количество образов разной иконографии, посвященных ее основателю. В Покровском соборе Хотьковского мон-ря в сер. XIX в. хранилась икона Божией Матери «Знамение» «во весь рост старинного письма», на к-рой внизу была изображена гробница К. и М. и по сторонам от нее их дети - Варфоломей и Петр и Стефан с женами (Смирнов С. К., прот. Покровский Хотьков девичий мон-рь. М., 18856. С. 29). Одним из ранних образцов является прорись с иконы XVIII - 1-й пол. XIX в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 478-479, 634; Т. 2. С. 146) с подписью имен: «Кирилъ» и «Марiа» (изображены с нимбами); в облачном сегменте над монастырскими храмами - образ Св. Троицы. Распространению этой иконографии способствовали молебны прп. Сергию и панихиды по его родителям, к-рые служились в Хотьковском мон-ре во время эпидемии холеры в 40-х гг. XIX в. (М. А. Описание крестного хождения из Троицко-Сергиевой лавры с иконой прп. Сергия, изображенной на гробовой его доске, в Хотьков. мон-рь, в с. Радонеж и др. окрестные места, по случаю эпидемической болезни. М., 1849). Чудотворную ростовую икону прп. Сергия, написанную на гробовой доске, ставили напротив мощей К. и М. так, будто, по словам современника, сам преподобный служил панихиду (Церк. летопись Хотьковско-Покровского мон-ря - РГАДА. Ф. 1449. Оп. 1. Ед. 458. Л. 44-44 об.).

Прп. Сергий перед гробами родителей. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)
Прп. Сергий перед гробами родителей. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Прп. Сергий перед гробами родителей. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Согласно архивным документам, в разработке иконографии и написании икон скорее всего участвовали лаврские мастера. В одном из рапортов живописца Игнатия Басова сообщается о создании им в 1795-1796 гг. икон и рисунков для произведений, выполнявшихся в лавре и для Хотьковского мон-ря (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. 1904. Л. 4). В книге описи монастырского и церковного имущества Покровского мон-ря за 1821 г. среди икон, находившихся в Покровском соборе, указан «образ малой Преподобного Сергия с родителями, венчик вызолочен, риза и поля чеканные серебреные» (РГАДА. Ф. 1449. Оп. 1. Ед. 227. Л. 4 об.). К 1854 г. относятся сведения о создании иером. Симеоном, руководителем лаврской иконописной мастерской, иконы «Прп. Сергий перед гробницей родителей» небольшого размера для Варницкого Троицкого мон-ря по заказу одного из благодетелей этой обители (Виденеева А. Е. К истории Ростовского Троице-Варницкого мон-ря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 204). Иконографические особенности этих произведений, по-видимому утраченных, неизвестны.

Вместе с тем в Троице-Сергиевой лавре в кон. 50-х гг. XIX в. создавались рисунки и печатались литографированные иконы с таким сюжетом. Поскольку образцы выполняли мастера иконописной мастерской, то литографии в определенной мере повторяют иконы. К 1858 г. относится рисунок карандашом (СПГИАХМЗ), сделанный лаврским иконописцем И. С. Болдыревым: прп. Сергий представлен стоящим слева на облаках с кадилом в руке перед накрытой покровом гробницей К. и М., изображенных с нимбами; за ними - 2 храма Покровского мон-ря без детализации пространства, а в небе - 2 парящих ангела с иконой Покрова Пресв. Богородицы. Этот образец использовался и на иконах-образках малых размеров, и на литографированных картинах сер. «Житие и чудеса прп. Сергия Радонежского». На тоновой литографии 1865 г. (СПГИАХМЗ) вид монастырских храмов с въездными воротами показан в облаках. К кон. 60-х гг. XIX в. облака перестали изображать и в пространство икон и картин ввели натурные элементы. Так, на литографии 1869 г. (СПГИАХМЗ) композиция расположена на поверхности естественного холма. На литографированных иконах такой извод сохранялся до кон. XIX в., варьируясь в деталях - напр., на тоновой литографии 1882 г. И. И. Старченкова (СПГИАХМЗ) пейзажный фон приобрел условный характер, фигуры помещены в ложбине среди холмов. Мн. литографии лаврской мастерской использовались для изготовления дешевых икон: наклеивались обычно на липовую или кипарисовую доску, реже на картон, раскрашивались акварелью и покрывались лаком, более дорогостоящие дополнительно пропечатывались золотой краской, фон мог быть с тиснением.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в молении образу Божией Матери «Знамение». Икона 1994 г. Иконописец А. В. Зданович (Покровский собор Хотьковского мон-ря)
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в молении образу Божией Матери «Знамение». Икона 1994 г. Иконописец А. В. Зданович (Покровский собор Хотьковского мон-ря)

