[араб. ] († 6.06.(?) 1092), патриарх Коптской Церкви (с февр./марта 1078). Сведения о К. содержатся гл. обр. в его араб. биографии, составленной в кон. XI в. одним из копт. старейшин Александрии, диак. Мавхубом ибн Мансуром ибн аль-Муфарриджем, и включенной им в состав «Истории Александрийских патриархов».
К. род. в пров. Бухейра в Зап. Дельте. До Патриаршества носил имя Джирджа (Георгий); был монахом и священником в обители прп. Макария Великого (Дейр-Абу-Макар) в Вади-эн-Натрун, из братии к-рой на протяжении неск. веков избирались предстоятели Коптской Церкви. После кончины патриарха Христодула в 1078 г. делегация из 13 епископов, представителей клира и архонтов Каира (Мисра) и Александрии прибыла в мон-рь для выбора его преемника, но 2-месячные прения не дали результата. В соседнем мон-ре св. Иоанна Камы (Дейр-Юханнис-Кама) был известен как чудотворец мон. Бисус, однако он категорически отказался от предложения занять престол. Делегация вернулась в монастырь св. Макария и в конце концов остановила свой выбор на благочестивом мон. Джирдже, к-рый был против воли доставлен в Александрию и возведен на Патриаршество с именем Кирилл. Затем он прибыл в Каир и получил офиц. подтверждения своих полномочий от халифа аль-Мустансира (1036-1094) и везира Бадра аль-Джамали, фактического правителя гос-ва в 1074-1094 гг.
С именем Бадра аль-Джамали связано возрождение халифата Фатимидов после тяжелого кризиса 1066-1074 гг., когда междоусобицы военных группировок полностью дезорганизовали сельское хозяйство Египта и привели к голоду и эпидемиям, резко сократившим численность населения страны. Халиф призвал на помощь наместника Акки Бадра аль-Джамали, к-рый, опираясь на верные ему войска, положил конец смуте. Бадр был гулямом арм. происхождения, едва ли искренне принявшим ислам, а его войска состояли из арм. наемников, многие из к-рых оставались христианами. В правление Бадра и его преемников в Египте образовалась значительная арм. колония и в 1087 г. была создана митрополия Армянской Апостольской Церкви. По утверждению арм. хронистов, ее учредил лично католикос Григор II Вкаясер, прибывший в Египет.
Бадр обращался с копт. патриархами с подчеркнутым уважением. В то же время положение Церкви было жестко подчинено интересам гос-ва. Церковная недвижимость была обложена поземельным налогом (хараджем) в размере 4 тыс. динаров в год. Христиане неукоснительно платили подушную подать (джизью) и время от времени чрезвычайные налоги. Так, в 1085 г. все население Александрии было обложено контрибуцией в 12 тыс. динаров в наказание за участие в заговоре аль-Афдаля, сына Бадра, взбунтовавшегося против отца; в 1086 г. христианам и иудеям было предписано ношение цветных поясов согласно шариатским установлениям об отличительной одежде немусульман. В 1084 г. К. был вызван в Каир из своей резиденции в г. Дамру в Дельте и вопреки желанию оставлен в столице для содействия властям в решении ряда политических задач, в первую очередь касавшихся отношений с христианами Нубии и Эфиопии.
К. был малообразованным человеком, и епископы, избиравшие его на Патриаршество, рассчитывали легко контролировать ставленника. Однако новый патриарх стал усердно изучать Свящ. Писание и копт. толкования к нему и скоро мог рассуждать на богословские темы лучше, чем епископы и священники. В начале правления К. рукоположил ряд архиереев на пустовавшие кафедры. При этом в отличие от большинства своих предшественников он не брал деньги за хиротонии, однако условился с новопоставленными епископами об отчислении части их доходов в пользу Патриархии. Такое положение не устраивало мн. архиереев, и в Коптской Церкви сложилась сильная оппозиция К. К везиру поступали многочисленные жалобы на патриарха, и в 1086 г. Бадр повелел провести в Каире церковный Собор для разбора конфликтной ситуации. Источники содержат редкий для копт. исторической лит-ры перечень 47 епископов, участвовавших в Соборе: по 22 архиерея от В. и Н. Египта, а также епископы Мисра, Гизы и Эль-Хандака из столичного региона. 16 авг. Собор заседал в саду дворца везира, а Бадр председательствовал на нем, подобно визант. императорам эпохи Вселенских Соборов. Бадр поддержал авторитет патриарха и повелел архиереям подчиняться своему предстоятелю. По его предписанию К. составил 34 канона для упорядочения церковной жизни; большинство из них определяло поведение епископов, меньшая часть - прочего клира и мирян.
