В старости К. «обнища и оскуде». Его материальное положение было подорвано «частыми хоженьми еже с князем в Орду, частыми ратьми татарскими, частыми послы татарьскими, тяжъкими данми и выходы», а также вслед. эпидемий, голодных и неурожайных годов в Сев.-Вост. Руси в 1-й трети XIV в. (Там же. С. 303). О бедности семьи ярко свидетельствует эпизод из Жития прп. Сергия. Однажды К. послал разыскивать пропавших жеребят («клюсят») не слугу, а своего среднего сына Варфоломея. Преподобный встретил некоего старца, к-рый чудесным образом наставил юношу в изучении грамоты. К. и М. пригласили старца к себе (в связи с этим упом. бывшая на их дворе часовня), долго беседовали с ним, приняли «благословение и словеса его положиша на сердци своем» (Там же. С. 298-301). По-видимому, К. должен был сопровождать ростовских князей во время их поездок к ханскому двору (известна поездка к хану Узбеку в 1316 ростовского кн. Василия Константиновича, в Орде в 1307 скончался ростовский кн. Константин Борисович). Летописи подтверждают слова Епифания Премудрого о том, что для населения Ростова и окрестных сел весьма разорительными были частые приезды ордынских послов, грабивших ростовцев. Эти события имели место в 1315, 1316, 1318, 1320 гг. и, по-видимому, в 1322 г. В 1-й пол. XIV в. в Сев.-Вост. Руси эпидемии, неурожайные и голодные годы пришлись на 1302, 1304, 1308, 1321, 1330 и 1332 гг. (Пашуто В. Т. Русь. Прибалтика. Папство: Избр. ст. М., 2010. С. 312-314. (ДГВЕ, 2008)). Особенно сильный мор случился в 1332 г., когда была «меженина», «глад хлебный» и «скудота всякого жита» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531; Т. 18. С. 91; Т. 23. С. 104; Т. 24. С. 116; Т. 25. С. 170). Вероятно, именно этот голод стал решающей причиной, к-рая подтолкнула семью К. и его родственников к переселению из Ростова в Радонеж в Московском княжестве.
Епифаний отмечает, что материальное положение К. и М., как и мн. ростовчан, особенно ухудшилось вслед. монголо-татар. набегов на Сев.-Вост. Русь зимой 1327/28 г. («Федорчукова», «Туралыкова» рати), после к-рых ярлык на Владимирское вел. княжение в Орде получил московский кн. Иоанн Калита. Новый вел. князь стал энергично собирать на рус. землях предназначавшиеся для хана Узбека недоимки, вслед. чего у правителей Ростовского княжества фактически были отняты «власть, и княжение, и имение, и честь, и слава, и вся проча потягну к Москве» (Клосс. 1998. С. 303-304). Перед московскими наместниками в Ростове Василием Кочевой и Миной и их сборщиками налогов и недоимок беззащитными оказались служившие ростовским князьям люди, включая бояр.
Переселенцы из Ростова получили в Радонеже от великокняжеского наместника Терентия Ртище налоговые льготы на неск. лет. Радонежский двор К. и М. находился недалеко от ц. Рождества Христова, за пределами Радонежского городища. (По мнению С. З. Чернова, усадьба могла располагаться в урочище Белые Боги, к северо-востоку от Радонежа, вблизи дороги из Москвы в Переяславль.) В Радонеже Стефан и Петр женились. К. и М. продолжали жить скромно, пребывая «в старости, и в скудости, и в болести». Некому было позаботиться о них и им «послужити», кроме Варфоломея (Там же. С. 305). Неженатый сын, мечтавший о монашестве, жил вместе с родителями. Вскоре К. и М. решили принять постриг. К., по всей видимости, принял монашество в Хотьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре, место пострижения М. неясно. В историографии XIX - нач. XX в. иногда встречается утверждение, что К. и М. были основателями Хотьковского мон-ря, однако эта т. зр. ошибочна. Вслед за родителями захотел принять монашество Варфоломей, но К. и М. упросили его, чтобы он «послужил» им «до гроба». Сын исполнил их волю, «и тако пребысть неколико время, служа и угаждаа родителема своима всею душою и чистою съвестию». К. и М. скончались, «мало поживша лет в черньчестве» (Там же). Варфоломей похоронил их в Хотьковском мон-ре, мощи К. и М. почивают под спудом в монастырском Покровском соборе.
