еп. Гераклеи (Ираклии) Фракийской (ок. 365-375/6), Антиохии (376 - ок. 380), К-поля (386/7-407), арианин. Сведения о нем содержатся у церковных историков IV-V вв.- Филосторгия, Сократа Схоластика и Созомена. Занимая Ираклийскую кафедру, Д. председательствовал на арианском Соборе 370 г., избравшем на К-польский престол Димофила, еп. Берои (Веррии) Фракийской, вместо умершего Евдоксия. Повествуя об этом, Филосторгий называет совершившего поставление епископа Феодором Ираклийским (Philost. Hist. eccl. IX 10), однако это следует считать ошибкой или опиской, вызванной перестановкой корней в имени: еп. Феодор занимал Ираклийскую кафедру в 50-х гг. IV в. (подробнее см.: PG. 65. Col. 577-588, not. 27). В дальнейшем Д. выступал активным сторонником Димофила, в частности сопровождал его в Кизик для умирения паствы и поставления нового епископа после удаления оттуда Евномия, уклонившегося в крайнее арианство. После кончины Антиохийского епископа-арианина Евзоя (376) Д. был избран его преемником. Ок. 380 г. по указу рим. имп. Феодосия I Великого, убежденного сторонника Никейского Символа веры, Д. был изгнан с кафедры наряду с др. неправосл. епископами и, подобно Димофилу, вернулся в город, где епископствовал ранее. По др. сведениям, еще будучи еп. Антиохийским, Д. был призван в К-поль, но в 381 г. был вынужден покинуть город, поскольку имп. Феодосий повелел закрыть все церкви, где не исповедовался Никейский Символ веры.
После смерти Димофила (386/7) его преемником от партии ариан первоначально был избран Марин, один из Фракийских епископов, однако вскоре, чтобы его сменить, в К-поль был вызван Д. Он вступил с Марином в богословский спор относительно того, мог ли Бог называться Отцом прежде существования Сына. Д. утверждал невозможность этого, а Марин пытался его опровергнуть, стараясь, возможно, т. о. сохранить за собой кафедру. В результате среди ариан произошел новый раскол, причем церковную собственность сохранили за собой дорофеане, а последователи Марина стали строить собственные здания для совершения богослужений. Эта партия получила наименование псафириан (Ψαθυριανοί), поскольку ее мнение ревностно защищал некто Феоктист, продавец жертвенных лепешек (ψαθυροπώλης; см.: Sozom. Hist. eccl. VII 17), и готов, поскольку это учение было принято епископом готов. Дорофеане продолжали существовать и после смерти Д., поскольку признание ими учения псафириан, к тому времени также разделившихся на 2 партии, произошло при вмешательстве консула Плинфы (Плинты, 419). По замечанию Сократа и Созомена, раскол был преодолен только в К-поле, а в др. местах продолжал существовать и в совр. историкам эпоху, т. е. спустя не менее 15 лет.