Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОНЕЦКАЯ И МАРИУПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ
15, С. 657-661 опубликовано: 27 августа 2012г.


ДОНЕЦКАЯ И МАРИУПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

УПЦ, образована, вероятно, в 1943 г. с названием «Донецкая», с 21 мая 1944 г. Ворошиловградская, с 1945 г. Донецкая и Ворошиловградская, с 18 апр. 1956 г. Ворошиловградская и Сталинская, с 1961 г. Ворошиловградская и Донецкая, с 1970 г. Луганская и Донецкая, с 6 сент. 1991 г. Донецкая и Луганская, с 6 окт. того же года Донецкая и Славянская, с 29 июля 1994 г. Д. и М. е. Территория Д. и М. е. включает населенные пункты следующих районов Донецкой обл. (Украина): Амвросиевского, Старобешевского, Тельмановского, Новоазовского, Мангушского, Володарского, Волновахского, Великоновосёлковского, Марьинского, Ясиноватского, частично Красноармейского, а также населенные пункты, входящие в городские советы обл. подчинения, а именно: Донецкий, Мариупольский, Макеевский, Харцызский, Торезский, Снежнянский, Селидовский (см. письмо Блаженнейшего Владимира, митр. Киевского и всея Украины, о выделении из Донецкой епархии Горловской и Славянской епархии и о территории последней от 11 апр. 1997 - Архив Горловской епархии). Кафедральный город - Донецк (в 1869-1924 Юзовка, до 1961 Сталино). Кафедральный собор - во имя свт. Николая. Епархия разделена на благочиннические округа: Донецкий, Макеевский, Мариупольский, Новоазовский, Волновахский, Марьинский, Ясиноватский, Снежнянский, Харцызский, Кураховский, Докучаевский, Тельмановский, Амвросиевский, Великоновосёлковский, Торезский, Мангушский, Авдеевский, Красноармейский. Правящий архиерей - митр. Иларион (Шукало; с 12 сент. 1996 в сане архиепископа, с 23 нояб. 2000 в сане митрополита).

В нач. 2007 г. в Донецкой епархии действовало 300 приходов, 4 мон-ря (3 жен. и муж.), в клире епархии состояли 392 священнослужителя (359 священников, 33 диакона).

Территория современной епархии до 1944 г. входила в состав Днепропетровской (Екатеринославской) епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия). В 1944 г. территория Д. и М. е. включала территорию Сталинской (совр. Донецкая) и Ворошиловградской (совр. Луганская) областей. 6 окт. 1991 г. на территории Луганской обл. была создана Луганская и Старобельская епархия. 29 июля 1994 г. на территории сев. районов Донецкой обл. была образована Горловская епархия.

Христианство на территории современной Донецкой области до образования Донецкой епархии

Оседлое слав. население на территории Донецкой обл. появилось с XI в. и почти исчезло в XV в. вслед. набегов на эти земли крымских татар (за степной Украиной в XVI в. закрепилось название Дикое поле). В XVI в. началось новое заселение региона казаками, а также немногочисленными в то время выходцами из Правобережной Украины и из России. Распространение Православия на территории Донбасса связано преимущественно с запорожскими казаками, поселения к-рых стали здесь появляться в кон. XVI - нач. XVII в. После создания в 1611 г. Кальмиусской паланки (линия земляных укреплений) с центром в Домахе (совр. Мариуполь) этот процесс пошел быстрее. В XVII в. в крае появлялись поселения армян. В том же столетии сюда начали переселяться гл. обр. из районов Курска и Воронежа рус. старообрядцы, основавшие в 1720 г. Ольховатку. Большое значение в развитии края имело распространение солеварения, 1-м центром к-рого стал Тор (совр. г. Славянск), в 1702 г. солеварами был основан Бахмут (с 1924 Артёмовск). В 1721 г. в этих местах был найден уголь, что способствовало притоку в XVIII-XIX вв. значительного числа переселенцев из Украины и России. В 1787 г. в Бахмуте действовали 4 церкви, из них одна - каменная.