В Хотьковском монастыре существовало почитание родителей прп. Сергия. В 1770-1771, 1848 и 1871 гг. по молитвам насельниц монастыря (в 1-й пол. XVI в. стал женским) к Божией Матери и к К. и М. обитель не затронула эпидемия холеры. Местное духовенство зафиксировало случаи исцеления от болезней по молитвам к родителям прп. Сергия. В XVIII - нач. XX в. через Хотьковский мон-рь проходила паломническая дорога в Троице-Сергиеву лавру, по существовавшей традиции перед посещением лавры следовало поклониться родителям прп. Сергия.
Имена К. и М. отсутствуют в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). К. и М. были канонизированы на Архиерейском Соборе 31 марта - 5 апр. 1992 г. Их имена вошли в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова), и в Собор Радонежских святых, память включенных в него святых отмечается с 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Существуют молитва, тропарь, кондак и величание К. и М.
Эти клейма достаточно точно воспроизводятся на др. житийных иконах прп. Сергия, написанных в Москве на основе Жития авторства Пахомия Логофета: кон. XV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК), 1-й трети XVI в. из ц. Благовещения Пресв. Богородицы Чудова мон-ря (ГММК), ок. 1510 г. (работа сына Дионисия Феодосия) из Успенского собора Дмитрова (ЦМиАР; всего 17 клейм, нет изображения посещения старцем дома родителей), нач. XVI в. из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ (СПГИАХМЗ; всего 18 клейм), 1-й пол. XVI в. с поновлениями XVIII-XIX вв. из собора Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове (ГТГ), сер. XVI в. из старообрядческой молельни в Токмаковом пер. в Москве (ГТГ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 75, 341-342. Кат. 93), посл. четв. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ТСЛ (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. / Сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 12), 1586 г. из Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (вклад Д. И. Годунова; ЦИАМ Костромской епархии; см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 475. Кат. 20. Ил. 28). По основному составу клейм к этой группе относятся и 2 иконы работы мон. Евстафия (Головкина) - 1591 г. и кон. XVI в. (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; всего 20 клейм). Одеяния святых, их позы и жесты немного варьируются: напр., на иконе письма Феодосия на голове М. белый плат. Здесь и в 1-м клейме образа прп. Сергия с 12 клеймами жития 1-й трети XVI в. (Собрание рус. икон при поддержке Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного; см.: Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. / ЦМиАР. М., 2004. С. 42, 199. Кат. 17) она изображена с нимбом.
Рождество, крещение, воздержание (отказ от молока матери) святого, приведение его к еп. Ростовскому Прохору и встреча старца-монаха с родителями были представлены в росписи домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского в новгородском Детинце (между 1459 и 1463; см.: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 517). На иконах 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского Борисоглебского на Устье мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого / ГМЗРК. М., 20062. С. 204-209. Кат. 57) и 2-й четв.- сер. XVII в. (в окладе XVII в.; из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР) сцены «Рождество Варфоломея» и «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей» решены традиционно. На иконе с 12 клеймами XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; см.: Святые земли Русской: [Кат. выст.] / ГРМ. СПб., 2010. С. 96-97. Ил. 50. Кат. 114) имеется только композиция рождества (М. в темном сине-зеленом плаще), а на иконе с 16 клеймами 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора Варницкого мон-ря под Ростовом (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. С. 304-307. Кат. 86) - композиции рождества и крещения. Имена родителей прп. Сергия в клеймах подписывались редко.
В XVII в., после распространения новой редакции Жития прп. Сергия, составленной Симоном (Азарьиным), появились иконы с расширенным количеством сюжетов. К ним можно отнести, напр., поволжскую икону с 30 клеймами кон. XVII в. (ЦМиАР). К. и М. изображены в 4 клеймах верхнего ряда: «Рождество Варфоломея» (М. на одре, К. восседает в арочном проеме), «Крещение Варфоломея», «Приведение старца-монаха в дом родителей» и «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж». В изображении крещения пресв. Михаил с младенцем на руках предрекает его великое будущее родителям, стоящим по др. сторону купели. К. в боярской одежде, он держит в руках белый плат для принятия младенца после совершения таинства. М. в красном плаще и белом головном уборе. В клейме со старцем-монахом родители выходят ему навстречу в таких же одеждах, причем изображены дважды - и стоящими, и коленопреклоненными, что характерно для иконописи этого времени. В композиции «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж» К. и М. с 3 сыновьями и со слугами направляются к воротам города.
