[франц. Jeanne d'Arc; также Орлеанская дева, франц. Pucelle d'Orléans] (6.01.1412 (?), дер. Домреми на границе Шампани и Лотарингии - 30.05.1431, Руан), св. католич. Церкви (пам. 30 мая), прославилась во время Столетней войны (1337-1453), национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922). Биография Ж. д'А. к наст. времени считается одной из наиболее полно и подробно изученных. О ее жизни и деяниях сохранилось много свидетельств, прежде всего материалы судебного (1431) и реабилитационного (1455-1456) процессов, а также письма, финансовые документы, исторические хроники. Однако следует с осторожностью относиться к большинству свидетельств о Ж. д'А., поскольку многие из тех, кто оставили свои «воспоминания» о католич. святой, никогда ее не видели, в результате в подобных рассказах мифологические сведения о ней порой вытесняют историческую реальность. На основании единственного свидетельства датой рождения Ж. д'А. принято считать 6 янв. 1412 г.: «Она увидела свет сей бренной жизни в ночь на Богоявление, когда все люди радостно славят деяния Христа» (Quicherat. Vol. 5. P. 116). Известно, что Ж. д'А. происходила из семьи зажиточных крестьян Жака д'Арк (или Дарк) и Изабеллы де Вутон по прозвищу Роме. Однако на судебном процессе 1431 г. в Руане девушка затруднилась ответить, как именно ее зовут (в ее родной деревне девушкам было принято давать фамилию (прозвище) матери, а не отца). На вопрос о возрасте Ж. д'А. ответила, что ей «примерно 19 лет» (Procès de condamnation. Vol. 1. P. 41).
Известно, что в семье Жака д'Арк росло 5 детей, у Ж. д'А. было 3 брата (Жакмен, Пьер и Жан) и рано умершая сестра Екатерина. Вероятно, все они с раннего детства помогали родителям по хозяйству. Однако более поздние упоминания о том, что Ж. д'А. «была пастушкой», скорее всего являются вымышленными: эти легенды выстроены по аналогии с рассказами о ветхозаветных героях-пастухах (Иакове, Моисее, Давиде), к-рые были избраны Господом для великих свершений. Согласно показаниям односельчан, собранным в ходе процесса по реабилитации Ж. д'А. в 1455-1456 гг., ее особая набожность проявилась очень рано. Уже в детстве она старалась присутствовать на каждой церковной службе, совершала паломничества в расположенную близ родной деревни часовню Богоматери (Нотр-Дам-де-Бермон), часто исповедовалась. В Домреми Ж. д'А. слышала голоса арх. Михаила, святых Екатерины и Маргариты (предположительно великомучениц Екатерины Александрийской и Маргариты Иерусалимской), к-рые призвали ее оставить семью, отправиться к франц. королю и помочь ему освободить страну от англ. захватчиков. Со слов Ж. д'А. современники рассказывали, что святые стали являться девушке весной 1425 г., когда ей было ок. 13 лет. Согласно материалам судебного процесса 1431 г., тогда же она дала обет безбрачия. Видения Ж. д'А. долгое время оставались историографической проблемой. Мн. атеистически настроенные исследователи пытались объяснить данный феномен психическими отклонениями, состоянием истерии. Ее поведение, однако, полностью укладывалось в традиции средневек. католич. визионерства, в подавляющем большинстве это было свойственно женщинам (см., напр., статьи Анджела из Фолиньо, Биргитта Шведская, Екатерина Сиенская). Важным отличием видений Ж. д'А. был военно-политический характер предсказаний, а также желание лично их исполнить.
В янв. 1429 г. Ж. д'А. смогла встретиться с капитаном крепости Вокулёр, расположенной недалеко от Домреми, Робером Бодрикуром и убедить его в необходимости отправить ее в Шинон к франц. дофину Карлу (буд. кор. Карл VII). Сохранившиеся свидетельства представляют Ж. д'А. в традициях эпического повествования: она трижды приезжала к Роберу Бодрикуру, прося его о содействии; потом трижды пыталась увидеться с дофином, и только на 3-й раз ей это удалось. Карл трижды испытывал ее при встрече, выдавая за себя своих придворных. Тем не менее, «как по волшебству», произошло узнавание, после чего она рассказала «своему королю» некий секрет, знать о к-ром могла лишь от Бога. Не менее чудесным стало и обретение меча, принадлежавшего, согласно преданию, кому-то из прославленных полководцев прошлого. Этот меч делал Ж. д'А. настоящим воином, готовым послужить Французскому королевству и выполнить 3 обещания: снять осаду с Орлеана, короновать дофина в Реймсе и изгнать англичан из страны (Procès en nullité. Vol. 2. P. 328; Quicherat. Vol. 4. P. 210).
