Димитрий Сергеевич (24.02.1924, дер. Зарюховская Буда, ныне Березина Брянской обл.- 28.07.2004, Москва), прот., духовный писатель. Из крестьянской семьи. Отец в 1937 г. арестован. В 1943 г. Д. призван в армию и направлен на фронт. Через год, после ранения, был комиссован. В 1945 г. поступил на Богословско-пастырские курсы (в 1946 преобразованные в Московскую ДС), по окончании их в 1947 г. учился в МДА. 20 янв. 1948 г. арестован за стихи, к-рые опубликовал во время нем. оккупации. Обвинен в «антисоветской агитации и пропаганде», приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1956 г. реабилитирован, восстановился в МДА, к-рую окончил в 1960 г.
19 нояб. 1960 г. рукоположен Дмитровским еп. Пименом (Извековым, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, 21 нояб.- во иерея. Назначен служить в ц. Спаса Преображения в Преображенском, иначе именовавшемся по одному из приделов храмом Петра и Павла. В июле 1964 г., после разрушения храма под строительство станции метро «Преображенская площадь», назначен служить в храм свт. Николая на Преображенском кладбище. Здесь Д. начал активно проповедовать, затрагивая больные общественные темы, проводил пастырские беседы с прихожанами. Д. пользовался большой популярностью, особенно среди молодежи и интеллигенции. По воспоминаниям современников, особенностью проповедей Д. была искренность, все его ответы были прямые, ясные, точные, даже тогда, когда вопрос ставился в предельно острой форме. Беседы не носили политического характера, состояли из изложения основ христ. вероучения, чтения отрывков из книг, недоступных в то время слушателям. Проповеди были записаны на магнитофонную пленку и изданы на Западе. В 1971-1974 гг. Д. входил в редакцию издаваемого в самиздате ж. «Вече», писал для него статьи церковной тематики.
4 мая 1973 г. ввиду давления властей Д. было запрещено проводить беседы с прихожанами. 15 мая Д. сообщили о переводе его в распоряжение Крутицкого митр. Серафима (Никитина), т. е. об удалении в приход в пределах Московской обл. Тогда Д. послал Патриарху прошение, в к-ром говорилось, что он счел нужным уйти за штат, обосновав свое решение тем, что его перевод - это «мера расправы», «явное вмешательство во внутренние дела Церкви со стороны определенных лиц, что запрещается законами». 20 мая Д. был запрещен в служении митр. Серафимом за «нарушение церковной дисциплины» до покаяния. Д. написал, что если было нарушение дисциплины, то невольное, полагая прошение об отставке освобождающим его от обязанностей по отношению к митрополиту, и выразил готовность служить св. Церкви. Д. был определен в ц. вмч. Никиты с. Кабанова Орехово-Зуевского р-на Московской обл. (85 км от Москвы). В сент. 1974 г. совершил 1-ю литургию в этом храме, продолжая жить в Москве.
В марте 1975 г. Д. попал в автомобильную катастрофу, но через 5 месяцев он начал вновь служить. В кон. 1975 г. старостой храма с. Кабанова без согласия приходского совета с Д. был расторгнут договор. Прихожане храма написали 2 прошения в его защиту. Преследования Д. вызвали беспокойство международной общественности.
В июне 1976 г. Д. был среди подписавшихся от имени православных под «Экуменическим воззванием» - Обращением верующих разных конфессий к Президиуму Верховного Совета СССР и Всемирному Совету Церквей, в к-ром говорилось о дискриминации верующих советским законодательством, вмешательстве гос-ва в дела религ. сообществ, нарушении права воспитания детей и т. д.
В 1976 г. Д. переведен в ц. Смоленско-Гребневской иконы Божией Матери дер. Гребнево Щёлковского р-на Московской обл. В это время Д. подвергался очередным притеснениям. В Гребневе сменили 2 настоятелей, к-рые не хотели доносить на него. В глазах Совета по делам религий служение Д. выглядело дерзким вызовом, его деятельность оценивалась как антисоветская. В дек. 1977 г. уполномоченный Совета по делам религий Московской обл. созвал приходский совет и настаивал на расторжении договора с Д., но совет отказался это сделать.
В авг.-дек. 1977 г. Д. провел циклы бесед «Слова о Царстве Небесном» и «Каким языком разговаривать с современным миром» (текст не сохр.). Проповеди и книги Д. начали регулярно публиковаться за рубежом. В сент. 1978 г. в Гребневе Д. организовал выпуск самиздатом бюллетеня «В свете Преображения», к-рое восполняло недостаток духовной лит-ры. Помимо статей духовного содержания в бюллетене печатались ответы на вопросы прихожан, а также сообщения о притеснениях верующих.
В кон. 1979 г. Д. и его духовные чада все чаще испытывали давление со стороны офиц. властей. Участились случаи прихода в храм милиционеров, которые вели себя грубо и угрожающе. 15 янв. 1980 г. Д. был арестован возле церкви в Гребневе по обвинению в антисоветской деятельности. Находился в Лефортовской тюрьме. В его московской квартире был проведен обыск.
Арест привлек внимание общественности и вызвал отклик за границей. Зарубежные правосл. иерархи выступили в защиту Д. Архиеп. Брюссельский Василий (Кривошеин) обратился непосредственно к Л. И. Брежневу с просьбой освободить Д. (Рус. мысль. 1980. 31 янв. С. 3). Митр. Сурожский Антоний (Блум) участвовал в Лондоне в специальном богослужении о Д. и др. правосл. узниках. Митр. всей Америки и Канады Феодосий (Лазор) сделал заявление, в к-ром выразил озабоченность арестом Д. (Там же. 29 февр. С. 1). Высказали протесты и представители неправосл. церквей и конфессий.
Д. провел полгода в следственном изоляторе Лефортовской тюрьмы. За это время он написал стихи, к-рые затем составили сборник (Лефортовские стихи (янв.-июнь 1980 г.). М., 1995). 20 июня 1980 г. по телевидению было показано выступление Д., осуждающего свою прежнюю деятельность. Заявление было опубликовано в советской печати на следующий день. Агентство печати «Новости» передало заявление Д. иностранным корреспондентам, по радио в передачах для заграницы оно было прочитано полностью. На следующий день его освободили. Первое время он проживал в дер. Байдино Тульской обл., т. к. его присутствие в Москве на время Олимпиады было признано нежелательным. Д. определили служить в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (ныне в черте Москвы). С 10 окт. 1980 по 22 мая 1982 г. служил, находясь под следствием, пока его дело не было закрыто.
После освобождения Д. не прекратил активной миссионерской деятельности, по-прежнему много проповедовал, проводил беседы, вновь стал издавать приходский бюллетень. В 1984 г. был переведен в ц. свт. Николая в с. Черкизове Коломенского р-на Московской обл. В Москве проводил беседы на частных квартирах. С 1987 г. его проповеди стал печатать литературно-философский христ. ж. «Выбор». С началом перестройки Д. проводил духовные беседы в б-ках. Эти беседы он вел до конца жизни. Радикально изменил взгляды на роль диссидентства в нравственном развитии общества. В 1990 г. удостоен сана протоиерея. В 2001 г. награжден крестом с украшениями.
30 июня было совершено отпевание Д. в храме Св. Троицы на Пятницком кладбище Видновским еп. Тихоном (Недосекиным) при большом стечении народа. Д. похоронен на Пятницком кладбище в Москве.