(2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник. Имя Д. не встречается в монастырских актах и др. датированных источниках. По совокупности косвенных свидетельств время его настоятельства в Печерском мон-ре определяется между настоятельствами Евфросина, осенью 1386 г. поехавшего в К-поль для поставления на Суздальскую кафедру (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 152; Т. 24. С. 156), и Иосифа, упоминаемого в жалованной грамоте митр. св. Фотия от 11 марта 1418 г. (Антонов А. В., Маштафаров А. В. Вотчинные архивы нижегородских духовных корпораций кон. XIV - нач. XVII в. // РД. 2001. Вып. 7. С. 420. № 1).
Не позднее нач. XV в. Д. ездил на Афон, где пробыл некоторое время, знакомясь с обычаями и келейной практикой святогорских иноков. Со Св. Горы он привез на Русь «Устав... как иноци дрьжат правило в кельах своих», возможно зафиксировав письменно устные правила (сколь-либо ранние (до XVIII в.) южнослав. списки этого устава неизв.). Митр. Макарий (Булгаков) предполагал, что текст представляет выписку из несохранившегося проскинитария Д., но для этого нет достаточных оснований. Древнейший список памятника, найденный и опубликованный Н. К. Никольским, сохранился в качестве предисловия к Псалтири Толковой с дополнениями из собрания Ярославского архиерейского дома (ныне Древлехранилище ЯМЗ. Инв. 15231. Л. 1 об.- 2 об.), датируемой между 1409 и 1422 гг. (РФА. Вып. 3. С. 556-557. Примеч. 11); список, возможно, представляет собой не оригинал, а раннюю копию (др. древний список «Устава...» - РГБ. Собр. Юдина. № 1, сер. XV в.).
Предисловие «Устава...» адресовано писцом (?) «Феодоришком» (имя в списке исправлено по выскобленному на «Григорьишко») «господину Пахомию» (имя 1 раз исправлено на «Родиону»), в к-ром уместно видеть ученика и преемника прп. Димитрия Прилуцкого (в тексте упом. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня муж. мон-рь) еще при жизни последнего. Это, однако, не дает основания для ранней (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в.) датировки поездки Д. на Афон, поскольку встречающаяся в агиографических сочинениях дата кончины прп. Димитрия - 6900 (1392) г., по-видимому, дефектна: в ней недописано число десятков и единиц лет (последним обстоятельством, несомненно, объясняется чрезмерно большое число кончин рус. святых, приходящихся на 6900 (27) и 7000 (45) гг.; см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского // Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 189-190. Примеч. 38). Кончину прп. Димитрия можно датировать ок. 1406 г. Описывая афонскую монашескую жизнь, Д. особо подчеркивает, что святогорцы «дрьжат молчание и бегають молвы, мятежа мирьского», отмечает послушание воле старцев и неизменность монашеского правила в течение всей жизни.
Д. является, как можно думать, также автором соч. «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь, ихже пояху во дни и в нощи отцы пустиннии, о нихже воспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях многих» (см. Двенадцати псалмов чин), в к-ром сообщается: «Сей бо чин принесе от Святыя горы преподобный Досифей, архимандрит печерский». В послании Владимирского еп. св. Симона к черноризцу Поликарпу, входящем в Киево-Печерский патерик, упоминается келейное пение 12 псалмов киево-печерскими иноками (Абрамович Д. Києво-Печерський патерик. К., 1930. С. 99). На этом основании в историко-церковной лит-ре кон. XIX - нач. ХХ в. принято было считать Д. киево-печерским архимандритом (см. Досифей, архим. Киево-Печерского мон-ря) и относить его деятельность к сер. XII или 1-й четв. XIII в. (см.: Макарий. С. 304, 379, 501; Барсуков. Источники агиографии. С. 173-174; Описание о российских святых. С. 19; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11). Однако послание свт. Симона не содержит ни сведений о «чине» пения 12 псалмов, ни указаний на Д. и афонскую практику, к-рая могла внедряться в рус. монастырский обиход неоднократно. Данное отождествление неверно также и потому, что киево-печерский архимандрит с именем Досифей неизвестен.
Сочинения Д. (целиком и в выписках) активно копировались в XV-XVII вв. «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь...» был широко распространен в старопечатной и позднейшей старообрядческой книжности.