Екатерининская (первоночально Харалампиевская) ц. в Мариуполе. 1780-1782 гг. Фотография. 1900 г. (ГИМ)
Екатерининская (первоночально Харалампиевская) ц. в Мариуполе. 1780-1782 гг. Фотография. 1900 г. (ГИМ)

Екатерининская (первоночально Харалампиевская) ц. в Мариуполе. 1780-1782 гг. Фотография. 1900 г. (ГИМ)

Значительную роль в распространении и утверждении Православия в Донецком регионе сыграло переселение в 1780 г. из Крыма в район Мариуполя христ. колонии во главе с Готским и Кафским митр. св. Игнатием (Газадини). Всего из Крыма вышло 31 386 чел., из к-рых 18 394 греки, остальные - армяне, грузины и валахи. Указом Синода от 14 марта 1779 г. митр. Игнатий был причислен к российским архиереям с сохранением титула и с правом пожизненного окормления переселенцев. Первоначально свт. Игнатий служил в созданной казаками каменной Николаевской ц. в Мариуполе. В 1780 г. архиерей заложил каменную ц. во имя сщмч. Харалампия - соборный храм греч. колонии (освящен в 1782, с 1845 назывался Екатерининским). В 1780 г. святителем были основаны ц. Успения Пресв. Богородицы (перестраивалась в 1804, 1887, с 1887 здесь находилась чтимая Бахчисарайская икона Божией Матери «Одигитрия», вывезенная из Крыма) и храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (где хранились вывезенная из Крыма икона святых Космы и Дамиана и чудотворная икона мц. Параскевы Пятницы). Стараниями свт. Игнатия в Мариупольской округе было построено 24 храма (4 в Мариуполе и по одному в каждом греч. поселении); богослужение в них совершалось на греч. языке до 1873 г., когда было введено богослужение на церковнослав. языке. Переселившиеся из Крыма грузины, разговаривавшие на татар. языке, основали в Мариупольском у. с. Георгиевка (впосл. переименованное в Игнатовку (Игнатьевку)), в к-ром в 1780 г. была построена Петропавловская ц. В 1786 г. свт. Игнатий был погребен в Харалампиевской ц. (в 20-х гг. XIX в. рядом с храмом был заложен новый, более просторный собор, освященный в 1845 во имя сщмч. Харалампия, после чего старый храм стал называться Екатерининским; в новом Харалампиевском соборе находилась чудотворная икона вмч. Георгия). После кончины свт. Игнатия Готская и Кафская епархия прекратила существование, ее приходы были переданы Екатеринославской епархии. В 1829 г. перебравшиеся из Турции греки основали с. Анадоль (Анатоль). В юго-зап. части Мариупольского у. и в Буджаке 38 поселений было основано преимущественно в ХIХ в. болгарами (до 30 тыс. чел.).

Церковь во имя апостолов Петра и Павла в дер. Игнатовке. 1780 г. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ)
Церковь во имя апостолов Петра и Павла в дер. Игнатовке. 1780 г. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ)

Церковь во имя апостолов Петра и Павла в дер. Игнатовке. 1780 г. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ)

1-й храм на территории совр. Донецка - во имя прп. Александра Свирского в слободе Александровке - был освящен в 1794 г. В 1760-1905 гг. в Донецком регионе появились 194 правосл. церкви и 5 молитвенных домов. В 1908 г. была воздвигнута каменная с колокольней ц. во имя свт. Николая Чудотворца «по усердию и на средства» рабочих Макарьевского рудника, на к-ром 18 июня того же года от взрыва газа погибли 2 смены шахтеров. В 1910 г. была построена Петропавловская ц. на Смоляниновской шахте.

