[греч. Δοσίθεος] († 1-я пол. VI в.), прп. (пам. 19 февр., пам. греч. 13 авг.), ученик аввы Дорофея. Автором первоначальной версии Жития Д. считается прп. Дорофей (окончательный вариант был составлен не ранее кон. VI в. др. его учеником).
В Житии Д. рассказывается, что он был любимым слугой (δηλίκιον) знатного военачальника и проводил жизнь в удовольствиях и роскоши. Вместе с другом своего господина Д. отправился в паломничество в Иерусалим, во время к-рого произошло его чудесное обращение к Богу. В Гефсимании у гробницы Пресв. Богородицы перед изображением Страшного Суда юноше явилась Матерь Божия в образе жены, облаченной в багряницу, и дала ему наставления. Д. ревностно соблюдал преподанные ему заповеди о посте и молитве и в скором времени решил удалиться в мон-рь. В нач. 530 г. он поселился недалеко от Газы, в обители аввы Серида, к-рый определил юношу под духовное попечение прп. Дорофея. Д. подвизался в монастырской больнице и быстро приобрел монашеские добродетели послушания, смирения, рассудительности и непривязанности ни к чему земному. Через 5 лет после вступления в мон-рь Д. скончался.
Прп. Дорофей в 1-м поучении «Об отвержении мира» восхваляет Д. и говорит об откровении некоему подвижнику о небесной славе святого за его совершенное послушание и полное отречение от своей воли.
Житие Д. является одним из древнейших памятников аскетической письменности, в к-ром зафиксирована классическая формула молитвы Иисусовой. По благословению аввы Дорофея Д. творил молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», чередуя ее со словами: «Сыне Божий, помози ми». Впосл. чередование разных формул единословной молитвы будет неоднократно встречаться в практике исихастов, напр. у прп. Григория Синаита в «Главах весьма полезных» (Θιλοκαλία. Τ. 4. Σ. 80) или у Дионисия монаха (XIII в.; формулы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», «помози ми», «спаси мя» - Διονυσίου μοναχοῦ. Κεφ. 39-43 // Κεφάλαια Γνωστικὰ Πεντήκοντα περ διαφορᾶς τῶν Θείων ῞Υμνων / Εἰσαγωγὴ, κριτ. κείμενον ὑπὸ Χ. Γ. Σωτηροπούλου. ᾿Αθῆναι, 1993. Σ. 102-105).
Согласно указанию А. И. Пападопулоса-Керамевса, в лавре Саввы Освященного хранилась общая служба Д. и его духовным отцам авве Сериду и прп. Дорофею (Παπαδόπουλος-Κεραμέυς. 1891. Σ. 363).