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в молении образу Божией Матери «Знамение». Икона 1994 г. Иконописец А. В. Зданович (Покровский собор Хотьковского мон-ря)

Традиц. иконы этого извода, предназначавшиеся в основном для раздачи и продажи паломникам, выполнялись в небольших размерах в лавре, Хотьковском мон-ре и заказывались в иконописных слободах Владимирской губ. (Мстёра, Холуй). Сохранившиеся иконы из собраний ЦМиАР (см.: Прп. Сергий Радонежский. 1992. С. 115, 266. Ил. 61; на обороте штамп ТСЛ), ГЭ (Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 84, 167. Кат. 100), ГИМ (из ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве; см.: Тысяча лет рус. паломничества: [Кат. выст.] / Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2009. С. 244-245. Кат. 704), РГИАХМЗ (со штампом ТСЛ и с указанием цены на обороте), ЦАК МДА, частных собраний датируются в пределах 2-й пол. XIX - нач. XX в. Действие представлено на фоне пейзажа с видом Хотьковского мон-ря или интерьера с колонной; в верхней части изображалась икона Покрова Пресв. Богородицы, поддерживаемая ангелами, или Нерукотворный образ Спасителя. В 2008 г. редкая икона большого размера (2-я пол. XIX в., 108×72 см) была передана из Толгского мон-ря в Хотьковский (находится на хорах Никольского собора обители). На полях могли помещаться приписные святые, тезоименитые заказчикам иконы. Так, на иконе кон. XIX в. (СПГИАХМЗ; см.: Черкашина Г. П. Образ прп. Сергия в иконописи, шитье и мелкой пластике // Прп. Сергий Радонежский - великий подвижник земли Русской: Альбом-кат. М., 2004. С. 101. Кат. 84) прп. Сергий у гробов показан на фоне условной архитектуры, на полях написаны арх. Михаил, мч. Косма, свт. Антипа Пергамский, ап. Марк, мч. Дамиан, вмч. Пантелеимон. На одной из икон, с мч. Тимофеем на поле (кон. XIX - нач. XX в., частное собрание), монашеское имя М. подписано как «Ефросiнi». Редким примером совмещения этого сюжета с образами избранных святых является икона сер.- 2-й пол. XIX в. (ТОКГ): в левой части композиции написаны свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Тверские, причем стоящий справа прп. Сергий обращен к ним, а не к гробам К. и М. под Казанским образом Божией Матери.

В произведениях прикладного искусства изображение прп. Сергия у гробов родителей не получило широкого распространения, за исключением сергиевопосадской резьбы и ростовских эмалей (см., напр.: Давыдова Е. В. Образ прп. Сергия Радонежского в произведениях резчиков Сергиева Посада 2-й пол. XIX - нач. XX в. // Прп. Сергий Радонежский: Тезисы докладов. 2013. С. 23-24). Прежде всего этот сюжет появился в резьбе мастеров Сергиевского посада (ныне г. Сергиев Посад), работавших по заказу Троице-Сергиевой лавры. Самое раннее обнаруженное упоминание о нем в монастырских документах относится к 1830 г. (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. 9456. Л. 92), но резные иконы такого извода этого времени неизвестны. На овальной иконке сер. XIX в. (частное собрание) и в среднике 3-створчатого складня 60-х гг. XIX в. (ГИМ; см.: Тысяча лет рус. паломничества. М., 2009. С. 252. Кат. 728) иконография не отличается от изводов произведений, созданных в посл. четв. XIX - нач. ХХ в. (напр., 2 образка и средник складня, ЦМиАР). В среднике одного из 3-створчатых складней 60-х гг. XIX в. (ГМИР; см.: Монастырская резьба по дереву в собр. ГМИР; СПб., 2012. Кат. 41) написаны имена святых («Пр. Ма», «Пр. Ки»). Иногда руки К. и М. вытянуты вдоль туловища и, прикрытые покрывалом, не видны (круглая икона кон. XIX в. и средник складня 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). Судя по плоскостной резьбе, изображены не тела усопших, а их живописные иконы, лежавшие на подлинных гробницах, и покрывавшие их ткани; интерьер храма обозначен массивным столбом, размещенным в центре композиции. В более подробной редакции извода добавлялись образ Спаса Нерукотворного, контурно намеченный рельефом или карандашом, аналой с раскрытой книгой и подсвечник со свечой (средник складня, ЦМиАР).

