Василий Осипович (9 мая 1900, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 6 февр. 1978, Москва), художник-реставратор, живописец и копиист. Происходит из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе (1911-1914), откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Н. И. Брягин. В музее К. работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашен И. Э. Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 г. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 г. работал в Гос. центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешел в секцию реставрации темперной живописи ГТГ. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). С 1934 г. К.- бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946-1956 гг.- реставратор ГЦХРМ, в 1954-1960 гг. работал в ЦМИиАР. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской ц. в Ст. Ладоге, в 1934 г.- ц. Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем К. связана реставрация многих икон XII-XV вв.: в 1948-1950 гг. он осуществил консервацию живописи XI в. на иконе «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ); совместно с др. реставраторами ЦГХРМ принимал участие в расчистке икон Божией Матери «Великая Панагия» («Ярославская Оранта») из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (1-я треть XIII в., ГТГ), вмч. Димитрия Солунского из Успенского собора Дмитрова (кон. XII в., ГТГ), Божией Матери Печерской (Свенской) из Свенского Успенского мон-ря (ок. 1288 (?), ГТГ), «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (ок. 1408, ГТГ), «Собор Божией Матери» из Пскова (посл. четв. XIV в., ГТГ). В ГТГ в качестве старшего реставратора К. расчищал наиболее ценные иконы, в частности Высоцкий (80-90-е гг. XIV в.?) и Васильевский (20-е гг. XV в.) чины и др.
В 1928 г. К. копировал лик иконы вмч. Димитрия Солунского кон. XII в. из ГТГ, в 1938-1941 гг.- картину «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова (1881, ГТГ), в 1960-1963 гг.- икону «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва для ЦМиАР. Исполнил копии с картин Яна ван Эйка и Рембрандта из картинной галереи Дрездена.
Написанные К. пейзажи и жанровые картины свидетельствуют о многогранном таланте художника. В его художественном наследии выделяются этюды «Новгородские колхозницы» (1935, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Саранск), «Ильмень-озеро» (1937), «Новгород после войны» (1947), а также многочисленные пейзажи Мстёры, Ветлуги, Ферапонтова, Звенигорода, Новгорода и Суздаля. Автор триптиха «Житие Андрея Рублёва» (1972, ЦМиАР). Персональные выставки творческих работ К. состоялись в Москве в 1958 и 1972 гг. К.- заслуженный деятель искусств РСФСР (1970), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1974). Похоронен на Новокунцевском кладбище. В реставрации древнерус. живописи оставили заметный след сын К. Александр Васильевич Кириков (род. 1924) и его внуки Валерий Александрович (1945-1990) и Елена Александровна (род. 1955) Кириковы.