Сергий Алексеевич (7.07.1909, Москва - 30.01.1984, там же), свящ., духовный писатель, деятель правозащитного движения. Из купеческой семьи, отец был церковным старостой в Софийской ц. в Замоскворечье. Окончил 7 классов средней школы. В юности примкнул к обновленчеству, посещал московский Заиконоспасский мон-рь, ставший в 20-х гг. XX в. центром «Союза церковного возрождения», общался с его руководителем бывш. еп. Антонином (Грановским). Учился в обновленческой Московской духовной академии (по др. сведениям, в обновленческом Ленинградском богословском ин-те). С 1930 г. работал в различных строительных организациях десятником, техником-нормировщиком. В 1933-1935 гг. техник, старший экономист сметного отдела на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В 1941-1945 гг. старший бухгалтер Мостотреста Наркомата путей сообщения, участвовал в возведении мостов на Енисее, Куре, реках Урала.
Осенью 1945 г. оставил светскую службу, став псаломщиком Знаменского храма в пос. В. Тагил (с 1966 город) Свердловской обл. 22 мая 1946 г. рукоположен Свердловским еп. Товией (Остроумовым) во иерея целибатом. Служил 3-м священником Всехсвятского храма в Свердловске. С 1948 г. настоятель верхнетагильской Знаменской ц. В 1952 г. поступил в 3-й класс Ленинградской ДС, к-рую окончил в 1954 г. В том же году назначен настоятелем храма во имя свт. Николая в Любятове (ныне в черте Пскова). 10 янв. 1956 г. уволен за штат. 24 апр. того же года возобновил служение в кафедральном Успенском соборе Смоленска, затем с 15 мая 1957 г. служил в храмах г. Венёва Тульской обл., с 14 нояб. 1958 г.- в храмах г. Вел. Луки Псковской обл.
В 1958 г. подал в Календарно-богословскую комиссию при Московской Патриархии, к-рую возглавлял Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров), рукопись «Литургические заметки» с изложением своих взглядов по вопросам языка богослужения, проповеди, церковной музыки и др. Ж. обращал внимание прежде всего на миссионерский и назидательный характер церковной службы, писал об исчерпанности нек-рых литургических форм и практик, предлагал сделать богослужение более простым и ясным для достижения осознанного молитвенного участия мирян. Критические отклики на работу были связаны прежде всего с несвоевременностью и утопичностью предложений Ж. о литургической реформе. Ж. также упрекали в «обновленчестве» и пренебрежении церковными традициями. Инспектор Ставропольской ДС Д. П. Огицкий, к-рому был поручен отзыв на «Литургические заметки», высоко оценил рукописи Ж. за некоторые замечания и за смелость, с к-рой тот поднимал вопрос о недостатках в совр. ему богослужебной практике. Вместе с тем в личном письме к Ж. Огицкий отметил: «Ваша книга ценна не тем, что Вы провозгласили лозунг свободного творчества (это как раз скорее недостаток Вашей книги), а тем, что Вы, по сути дела отступая от этого лозунга, стараетесь оставаться церковным традиционалистом в лучшем смысле этого слова». В дальнейшем Ж. продолжал работу над «Литургическими заметками», получившими известность через самиздат и зарубежные публикации.
Во время проходившей в стране в кон. 50-х гг. антирелиг. кампании Ж. занимал активную общественную позицию по защите веры. В марте 1958 г. он написал открытое письмо к бывш. свящ. П. Ф. Дарманскому, выступившему в советской печати с антицерковной статьей «Почему я порвал с религией», показав полную несостоятельность его утверждений и аморальность поступка. В 1959 г. выступил в защиту своей прихожанки, к-рая исцелилась у часовни Ксении Петербургской в Ленинграде и попала под обвинение в «распространении ложных слухов». Ж. обратился в различные инстанции с жалобами на произвол, после чего власти завели против него уголовное дело (вскоре оно было прекращено) и аннулировали свидетельство о регистрации как священнослужителя. В марте 1960 г. при содействии еп. Афанасия (Сахарова) назначен священником храма погоста Заболотье (ныне в черте г. Киржача Владимирской обл.), но был уволен в июле того же года.
Проживал на покое в Пскове, занимался богословской публицистикой. В 1962-1963 гг. организовал переписку (в виде машинописного ж. «В пути», рассылавшегося адресатам по почте) по основным вопросам веры с широким кругом священнослужителей и мирян, что позднее стало основой апологетического труда «Почему и я - христианин» (опубл. в 1973 в ФРГ). В церковных кругах книга вызвала неоднозначную реакцию: наряду с искренностью, простотой и доступностью изложения отмечались серьезные ошибки Ж. в толковании Свящ. Писания и церковных канонов.
В 1968 г. примкнул к правозащитному движению диссидентов в СССР. В 1973 г. стал членом московского отд-ния орг-ции «Международная амнистия». Неоднократно подписывал обращения в защиту политзаключенных, в т. ч. адресованные председателю Христианской мирной конференции Й. Громадке (1968) и генеральному секретарю ВСЦ Ф. Поттеру (1976). Подписал от имени правосл. верующих «Экуменическое воззвание» (1976). Ж., автор получивших известность открытых писем к А. Д. Сахарову (1969), А. И. Солженицыну (1972), помогал диссидентам, не разделяя мнения многих из них о необходимости вовлечения Церкви в противостояние властям. Ж. полагал, что вопреки отдаленности большинства правозащитников от Церкви истоки их движения христианские. Переписка с находящимся в заключении деятелем правозащитного движения К. А. Любарским, в к-рую были вовлечены и др. участники (1974-1976), привела к появлению работы «Христианство и атеизм» (изд. в 1982 в Бельгии).
Скончался после тяжелой операции, заранее подготовившись к смерти. Отпевание по священническому чину состоялось в московском в честь Богоявления Патриаршем соборе в Елохове. Прах захоронен близ храма в Любятове.