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в житии. Икона. 2008 г. Иконописец Е. Комарова (Покровский собор Хотьковского мон-ря)
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в житии. Икона. 2008 г. Иконописец Е. Комарова (Покровский собор Хотьковского мон-ря)

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в житии. Икона. 2008 г. Иконописец Е. Комарова (Покровский собор Хотьковского мон-ря)

При изготовлении ростовских эмалевых образков использовались обе иконографические редакции, краткая и подробная, и те же детали. Если на резных иконах действие представлено в интерьере храма, то на эмалях аналогичная сцена может быть размещена на фоне условного пейзажа с видом Хотьковского мон-ря; в облачном сегменте - голубь, символ Св. Духа (возможно, использовалась литография Старченкова; напр., эмалевый образ 2-й пол. XIX в., ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в. из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 139, 230. Кат. 180). Если действие происходит внутри церкви, в верхней части иногда писали велум (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский. 1992. С. 117, 266. Ил. 63). Образцами резчикам и художникам-эмальерам, как правило, служили печатные листы. На рубеже XIX и XX вв. изготавливались и небольшие «расхожие» иконки, отпечатанные на жести (частное собрание). Иногда этот сюжет вводился и в монументальные росписи храмов, напр. в нижнем приделе во имя свт. Николая Чудотворца ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Скнятинове Ростовского р-на Ярославской обл. (кон. XVIII - нач. XIX в. с последующими поновлениями и дописями, к к-рым относится и данная композиция; см.: Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 374-378).

Остается уникальным по иконографии образ «Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские» кон. XIX в. (собрание В. М. Федотова, Москва; см.: Каталог иконописи В. Федотова / Сост.: Я. Э. Зеленина. М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 360-361. Кат. 146), стилистически являющийся произведением одной из иконописных слобод Владимирской губ. (вероятно, Холуя, к-рый длительное время был вотчиной ТСЛ). Родители в схимнических куколях (у К. узкая и раздвоенная на конце борода) обращены в молении к стоящему в центре прп. Сергию.

До причисления К. и М. к лику святых были написаны их ростовые прямоличные образы при входе в Троице-Сергиеву лавру, на св. воротах. Изображения родителей прп. Сергия, исполненные в академической манере, появились здесь, по-видимому, в кон. 40-х гг. XX в., после открытия лавры. Они были переданы в Хотьковский мон-рь и находятся в зап. притворе Никольского собора. В наст. время на воротах лавры помещены работы иконописца архим. Зинона (Теодора), созданные в 1980-1982 гг. (прописаны в 90-х гг. XX в.). Преподобные облачены в схиму, на голове куколи (у К.- островерхий, у М.- округлый). Между 1950 и 1952 гг. мон. Иулианией (Соколовой) была выполнена копия житийной иконы прп. Сергия из Троицкого собора (находится возле раки с мощами святого).

«Святые на всяк день усердно Бога молеху». Клеймо иконы преподобные Кирилл и Мария в житии. 2008 г. Иконописец Е. Комарова
«Святые на всяк день усердно Бога молеху». Клеймо иконы преподобные Кирилл и Мария в житии. 2008 г. Иконописец Е. Комарова

«Святые на всяк день усердно Бога молеху». Клеймо иконы преподобные Кирилл и Мария в житии. 2008 г. Иконописец Е. Комарова

Новый этап в развитии иконографии К. и М. начался после их прославления в 1992 г. и открытия Хотьковского монастыря. На совр. иконах святые изображаются в монашеских одеждах, на головах куколи. В 1992 г. на раку мощей К. и М. иконописцем Т. Н. Горячкиной была написана золотофонная икона. В местном ряду иконостаса Покровского собора Хотьковского мон-ря находится икона преподобных в молении образу Божией Матери «Знамение» (1994, иконописец А. В. Зданович, дипломная работа в иконописной школе МДА). Над ракой св. мощей помещен образ «Икона рода Сергиева» (1994, иконописец А. А. Шульгина, иконописная школа МДА), к-рый создан на основе описания изображения, находившегося над гробницей в сер.- 2-й пол. XIX в. Прп. Сергий с кадилом в руке предстоит перед гробом с возлежащими в нем К. и М., в изголовье стоят их сыновья Стефан и Петр, за гробом - свт. Феодор Ростовский, Анна и Екатерина. Архитектурным фоном является изображение Покровского собора обители с образом Божией Матери в медальоне, держащей в руках омофор. По сторонам храма - К. и М.; они, исполняя монастырское послушание, звонят в колокола. В Никольском соборе на столпе помещен образ К. и М. (2008, иконописец Е. Осипенко, мастерская «Злата» в г. Покров), выполненный в академической манере: между фигурами святых, молящихся образу Божией Матери «Знамение», написан вид Хотьковского мон-ря. Еще одним типом иконографии является образ К. и М. по сторонам прп. Сергия (2005, иконописец А. Холопов).