Одной из наиболее полных по количеству сюжетов, связанных с К. и М., является икона прп. Сергия Радонежского с 24 клеймами жития и сюжетами Сказания о Мамаевом побоище кон. XVI - нач. XVII в. с дополнениями ок. 1680 г.и после 1684 г. (происходит из ц. Св. Троицы в Ярославле, ЯХМ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля / ЯХМ, ЯИАМЗ. М., 2009. Т. 1. С. 500-517. Кат. 95). Так, здесь проиллюстрирован редкий сюжет - отказ Варфоломея в постные дни от молока матери. За столом напротив друг друга сидят К. и М., младенец на руках у матери отворачивается от груди. В сцене крещения в отличие от др. изображений младенца держит М. Чудесное воздержание младенца показано также на житийных иконах с 14 клеймами нач. XVII в. из Музея икон в Рекклингхаузене (Хауштайн-Барч Е., Бенчев И. Музей икон в Реклингхаузене, Германия. М., 2008. С. 286-287. № 308) и с 24 клеймами 1-й пол. XVII в. из придела прп. Сергия Радонежского ц. Св. Троицы череповецкого Воскресенского мон-ря (ЧерМО; см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 98-99, 227-228. Кат. 42. Ил. 43).
Житийный цикл из 22 клейм на иконе 1-й пол. XVII в. (средник - 3-я четв. XVII в., Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве; см.: Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 96-97. Кат. 58) начинается с изображения чуда прп. Сергия до его рождения - троекратного возглашения младенца в утробе матери во время литургии. На этой иконе К. и М. в большинстве клейм написаны с нимбами. На московской иконе с 20 клеймами сер. XVII в. (собрание К. В. Воронина) добавлен сюжет «Обучение Варфоломея грамоте»: К. и М. одеты одинаково - в зеленые туники и красные плащи. На иконе с 36 клеймами нач. XVIII в. (собрание А. Д. Липницкого; см.: Иконы из частных собр. М., 2004. С. 85, 212-213. Кат. 54) в сцене переселения в Радонеж К. и М. изображены верхом на конях. В состав клейм введен новый сюжет - преставление К. (без М.) с традиц. композицией погребения преподобных: в центре стоит гроб с телом К. в монашеской одежде, вокруг - родственники и близкие.
В Новое время житийные циклы прп. Сергия отличаются разнообразием. Напр., верхний ряд клейм иконы кон. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца в урочище Ст. Георгий Галичского р-на Костромской обл. (ЦИАМ Костромской епархии; см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона. М., 2004. С. 611. Кат. 263. Ил. 420) начинается с композиции, представляющей чудо троекратного возглашения младенца на литургии в утробе М., изображенной, как и К., в нек-рых сюжетах с нимбом. В 5-м клейме рассказано о том, как Варфоломей после смерти родителей (написан в гробу только К.) раздал свое имение нищим. Как святые, с нимбами (в мирской одежде), К. и М. изображались и на старообрядческих иконах, напр. в сюжете «Приведение святого для обучения грамоте» на ветковском образе прп. Сергия с 12 клеймами жития 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Из новых поступлений: Кат. выст. из фондов Музея им. Андрея Рублева, 1988-1992. М., 1995. С. 42-43. Кат. 67. Ил. 71). Редчайшим является комплекс краснофонных икон кон. XVIII в. с отдельными композициями из Жития прп. Сергия, к-рые первоначально составляли, возможно, праздничный ряд иконостаса (на оборотах надписи: «Алтарь Сергиевского придела»; находятся в Покровском соборе при Рогожском кладбище в Москве). Так, одна из них иллюстрирует чудо прп. Сергия прежде его рождения, причем рядом с М. в храме изображен К. (Древности и духовные святыни. М., 2005. С. 140. Кат. 93).
В Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. в начале «Повести о прп. Сергии» неск. миниатюр посвящено разорению ростовских бояр и переселению К. с семьей в Радонеж (2-й Остермановский том - БАН. 31.7.30-2. Л. 380-382 об.; см.: Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 7). К. и М. в боярских одеждах изображены также беседующими с Варфоломеем о выборе монашеского пути (Л. 385 об.). Завершает ряд композиция погребения преподобных: священник с кадилом в руке совершает перед гробами панихиду, а Варфоломей молится, заказывает поминовение и раздает милостыню (Л. 386 об.). Обширный цикл миниатюр с изображениями К. и М. содержится в лицевых рукописях Жития прп. Сергия Радонежского: в троицком списке 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. № 21) и в его копии кон. XVII в., сохранившейся в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). Здесь проиллюстрированы дела благочестия К. и М., чудо возглашения младенца в церкви до его рождения (в неск. клеймах), рождение Варфоломея, воздержание его от молока матери, обучение грамоте, духовные добродетели и др. Подробно рассказано о чудесной встрече отрока со старцем-монахом (в виде ангела) и о его пребывании в доме К. и М., о переселении семьи из Ростова. Святые изображены в мирской одежде (цвета варьируются, М. в белом плате, у К. борода средней величины, более узкая и раздвоенная на конце), нередко с нимбами, над к-рыми написаны имена. Последняя композиция посвящена постригу святых в монашество и погребению: сцены с К. и М. представлены отдельно, на фоне разных храмов (Л. 58).
Наиболее распространенным иконографическим изводом с образами К. и М., появившимся до их канонизации, является композиция «Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей», связанная с их местным почитанием в Хотьковском Покровском мон-ре (Кирьянова С. А. Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей: История и варианты иконографии // Прп. Сергий Радонежский: Тезисы докладов. 2013. С. 41-46). Прп. Сергий, служащий панихиду с кадилом в руке, изображен слева или реже справа перед 2 гробницами, покрытыми в нижней части общим покровом; К. и М. облачены в схиму, обычно руки сложены крестообразно на груди, глаза закрыты. Они написаны с нимбами; в надписях, как правило, именуются преподобными. Композиция отчасти восходит к миниатюре из Лицевого летописного свода, но там святой представлен юношей в мирской одежде, а здесь - седобородым старцем в мантии и епитрахили. В клейме гравированной житийной иконы мастера И. Т. Шелковникова, напечатанной в 1808 г. (РГБ), сцена под названием «Панихида по родителям прп. Сергия» воспроизведена так же, как на миниатюрах из рукописей, но с большим числом персонажей.
Создание первых икон скорее всего относится к 90-м гг. XVIII в. и связано с 400-летним юбилеем преставления прп. Сергия. В это время в лавре писали большое количество образов разной иконографии, посвященных ее основателю. В Покровском соборе Хотьковского мон-ря в сер. XIX в. хранилась икона Божией Матери «Знамение» «во весь рост старинного письма», на к-рой внизу была изображена гробница К. и М. и по сторонам от нее их дети - Варфоломей и Петр и Стефан с женами (Смирнов С. К., прот. Покровский Хотьков девичий мон-рь. М., 18856. С. 29). Одним из ранних образцов является прорись с иконы XVIII - 1-й пол. XIX в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 478-479, 634; Т. 2. С. 146) с подписью имен: «Кирилъ» и «Марiа» (изображены с нимбами); в облачном сегменте над монастырскими храмами - образ Св. Троицы. Распространению этой иконографии способствовали молебны прп. Сергию и панихиды по его родителям, к-рые служились в Хотьковском мон-ре во время эпидемии холеры в 40-х гг. XIX в. (М. А. Описание крестного хождения из Троицко-Сергиевой лавры с иконой прп. Сергия, изображенной на гробовой его доске, в Хотьков. мон-рь, в с. Радонеж и др. окрестные места, по случаю эпидемической болезни. М., 1849). Чудотворную ростовую икону прп. Сергия, написанную на гробовой доске, ставили напротив мощей К. и М. так, будто, по словам современника, сам преподобный служил панихиду (Церк. летопись Хотьковско-Покровского мон-ря - РГАДА. Ф. 1449. Оп. 1. Ед. 458. Л. 44-44 об.).
Согласно архивным документам, в разработке иконографии и написании икон скорее всего участвовали лаврские мастера. В одном из рапортов живописца Игнатия Басова сообщается о создании им в 1795-1796 гг. икон и рисунков для произведений, выполнявшихся в лавре и для Хотьковского мон-ря (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. 1904. Л. 4). В книге описи монастырского и церковного имущества Покровского мон-ря за 1821 г. среди икон, находившихся в Покровском соборе, указан «образ малой Преподобного Сергия с родителями, венчик вызолочен, риза и поля чеканные серебреные» (РГАДА. Ф. 1449. Оп. 1. Ед. 227. Л. 4 об.). К 1854 г. относятся сведения о создании иером. Симеоном, руководителем лаврской иконописной мастерской, иконы «Прп. Сергий перед гробницей родителей» небольшого размера для Варницкого Троицкого мон-ря по заказу одного из благодетелей этой обители (Виденеева А. Е. К истории Ростовского Троице-Варницкого мон-ря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 204). Иконографические особенности этих произведений, по-видимому утраченных, неизвестны.
