[груз. ევაგრე], католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1488-1492; 1500/03). Е. упоминается в грамоте (1488) царя Картли Константина II (1478/79-1505). В ней сказано, что царь во имя сына Давида (впосл. Давид Х, царь Картли (1505-1525) и Кахети (1513-1520)) жалует Патриаршему престолу Светицховели иконы, крестьян и вотчины и освобождает от пошлин товар из Светицховели, а «все Мцхетские вотчины» - от податей (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 306). Время Патриаршества Е. пришлось на один из переломных этапов истории Грузии: Константин II всеми усилиями пытался объединить гос-во и ок. 1490 г. созвал «дарбази [Собор] католикоса, епископов и князей своих на вече, и судили они о распавшейся стране, как воссоединить ее вновь в единое царство» (Вахушти Багратиони // КЦ. Т. 4. 1973. С. 390). В 1500 (или 1503) г. Е. получил грамоту верности от Герасима, рукоположенного католикосом во епископа Кумурдойского: «С сего дня и до самой моей смерти,- писал еп. Герасим,- буду предан Вашему престолу и молитвенником за царя [буду] и на каждой Божественной литургии поминать стану» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 238). Грамота дает представление о существовавших в нач. XVI в. церковных связях между Вост. и Юж. Грузией. Оттуда же известно, что кн. Самцхе Мзечабук, который «пожаловал Кумурдойскую кафедру» еп. Герасиму, впосл. проводник активной сепаратистской политики, на начальном этапе правления был вполне лоялен к центральному духовному и мирскому руководству.