Встреча с дофином произошла весной 1429 г. Ж. д'А. настаивала на том, что послана Господом на помощь Франции и должна возглавить франц. армию. Карл и его советники, не поверив незнакомке, послали ее в Пуатье, где она была подвергнута 3-недельным допросам. Удостоверившись в «доброй репутации» девушки, ее благих намерениях и непорочности, верные дофину юристы и теологи рекомендовали доверить Ж. д'А. войско и послать ее к Орлеану, осажденному англичанами, где она обещала «явить знак своей избранности» (Quicherat. Vol. 3. P. 392). Участие Ж. д'А. в военных операциях (снятие осады с Орлеана, последовавшая за ним «неделя побед» в долине р. Луары) оказало большое влияние на ход Столетней войны.
К кон. апр. 1429 г., когда Ж. д'А. прибыла в Орлеан, осада длилась уже более полугода (с 12 окт. 1428). Англичане окружили город, лишив его связи с неоккупированной территорией. Даже самые преданные дофину советники сомневались в успехе задуманной операции. Перед командирами была поставлена задача «попытаться снять осаду, если это окажется возможным» (Procès en nullité. Vol. 1. P. 382). Однако вера в «спасительницу», слух о к-рой успел дойти до осажденных, была настолько безгранична, что одно ее появление в городе было расценено как чудо. В пятницу 29 апр. Ж. д'А. вошла в Орлеан через вост. ворота. 30 апр. она сообщила англичанам о своем прибытии в город, а 7 мая в 6 ч. вечера французы захватили крепость Турель - последний оплот противника. В воскресенье 8 мая остатки англ. гарнизона ушли из-под стен города.
Победа Ж. д'А. под Орлеаном была воспринята как чудесное проявление Божией воли. В письме городам, написанном в Шиноне в ночь с 9 на 10 мая 1429 г., дофин Карл призвал сторонников «воздать хвалу доблестным деяниям и чудесным вещам, о которых сообщил нам здесь находящийся герольд, а также деве, которая всегда лично присутствовала при исполнении всех этих деяний» (Quicherat. Vol. 5. P. 103). Итал. купец Джованни да Молино сравнивал Ж. д'А. с Девой Марией: «Подобно тому как посредством Женщины, а именно Пресвятой Богородицы, Он спас род человеческий, посредством этой чистой и непорочной девушки Он спас лучшую часть христианского мира» (Chronique d'Antonio Morosini. Vol. 3. P. 80-81). Заслуги Ж. д'А. представлены в этих свидетельствах несколько преувеличенными: непосредственно в сражениях она не участвовала, предпочитая, по ее словам, мечу знамя, с к-рым практически не расставалась. Все военные операции планировались обычно без ее ведома, и она редко руководила боем. Тем не менее для французов Ж. д'А. являлась символом победы. 12 июня 1429 г. франц. войска заняли крепость Жаржо; 15 июня - г. Мён; 17 июня капитулировал г. Божанси. 18 июня состоялось решающее сражение при Пате, в к-ром победу одержали французы. 17 июля 1429 г. Карл VII был торжественно коронован и помазан на царство в Реймсском соборе.