Вместе с тем в Троице-Сергиевой лавре в кон. 50-х гг. XIX в. создавались рисунки и печатались литографированные иконы с таким сюжетом. Поскольку образцы выполняли мастера иконописной мастерской, то литографии в определенной мере повторяют иконы. К 1858 г. относится рисунок карандашом (СПГИАХМЗ), сделанный лаврским иконописцем И. С. Болдыревым: прп. Сергий представлен стоящим слева на облаках с кадилом в руке перед накрытой покровом гробницей К. и М., изображенных с нимбами; за ними - 2 храма Покровского мон-ря без детализации пространства, а в небе - 2 парящих ангела с иконой Покрова Пресв. Богородицы. Этот образец использовался и на иконах-образках малых размеров, и на литографированных картинах сер. «Житие и чудеса прп. Сергия Радонежского». На тоновой литографии 1865 г. (СПГИАХМЗ) вид монастырских храмов с въездными воротами показан в облаках. К кон. 60-х гг. XIX в. облака перестали изображать и в пространство икон и картин ввели натурные элементы. Так, на литографии 1869 г. (СПГИАХМЗ) композиция расположена на поверхности естественного холма. На литографированных иконах такой извод сохранялся до кон. XIX в., варьируясь в деталях - напр., на тоновой литографии 1882 г. И. И. Старченкова (СПГИАХМЗ) пейзажный фон приобрел условный характер, фигуры помещены в ложбине среди холмов. Мн. литографии лаврской мастерской использовались для изготовления дешевых икон: наклеивались обычно на липовую или кипарисовую доску, реже на картон, раскрашивались акварелью и покрывались лаком, более дорогостоящие дополнительно пропечатывались золотой краской, фон мог быть с тиснением.
Традиц. иконы этого извода, предназначавшиеся в основном для раздачи и продажи паломникам, выполнялись в небольших размерах в лавре, Хотьковском мон-ре и заказывались в иконописных слободах Владимирской губ. (Мстёра, Холуй). Сохранившиеся иконы из собраний ЦМиАР (см.: Прп. Сергий Радонежский. 1992. С. 115, 266. Ил. 61; на обороте штамп ТСЛ), ГЭ (Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 84, 167. Кат. 100), ГИМ (из ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве; см.: Тысяча лет рус. паломничества: [Кат. выст.] / Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2009. С. 244-245. Кат. 704), РГИАХМЗ (со штампом ТСЛ и с указанием цены на обороте), ЦАК МДА, частных собраний датируются в пределах 2-й пол. XIX - нач. XX в. Действие представлено на фоне пейзажа с видом Хотьковского мон-ря или интерьера с колонной; в верхней части изображалась икона Покрова Пресв. Богородицы, поддерживаемая ангелами, или Нерукотворный образ Спасителя. В 2008 г. редкая икона большого размера (2-я пол. XIX в., 108×72 см) была передана из Толгского мон-ря в Хотьковский (находится на хорах Никольского собора обители). На полях могли помещаться приписные святые, тезоименитые заказчикам иконы. Так, на иконе кон. XIX в. (СПГИАХМЗ; см.: Черкашина Г. П. Образ прп. Сергия в иконописи, шитье и мелкой пластике // Прп. Сергий Радонежский - великий подвижник земли Русской: Альбом-кат. М., 2004. С. 101. Кат. 84) прп. Сергий у гробов показан на фоне условной архитектуры, на полях написаны арх. Михаил, мч. Косма, свт. Антипа Пергамский, ап. Марк, мч. Дамиан, вмч. Пантелеимон. На одной из икон, с мч. Тимофеем на поле (кон. XIX - нач. XX в., частное собрание), монашеское имя М. подписано как «Ефросiнi». Редким примером совмещения этого сюжета с образами избранных святых является икона сер.- 2-й пол. XIX в. (ТОКГ): в левой части композиции написаны свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Тверские, причем стоящий справа прп. Сергий обращен к ним, а не к гробам К. и М. под Казанским образом Божией Матери.