В Покровском соборе возле раки находится единственный житийный образ К. и М. (2008, иконописец Е. Комарова, дипломная работа в иконописной школе МДА). В среднике К. и М. представлены в молении Св. Троице. Вокруг расположено 19 клейм: 1. Венчание К. и М. (священник держит их за руки, связанные платком); 2. К. и М. «скромно живяху» (М. прядет вместе со служанкой, К. стоит рядом); 3. «Святый Кирилл советник был еси князю»; 4. «Святые на всяк день усердно Бога моляху»; 5. «Святые милостыне и страннолюбию прилежаху»; 6. Троекратное возглашение Варфоломея во чреве матери (М. стоит в изумлении и трепете в окружении жен); 7. «Святые родители о чаде святом радовахуся» (К. и М. держат на руках младенца Варфоломея); 8. «Егда крестили отроча пророчество о нем услышали» (крещение Варфоломея); 9. «Святому отроку учение не давашеся» (в числе учеников - 3 сына К. и М.; Варфоломей в печали); 10. К. отправляет Варфоломея искать жеребят (сыновья Стефан и Петр за работой); 11. Встреча Варфоломея со старцем-схимником; 12. Варфоломей приводит старца-схимника в дом (К. и М. принимают схимника и вместе с сыновьями удивляются успехам Варфоломея в учении); 13. К. вместе с посольством князя едет в Орду (К. со спутниками верхом на конях); 14. «Ордынских вельмож подарками умилостивляша»; 15. Переселение из Ростова в Радонеж (М. с домашними на телеге, Варфоломей на лошади с К., Стефан идет за повозкой); 16. Варфоломей испрашивает благословение родителей на «житие иноческое» (К. и М. изображены в старческом возрасте); 17. К. и М. принимают постриг в Хотьковском мон-ре; 18. «Святые скончали дни свои в монастыре Покрова иже в Хотьково» (послушание К. и М. на монастырской звоннице); 19. Преставление К. и М. (священник служит литию перед гробом святых, к к-рому склоняются их сыновья). Состав клейм и сопроводительные надписи взяты в основном из текста Жития прп. Сергия, составленного прп. Епифанием Премудрым. В последних 3 клеймах К. и М. облачены в монашеские одежды, в остальных - в боярские. Стиль исполнения образа ориентирован на житийные иконы письма Дионисия.

Созданные после прославления иконы преподобных (иногда в руке К. свиток) хранятся также в Варницком мон-ре, в Троице-Сергиевой лавре. К. и М. изображаются в группе Радонежских чудотворцев на совр. иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1997, иконописец Н. Е. Алдошина, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве, и др.).

Лит.: Воронцова Л. М., Зарицкая О. И., Шитова Л. А. Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. / СПГИАХМЗ. М., 1992; Прп. Сергий Радонежский / Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992; Житие преподобного и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. Серг. П., 2010. 2 т.; Прп. Сергий Радонежский и образ Св. Троицы в древнерус. искусстве: Тез. докладов науч. конф., Музей им. Андрея Рублева, 11-12 дек. 2013 г. / Сост.: Н. И. Комашко. М., 2013; Прп. Сергий Радонежский и образ Св. Троицы в древнерус. искусстве: Кат. выст. / ЦМиАР; сост.: Г. В. Попов, Н. И. Комашко. М., 2013. С. 48-63. Кат. 10-16.
Свящ. Сергий Чураков, О. И. Зарицкая, Е. В. Давыдова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Ростово-Ярославских святых (23 мая) Сергий Радонежский, преподобный (пам. 25 с., 5 ил.) Кирилл и Мария (2-я пол. XIII в. - нач. 40-х гг. XIV в.), Радонежские, схимонахи, родители преподобных Стефана и Сергия Радонежских, преподобные (пам. 18 янв., 28 сент. (Кирилл), 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
См.также:
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский
ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИОАКИМ Шартомский († после 1625, Суздаль), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), иконописец