8 сент. 1429 г. под Парижем, который удерживался англо-бургундской партией и так и не сдался Карлу VII, франц. армия потерпела поражение. 23 мая 1430 г. под г. Компьень Ж. д'А. была захвачена в плен бургундцами, 21 нояб. 1430 г. за 10 тыс. ливров они передали пленную англичанам. 3 янв. 1431 г. по приказу 9-летнего англ. кор. Генриха VI (16 дек. 1431 в Париже он был коронован королем Франции) дело Ж. д'А. было передано на рассмотрение церковного трибунала. Суд проходил в Руане с 9 янв. по 30 мая 1431 г. под председательством Пьера Кошона, еп. Бове. Предварительное обвинение, составленное прокурором трибунала Жаном д'Эстиве и зачитанное 27-28 марта 1431 г., включало 70 статей. Ж. д'А. обвинялась в колдовстве (занятиях магией, использовании магических амулетов, предсказании будущего, поиске пропавших вещей, общении с демонами), во впадении в схизму (в связи с тем, что она отказалась отвечать на вопрос, какому именно папе следует подчиняться истинным христианам) и в ересь (из-за отказа подчиняться католич. Церкви и за постоянное ношение мужского костюма) (Procès de condamnation. Vol. 1. P. 192-285). Ж. д'А. последовательно отрицала все предъявленные ей обвинения. 5 апр. 1431 г. на основании «списка д'Эстиве» был составлен краткий перечень обвинений, включавший 12 статей и предназначенный для рассылки «экспертам по делам веры» для вынесения окончательного приговора (Ibid. P. 290-296). Согласно вынесенному приговору, Ж. д'А. признавалась еретичкой и была осуждена на смерть. Однако на кладбище Сент-Уан в Руане, где должна была происходить казнь (сожжение заживо), Ж. д'А. признала свою вину и покаялась. Смертный приговор был заменен пожизненным тюремным заключением. Такое развитие событий не устраивало англичан (прежде всего Джона Плантагенета, герц. Бедфорда и регента Франции). Из камеры Ж. д'А. было украдено жен. платье, переодеться в к-рое она согласилась после своего раскаяния, вместо него был подброшен муж. костюм (отечественный исследователь В. И. Райцес, наоборот, полагал, что Ж. д'А. переоделась в муж. костюм вполне обдуманно, в знак протеста против судей, к-рые якобы обманули ее, не выполнив ни одного из своих обещаний - Райцес. 1982. С. 191). Так или иначе, использование мужского костюма дало судьям формальный повод обвинить Ж. д'А. в вероотступничестве и на этом основании 29 мая 1431 г. вновь приговорить ее к смертной казни. 30 мая 1431 г. Ж. д'А. была сожжена на костре; ее прах брошен в Сену.
В 1449 г. Карл VII освободил Руан от англичан и начал расследование обстоятельств осуждения и казни Ж. д'А. В 1455 г. с разрешения папы Римского начался процесс по ее реабилитации. Церковный суд под рук. инквизитора Франции Жана Бреаля аннулировал вынесенный в 1431 г. приговор и объявил предъявленные Ж. д'А. обвинения необоснованными (идолопоклонство, ересь, неподчинение Церкви и т. д.). Согласно собранным тогда показаниям свидетелей, а также «Сводному изложению» Жана Бреаля, в котором подводился своеобразный итог слушаний, современники искренне верили в святость Ж. д'А. Она отличалась набожностью и безупречным поведением: была целомудренна, помогала больным и раненым, проявляла милосердие к пленным и к бедным людям, вела скромный образ жизни, не пила вина и не предавалась чревоугодию. Находясь в армии, Ж. д'А. хранила обет девственности, а также следила за нравами соратников: порицала азартные игры и сквернословие, преследовала армейских проституток. Ей приписывали чудеса: оживление скончавшегося младенца, общение с ангелами, исполнение пророчеств, предвидение собственной судьбы (многочисленных ранений в сражениях, плена и скорой гибели).
Поводом для широкого общественного движения за признание Ж. д'А. святой Римско-католической Церкви (его инициатором был еп. Орлеанский Феликс Дюпанлу) стала развернувшаяся в 1867 г. во Франции дискуссия о возведении в Париже статуи франц. философа Вольтера (в 1762 он опубл. поэму «Орлеанская девственница», весьма вольно трактующую жизнь и деяния Ж. д'А.). В 1874 г. по решению епархиального суда Орлеана был начат сбор материалов о Ж. д'А., к-рые впосл. были переданы в папскую конгрегацию обрядов для обоснования начала процесса беатификации (процесс начат по решению папы Римского Льва XIII 27 янв. 1894). 30 мая 1878 г., в годовщину казни Ж. д'А., которая совпала со 100-летием со дня смерти Вольтера, к ее памятнику на пл. Пирамид в Париже были возложены цветы и начат сбор подписей для установки статуи в Домреми. 30 июня 1884 г. Парламент Франции принял к рассмотрению постановление об учреждении дня поминовения Ж. д'А. во 2-е воскресенье мая (это постановление вступило в силу в 1894). В 1909 г. Ж. д'А. была причислена к лику блаженных Римско-католической Церкви. При папе Бенедикте XV возобновились слушания по вопросу о канонизации Ж. д'А. В марте 1919 г. папа официально признал совершенные ею чудеса. 16 мая 1920 г. Ж. д'А. была канонизирована. 10 июля того же года Национальная ассамблея Франции объявила 8 мая, день поминовения Ж. д'А., национальным праздником, «праздником патриотизма». 2 марта 1922 г. папа Римский Пий XI провозгласил Ж. д'А. 2-й, после Богоматери, покровительницей Франции.