В произведениях прикладного искусства изображение прп. Сергия у гробов родителей не получило широкого распространения, за исключением сергиевопосадской резьбы и ростовских эмалей (см., напр.: Давыдова Е. В. Образ прп. Сергия Радонежского в произведениях резчиков Сергиева Посада 2-й пол. XIX - нач. XX в. // Прп. Сергий Радонежский: Тезисы докладов. 2013. С. 23-24). Прежде всего этот сюжет появился в резьбе мастеров Сергиевского посада (ныне г. Сергиев Посад), работавших по заказу Троице-Сергиевой лавры. Самое раннее обнаруженное упоминание о нем в монастырских документах относится к 1830 г. (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. 9456. Л. 92), но резные иконы такого извода этого времени неизвестны. На овальной иконке сер. XIX в. (частное собрание) и в среднике 3-створчатого складня 60-х гг. XIX в. (ГИМ; см.: Тысяча лет рус. паломничества. М., 2009. С. 252. Кат. 728) иконография не отличается от изводов произведений, созданных в посл. четв. XIX - нач. ХХ в. (напр., 2 образка и средник складня, ЦМиАР). В среднике одного из 3-створчатых складней 60-х гг. XIX в. (ГМИР; см.: Монастырская резьба по дереву в собр. ГМИР; СПб., 2012. Кат. 41) написаны имена святых («Пр. Ма», «Пр. Ки»). Иногда руки К. и М. вытянуты вдоль туловища и, прикрытые покрывалом, не видны (круглая икона кон. XIX в. и средник складня 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). Судя по плоскостной резьбе, изображены не тела усопших, а их живописные иконы, лежавшие на подлинных гробницах, и покрывавшие их ткани; интерьер храма обозначен массивным столбом, размещенным в центре композиции. В более подробной редакции извода добавлялись образ Спаса Нерукотворного, контурно намеченный рельефом или карандашом, аналой с раскрытой книгой и подсвечник со свечой (средник складня, ЦМиАР).
При изготовлении ростовских эмалевых образков использовались обе иконографические редакции, краткая и подробная, и те же детали. Если на резных иконах действие представлено в интерьере храма, то на эмалях аналогичная сцена может быть размещена на фоне условного пейзажа с видом Хотьковского мон-ря; в облачном сегменте - голубь, символ Св. Духа (возможно, использовалась литография Старченкова; напр., эмалевый образ 2-й пол. XIX в., ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в. из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 139, 230. Кат. 180). Если действие происходит внутри церкви, в верхней части иногда писали велум (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский. 1992. С. 117, 266. Ил. 63). Образцами резчикам и художникам-эмальерам, как правило, служили печатные листы. На рубеже XIX и XX вв. изготавливались и небольшие «расхожие» иконки, отпечатанные на жести (частное собрание). Иногда этот сюжет вводился и в монументальные росписи храмов, напр. в нижнем приделе во имя свт. Николая Чудотворца ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Скнятинове Ростовского р-на Ярославской обл. (кон. XVIII - нач. XIX в. с последующими поновлениями и дописями, к к-рым относится и данная композиция; см.: Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 374-378).
Остается уникальным по иконографии образ «Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские» кон. XIX в. (собрание В. М. Федотова, Москва; см.: Каталог иконописи В. Федотова / Сост.: Я. Э. Зеленина. М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 360-361. Кат. 146), стилистически являющийся произведением одной из иконописных слобод Владимирской губ. (вероятно, Холуя, к-рый длительное время был вотчиной ТСЛ). Родители в схимнических куколях (у К. узкая и раздвоенная на конце борода) обращены в молении к стоящему в центре прп. Сергию.
До причисления К. и М. к лику святых были написаны их ростовые прямоличные образы при входе в Троице-Сергиеву лавру, на св. воротах. Изображения родителей прп. Сергия, исполненные в академической манере, появились здесь, по-видимому, в кон. 40-х гг. XX в., после открытия лавры. Они были переданы в Хотьковский мон-рь и находятся в зап. притворе Никольского собора. В наст. время на воротах лавры помещены работы иконописца архим. Зинона (Теодора), созданные в 1980-1982 гг. (прописаны в 90-х гг. XX в.). Преподобные облачены в схиму, на голове куколи (у К.- островерхий, у М.- округлый). Между 1950 и 1952 гг. мон. Иулианией (Соколовой) была выполнена копия житийной иконы прп. Сергия из Троицкого собора (находится возле раки с мощами святого).