Коптский Патриарший престол в Александрии оставался духовным центром христиан Нубии и Эфиопии. Стремясь включить в сферу своего влияния эти страны, Фатимиды активно использовали авторитет копт. патриарха. Бадр аль-Джамали добился содействия Соломона, правителя северонубийского царства Мукурра, в подавлении последних очагов смуты в В. Египте. В 1079 г. Соломон уступил престол своему племяннику и удалился в один из мон-рей под Асуаном, где был задержан фатимидским наместником и препровожден в столицу. Бадр аль-Джамали принял Соломона с почестями и поселил как почетного заложника в одном из дворцов Каира; впосл. тот был торжественно погребен в обители Дейр-эль-Хандак.
Эфиопская церковно-политическая история XI в., включая копто-эфиоп. отношения, известна только по данным «Истории Александрийских патриархов», но и этот источник содержит много неясностей. Некий Али аль-Кифти в 1076/77 г. добился низложения Эфиопского митр. Виктора и продвигал на его место Кирилла-Абдуна, который, как считалось, симпатизировал исламу. Патриарх Христодул против своей воли, видимо под давлением везира, должен был поставить Кирилла митрополитом, однако из-за изменения политической обстановки хиротония не состоялась. Тем не менее Кирилл каким-то образом утвердился на престоле Эфиопского митрополита. Позже, уже при К., племянник Виктора Севир привлек на свою сторону каирские власти обещанием поставить Эфиопию в вассальную зависимость от Фатимидского халифата. Было достигнуто соглашение о восстановлении 4 мечетей, действовавших ранее в Эфиопии, свободе передвижения для мусульм. торговцев и регулярной доставке подарков - фактически дани. Патриарх по приказу везира рукоположил Севира во митрополита и отправил его в Эфиопию. Занимавший митрополичью кафедру Кирилл пытался бежать, но был схвачен, отправлен в Каир на суд и казнен. Севир, возглавляя Эфиопскую Церковь, стремился реформировать местные обычаи, в частности боролся с многоженством, в чем его поддерживал К. Однако обещания, данные Севиром фатимидскому везиру, не выполнялись; в 1089 г. это привело к обострению отношений между халифатом и Эфиопией. Бадр аль-Джамали указывал, что дары посылались нерегулярно, мусульманские торговцы в Эфиопии жаловались на притеснения, а мечети так и не были восстановлены. Везир повелел патриарху направить в Эфиопию 2 епископов с требованием выполнить условия соглашения; др. посланник привез в Эфиопию грамоту от Бадра. По утверждению Мавхуба ибн Мансура, везир угрожал разрушить все церкви Египта в случае невыполнения своих требований; в ответ эфиоп. царь пообещал прислать ему все кирпичи и камни Мекки. Эта переписка, несомненно, апокрифична, однако она отражает как тесные связи Коптской Церкви с Эфиопией, так и растущие торговые и стратегические интересы Египта в Красноморском регионе.
В Патриаршество К. завершался переход коптов на араб. язык. Быстрее всего процесс арабизации шел в среде светской знати Александрии и Фустата-Каира. Это стимулировало активную переводческую деятельность копт. книжников, стремившихся донести до своего народа на понятном ему языке христ. лит. традицию; появилась масса арабоязычных сочинений по каноническому праву, богословию, церковной истории. Под рук. диак. Мавхуба ибн Мансура ибн аль-Муфарриджа в 80-90-х гг. XI в. был выполнен араб. перевод копт. жизнеописаний 65 Александрийских патриархов, ставший основой араб. «Истории Александрийских патриархов» - главного памятника копт. церковной историографии. Мавхуб ибн Мансур также написал на араб. языке биографии современных ему патриархов Христодула и К. Ок. 1078 г. в копт. среде был составлен богословский сб. «Исповедание отцов», содержащий святоотеческие и др. тексты, в т. ч. апологетику монофизитской христологии.
Память К. и небольшое сказание о нем, а также салам (краткое величание) в его честь были включены в эфиоп. Синаксарь (XV в.) под 12 сане (6 июня), но отсутствуют под соответствующим числом в копто-араб. Синаксаре, на котором основан эфиопский.