Собор во имя сщмч. Харалампия в Мариуполе. 1820-1845 гг., реконструирован в 1891-1892 гг. Фотография. 1900 г. (ГИМ)
Собор во имя сщмч. Харалампия в Мариуполе. 1820-1845 гг., реконструирован в 1891-1892 гг. Фотография. 1900 г. (ГИМ)

Собор во имя сщмч. Харалампия в Мариуполе. 1820-1845 гг., реконструирован в 1891-1892 гг. Фотография. 1900 г. (ГИМ)
События Октябрьской революции 1917 г. и последовавшей за ней гражданской войны тяжело отразились на положении правосл. Церкви в Донецком регионе, ставшем вскоре одним из форпостов социалистического хозяйства. В Донбассе было разрушено подавляющее большинство храмов, тысячи священнослужителей и верующих подверглись репрессиям, многие мученически погибли. В 1933 г. был взорван Преображенский собор в Сталине. До сер. 90-х гг. в Донецке не было ни одного храмового здания. В 1925-1935 гг. в Донецкой обл. распространилось обновленчество, действовали Артёмовская и Луганская (позднее Сталинская) и Мариупольская обновленческие епархии. В Мариуполе обновленцы заняли кафедральный Харалампиевский собор, практически при них запустевший. Последователи Патриарха св. Тихона совершали богослужение в кладбищенском храме во имя Всех святых. После закрытия Харалампиевского собора в 1936 г. (вскоре здание было снесено; в 30-х гг. также была разрушена находившаяся неподалеку Екатерининская ц.) обновленцы также перешли служить в единственный в городе действующий Всехсвятский храм.

Донецкая епархия в 1943-2007 гг.

Во время нем. оккупации Донбасса в регионе возобновилась церковная жизнь. Есть свидетельства того, что принадлежавший к канонической Украинской автономной Церкви еп. Димитрий (Маган) в янв.- сент. 1943 г. занимал Донецкую кафедру, при приближении советских войск епископ уехал на Запад (Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в православной Церкви на Украине: (1917-1943). М., 2004. С. 473, 562). Жителям Мариуполя было разрешено использовать заброшенные помещения под церкви, т. к. все храмы еще до войны были разорены и частично разрушены (в 1936 взорвана Успенская ц., в следующем году уничтожен Рождество-Богородичный храм). В 5-этажном здании был освящен Преображенский собор, где поместили извлеченные из краеведческого музея мощи свт. Игнатия. При отступлении немцы подожгли здание. Часть мощей святителя была спасена и перенесена в новое здание собора на Митрополичьей ул. Оккупационные власти выделили также помещения для греч. ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и для Свято-Николаевского храма.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мариуполе. 1780 г. Фотография. 1900 г. (ГИМ)
Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мариуполе. 1780 г. Фотография. 1900 г. (ГИМ)

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мариуполе. 1780 г. Фотография. 1900 г. (ГИМ)

21 мая 1944 г. Крутицкий митр. Николай (Ярушевич) возглавил в Москве хиротонию Никона (Петина) во епископа Ворошиловградского и Донецкого. При владыке Никоне в Ворошиловграде (совр. Луганск) были устроены богословские пастырские курсы, на к-рых он читал лекции. В послевоенные годы удалось сохранить приходы, открывшиеся во время нем. оккупации, в Ворошиловграде был построен Никольский собор. Еп. Никон создал епархиальную комиссию по ремонту и росписи храмов. 3 авг. 1948 г. еп. Никон был назначен на Херсонско-Одесскую кафедру, оставаясь управляющим Ворошиловградско-Донецкой епархией. С этого времени до 1990 г. Донецкая епархия находилась под упр. Одесских архиереев. В ходе нового наступления на Церковь в кон. 50-х - 60-х гг. (см. Хрущёв Н. С.) почти все храмы в области были закрыты, частично разрушены (в 1963 снесена Свято-Николаевская ц. в Мариуполе).

Собор в честь Преображения Господня в Донецке. 2006 г. Фотография. 2007 г.
Собор в честь Преображения Господня в Донецке. 2006 г. Фотография. 2007 г.

