Андрей Иванович (Андрей Иоаннов; 9.08.1751, Москва - март 1813, С.-Петербург), прот., деятель единоверия, один из первых исследователей старообрядчества. Из старообрядцев-федосеевцев. После присоединения к православной Церкви был рукоположен во иерея, с 1787 г. служил в ц. во имя Св. Троицы на Б. Охте в С.-Петербурге (церковь разобрана в 1836, убранство перенесено в возведенный на ее месте Свято-Духовский храм, который был освящен в 1844). Присоединил к правосл. Церкви значительное число старообрядцев-беглопоповцев, преимущественно в Стародубье. Члены стародубского дьяконова согласия, последователи инока Никодима, стремившегося к примирению с Русской Церковью, во главе с иноком Пафнутием 4 нояб. 1787 г. прибыли в столицу и передали митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову) прошение, в котором выразили желание иметь «благословенное (канонически поставленное.- Е. А.) священство». В их деле принял участие и Ж., посоветовавший им приготовить общее послание Святейшему Синоду о «благословенном священстве» с подписью мн. лиц и передавший его по назначению. Также Синоду была представлена просьба старообрядцев стародубского Климова посада (ныне пос. Климово Брянской обл.) о направлении им священника в Успенскую ц. Результатами стали позволение Синода правосл. священникам совершать богослужение в стародубских слободах по старопечатным книгам и направление в Стародубье Ж. (1787).
8 нояб. 1788 г. Ж. прибыл в стародубские слободы, где поначалу был радушно принят. Затем началась борьба между «согласными и несогласными» на единоверие старообрядцами. Особенно остро стоял вопрос о преобразовании в правосл. церкви старообрядческих часовен в Климовом посаде, в слободах Зыбкой (ныне г. Новозыбков), Злынке и в Покровском и Малиноостровском мон-рях. Ж. пришлось выдержать жестокие нападки противников, что нашло отражение в одном из его писем: «Ей, духу моего недостает к терпению, верьте, и сердце от страха несказанно ноет» (Верховский Т. А., прот. Исторический очерк единоверия. СПб., 1867. С. 31). Однако действия Ж. были успешными. 23 февр. 1789 г. он освятил в Климовом посаде ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, куда ранее ходили инокини старообрядческого климовского Казанского мон-ря, желавшие иметь священство. Богослужение Ж. совершал по старопечатным книгам. Прихожан было не много, даже «согласные» на единство с РПЦ опасались новшеств; затем число молящихся увеличилось. В том же году были основаны 2 единоверческие церкви: в Злынке - в честь Вознесения Господня и в Зыбкой - в честь Преображения Господня, освященные соответственно в 1794 и 1795 гг. В 1791 г. Ж. освятил ц. во имя Живоначальной Троицы в бывш. беглопоповской Успенской Никодимовой пуст., переименованной в Свято-Троицкую. Осенью 1791 г., перед возвращением в С.-Петербург, Ж. был возведен в сан протоиерея. Вернувшись в столицу, продолжал служить в Свято-Троицкой ц. на Б. Охте. Дело, начатое Ж., развивалось, и в 1794-1795 гг. в Стародубье было заложено или освящено 6 единоверческих церквей.
Все годы служения Ж. собирал источники и предания о центрах и согласиях старообрядчества, на основании которых составил «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, т. н. старообрядцах, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем» (1-е издание: Полное историческое известие о старообрядцах, их учении, делах и разногласиях, собранное из потаенных старообрядческих преданий. СПб., 1794. 3 ч.; во 2-м издании (СПб., 1795. 4 ч.) добавлены сведения о стригольниках; последнее издание - СПб., 18906). В этом труде, в наст. время не потерявшем своего значения, опубликован ряд утраченных источников по истории старообрядчества, напр. фрагменты постановления собора в Новгороде 1692 г., приведен обзор, часто краткий и не всегда достоверный, всех известных тогда старообрядческих согласий, к к-рым автор относил духовных христиан и последователей др. сект. Сочинение завершается сведениями о единоверческих приходах и «Краткой повестью о обращении из раскола многогрешного Ксенофонта, а по поставлении в иночестве Киприана, писанной им самим». Сочинением Ж. пользовались старообрядцы. Так, «Сказание о Павле, епископе Коломенском, и о соборе 1656 г.», приписываемое Андрею Денисову (см. Денисовы), беспоповцы цитировали со ссылкой на Ж. (Гнусин С. С. Пандекта. Ч. 4 - РГБ. Егор. № 1382. Л. 212-212 об.). Старообрядцы - противники единоверия составили в ХIХ в. «Обличение на протопопа Андрея Большой Охты» (ГИМ. Хлуд. № 302).
Незадолго до смерти Ж. закончил «Древний и новый исторический феатрон, содержащий краткие хронологические известия о римских, греческих и российских императорах, царях и великих князьях, также Константинопольских патриархах, папах Римских, Всероссийских митрополитах и патриархах, Московских и Киевских митрополитах и архиепископах от Рождества Христова до 1812 г.», вышедший в свет после кончины Ж. (СПб., 1814). Митр. Евгений (Болховитинов) сообщает, что ученый протоиерей намеревался продолжить этот труд каталогом патриархов др. вост. престолов. Кроме того, Ж. составил «Полный месяцеслов святых, и собственно Российской Церкви, с кратким описанием житий их, почерпнутых из печатных и рукописных книг» (не опубл.).