[эфиоп. - мон-рь Голубого Нила], один из эфиоп. мон-рей, принадлежащих к немногочисленной, но древней монашеской конгрегации Вальдебба. Расположен на границе штатов Тыграй и Амхара. Объяснение названия мон-ря вызывает затруднения: м-рь стоит у р. Тэкэзе и значительно удален от р. Голубой Нил. Основание мон-ря предание приписывает знаменитому эфиоп. святому - Самуилу Вальдеббскому, к-рый в 1347 г. возвел на этом месте церковь. Статус мон-ря был пожалован Д.-А. в 1388 г. царем Давидом II, однако обитель продолжала оставаться в подчинении Вальдеббы, этому способствовало и совместное празднование памяти св. Самуила (21 дек. и 17 сент.), мощи к-рого, по утверждению монахов, хранились в Вифлеемской ц. Д.-А. Устав в новом мон-ре был менее строг, чем в конгрегации в целом: в пищу разрешалось употреблять не только коренья, но и злаки. Видимо, поэтому монахи стали сеять хлеб и перестали отказываться от земельных пожалований, первое из к-рых было принято мон-рем при царе Исааке (1413-1430).
Тем не менее Д.-А. всегда оставался бедным мон-рем, где жили строгие аскеты. Его репутация среди эфиоп. христиан была высока. В известном эфиоп. евхаристическом трактате «Гомилия [арх.] Уриила» (окончательная ред.- посл. треть XIX в.) Д.-А. упоминается в одном ряду с такими древними и знаменитыми обителями, как Дэбрэ-Дамо, Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и др., на к-рые арх. Уриил пролил из чаши кровь Спасителя, собранную им во время Распятия. Возможно, благодаря влиянию этого трактата мон-рь получил в 1905 г. значительные пожертвования от Маконнена Вальда Микаэля, а в 1916 г.- от его сына Тэфэри Маконнена, провозглашенного регентом и наследником престола (впосл. имп. Эфиопии Хайле Селассие I). Во время итал. оккупации страны (1936-1941) мон-рь, помогавший местным партизанам, был разорен, а оставшиеся в живых монахи бежали. После освобождения Д.-А. был восстановлен и снова стал почитаемой обителью аскетов, а также центром традиционного богословского образования: школа литургики монастыря Д.-А. до последнего времени пользовалась престижем в среде эфиопского духовенства. Однако постепенно совр. богосл. образование в Эфиопии вытесняет подобные школы традиц. учености.