Собор в честь Преображения Господня в Донецке. 2006 г. Фотография. 2007 г.
В кон. 80-х гг. стало возможным возрождение церковной жизни. В февр. 1990 г. после долгого перерыва Донецкая епархия получила правящего архиерея, к-рым стал еп. Иоанникий (Кобзев). В 1989 г. в Мариуполе на средства прихожан было заложено новое здание собора свт. Николая, освященное в 1991 г. В храме находятся копия чудотворной Мариупольской иконы Божией Матери и мощи свт. Игнатия, канонизированного в 1998 г. К времени назначения на Донецкую кафедру архиеп. Илариона (1996) в епархии, территория которой совпадала с территорией Донецкой обл., насчитывалось 128 приходов и Святогорский монастырь. За 10 лет в области было открыто более 400 приходов, из них более 150 на территории совр. Д. и М. е., и неск. обителей. В 2006 г. в Донецке был освящен кафедральный собор в честь Преображения Господня, присутствовавший на освящении премьер-министр Украины В. Ф. Янукович преподнес в дар епархии икону свт. Николая.

При епархиальном управлении действуют отделы: по работе с силовыми структурами, исправительными учреждениями, казачеством; по работе с молодежью; по работе со средствами массовой информации; отдел социального служения. В 2007 г. в Д. и М. е. были учреждены вик-ства: Макеевское (11 февр.) и Амвросиевское (31 марта).

К нач. 2007 г. в Д. и М. е. действовало более 100 воскресных школ для детей и взрослых. Издаются епархиальная газ. «Донбасс православный» (с 1995, ежемесячная), ж. «Живой родник» (с 2003), детские журналы «Радость моя» (с 2003) и «Шишкин лес» (с 2006). В окт. 2000 г. в Донецке начала работу православная литературнопросветительская гостиная «Свет Радонежа», при которой открыта 1-я в области правосл. б-ка. Правосл. гостиная «Неугасимая лампада» собирает в Донецком доме работников культуры творческую интеллигенцию для встреч со священнослужителями. Стал традиционным проводимый в пасхальные дни Фестиваль слав. культуры и письменности, с 2005 г. он включает фестиваль детского и молодежного творчества «Искорка Божия».

Д. и М. е. сотрудничает с гос. структурами в социальной и просветительской областях. Особая миссия Церкви в Донбассе - это окормление трудящихся на угледобывающих шахтах и на заводах. В авг. 1997 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении архиеп. Донецкого Илариона освятил в Донецке часовню во имя вмц. Варвары в память о погибших на производстве. В 2003 г. на старейшем предприятии региона - Донецком металлургическом заводе - был освящен храм во имя свт. Игнатия Мариупольского, в 2005 г. началось богослужение в новопостроенных Свято-НиколоПокровском храме, воздвигнутом на флагмане угольной промышленности Украины - УК «Шахта Красноармейская западная № 1», и в ц. в честь Почаевской иконы Божией Матери на перерабатывающем предприятии «Винтер». Священнослужители епархии окормляют медицинские учреждения региона, во многих освящены храмы, открыты часовни и молитвенные комнаты. Много внимания епархия уделяет также попечению об исправительных учреждениях области, в которых также действуют храмы, часовни или молитвенные комнаты.

На фак-те дополнительных и смежных профессий Донецкого национального ун-та существует подразделение духовной культуры, готовящее преподавателей правосл. культуры и этики. В 2006 г. состоялся 1-й выпуск. Студенты подразделения проходят практику в епархиальной воскресной школе, где изучаются библейская история, катехизис, история Церкви, церковное пение, церковнослав. язык. 15 мая 2007 г. завершился конкурс музейных учреждений «Малоисследованные страницы истории края: История православной Церкви», проводившийся по благословению митр. Илариона, в ходе к-рого сотрудники музеев демонстрировали результаты исследовательской и выставочной работы по истории Православия в Донбассе.