Новый этап в развитии иконографии К. и М. начался после их прославления в 1992 г. и открытия Хотьковского монастыря. На совр. иконах святые изображаются в монашеских одеждах, на головах куколи. В 1992 г. на раку мощей К. и М. иконописцем Т. Н. Горячкиной была написана золотофонная икона. В местном ряду иконостаса Покровского собора Хотьковского мон-ря находится икона преподобных в молении образу Божией Матери «Знамение» (1994, иконописец А. В. Зданович, дипломная работа в иконописной школе МДА). Над ракой св. мощей помещен образ «Икона рода Сергиева» (1994, иконописец А. А. Шульгина, иконописная школа МДА), к-рый создан на основе описания изображения, находившегося над гробницей в сер.- 2-й пол. XIX в. Прп. Сергий с кадилом в руке предстоит перед гробом с возлежащими в нем К. и М., в изголовье стоят их сыновья Стефан и Петр, за гробом - свт. Феодор Ростовский, Анна и Екатерина. Архитектурным фоном является изображение Покровского собора обители с образом Божией Матери в медальоне, держащей в руках омофор. По сторонам храма - К. и М.; они, исполняя монастырское послушание, звонят в колокола. В Никольском соборе на столпе помещен образ К. и М. (2008, иконописец Е. Осипенко, мастерская «Злата» в г. Покров), выполненный в академической манере: между фигурами святых, молящихся образу Божией Матери «Знамение», написан вид Хотьковского мон-ря. Еще одним типом иконографии является образ К. и М. по сторонам прп. Сергия (2005, иконописец А. Холопов).
В Покровском соборе возле раки находится единственный житийный образ К. и М. (2008, иконописец Е. Комарова, дипломная работа в иконописной школе МДА). В среднике К. и М. представлены в молении Св. Троице. Вокруг расположено 19 клейм: 1. Венчание К. и М. (священник держит их за руки, связанные платком); 2. К. и М. «скромно живяху» (М. прядет вместе со служанкой, К. стоит рядом); 3. «Святый Кирилл советник был еси князю»; 4. «Святые на всяк день усердно Бога моляху»; 5. «Святые милостыне и страннолюбию прилежаху»; 6. Троекратное возглашение Варфоломея во чреве матери (М. стоит в изумлении и трепете в окружении жен); 7. «Святые родители о чаде святом радовахуся» (К. и М. держат на руках младенца Варфоломея); 8. «Егда крестили отроча пророчество о нем услышали» (крещение Варфоломея); 9. «Святому отроку учение не давашеся» (в числе учеников - 3 сына К. и М.; Варфоломей в печали); 10. К. отправляет Варфоломея искать жеребят (сыновья Стефан и Петр за работой); 11. Встреча Варфоломея со старцем-схимником; 12. Варфоломей приводит старца-схимника в дом (К. и М. принимают схимника и вместе с сыновьями удивляются успехам Варфоломея в учении); 13. К. вместе с посольством князя едет в Орду (К. со спутниками верхом на конях); 14. «Ордынских вельмож подарками умилостивляша»; 15. Переселение из Ростова в Радонеж (М. с домашними на телеге, Варфоломей на лошади с К., Стефан идет за повозкой); 16. Варфоломей испрашивает благословение родителей на «житие иноческое» (К. и М. изображены в старческом возрасте); 17. К. и М. принимают постриг в Хотьковском мон-ре; 18. «Святые скончали дни свои в монастыре Покрова иже в Хотьково» (послушание К. и М. на монастырской звоннице); 19. Преставление К. и М. (священник служит литию перед гробом святых, к к-рому склоняются их сыновья). Состав клейм и сопроводительные надписи взяты в основном из текста Жития прп. Сергия, составленного прп. Епифанием Премудрым. В последних 3 клеймах К. и М. облачены в монашеские одежды, в остальных - в боярские. Стиль исполнения образа ориентирован на житийные иконы письма Дионисия.
Созданные после прославления иконы преподобных (иногда в руке К. свиток) хранятся также в Варницком мон-ре, в Троице-Сергиевой лавре. К. и М. изображаются в группе Радонежских чудотворцев на совр. иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1997, иконописец Н. Е. Алдошина, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве, и др.).