Святыни

мощи свт. Игнатия в Свято-Николаевском соборе Мариуполя; чудотворная икона свт. Николая в храме св. кн. Александра Невского в Донецке (решением Синода УПЦ в память о мироточении от образа в 2003 установлено празд. в 1-е воскресенье после 9 мая ст. ст.); источник вмч. Пантелеимона в пос. Ремовка Снежнянского р-на.

Архиереи

еп. Димитрий (Маган, янв.-сент. 1943); архиеп. Никон (Петин, 21 мая 1944 - 16 апр. 1956; с 3 авг. 1948 еп. Херсонский и Одесский, в. у. Ворошиловградской епархией); митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик, апр. 1956 - 16 нояб. 1962, в. у.); митр. Одесский и Херсонский Сергий (Петров, 25 мая 1965 - 4 февр. 1990); еп. Иоанникий (Кобзев, 19 февр. 1990 - 7 сент. 1991); еп. Алипий (Погребняк, 6 окт. 1991 - 23 янв. 1992, с 3 мая по 12 сент. 1994 в. у. Донецкой епархией, будучи епископом Горловским); митр. Леонтий (Гудимов, март-дек. 1992); еп. Ипполит (Хилько, 22 дек. 1992 - 3 мая 1996); митр. Иларион (Шукало, с 12 сент. 1996 в сане архиепископа, с 23 нояб. 2000 в сане митрополита).

Действующие монастыри

Касперовской иконы Божией Матери (жен., в пос. Грузско-Ломовка г. Макеевка, основан в 1997); Николая Чудотворца, свт. (жен., в с. Никольском Волновахского р-на, преобразован из прихода в марте 2000); Василия Великого, свт. (муж., в с. Никольском Волновахского р-на, преобразован из прихода 21 дек. 2001); донецкий в честь Иверской иконы Божией Матери (жен., в Донецке, основан 21 дек. 2001 как подворье Свято-Никольского мон-ря, в 2002 стал самостоятельным).

Другие конфессии, существующие на территории Донецкой области

В результате колонизации региона представителями различных национальностей и вероисповеданий, а также вслед. широкого распространения в посл. десятилетие ХХ в. на территории республик бывш. СССР многочисленных новых религ. образований в регионе сформировалась сложная конфессиональная ситуация. Благодаря переселению в Донбасс в XVIII-XIX вв. больших групп колонистов из Центр. Европы, прежде всего немцев, а также выходцев из Зап. Пруссии и Польши, большое распространение здесь получили протестант. течения. Среди переселенцев были лютеране (в 1897 в Мариупольском у. из 19 104 лиц, говоривших на нем. языке, 11 720 были лютеране), кальвинисты, а также меннониты. В Мариупольском у. существовало 5 меннонитских колоний, в которых жило 367 семей. Их число уменьшилось в посл. четв. ХIХ в., когда на иностранных колонистов была распространена военная повинность: поскольку военная служба запрещалась вероучением меннонитов, значительная их часть эмигрировала в Сев. Америку. В 50-60-х гг. ХIХ в. в нем. колониях начали образовываться братства штундер, повлиявшие на возникновение укр. штундизма. В 60-х гг. ХIХ в. под воздействием зап. проповедников среди меннонитов и штундистов, а также среди представителей др. конфессий распространился баптизм, вскоре вышедший за границы нем. поселений. В нем. колониях жило также основное число католиков Приазовья, принадлежавших к Тираспольской епархии (Бердянский и Екатеринославский деканаты), католицизм исповедовали в Приазовье также чехи, поляки. Нем. поселения стали базой для распространения на южноукр. землях в кон. 80-х гг. ХIХ в. адвентизма. После возникновения в 1846 г. старообрядческой Белокриницкой иерархии к ней присоединились донецкие старообрядцы. К нач. ХХ в. в Ольховатке наряду с поповцами жили также беспоповцы. Представлены были в Донецком регионе духовные христиане (духоборцы, молокане, новоизраильтяне). Многочисленную группу населения составляли татары, преимущественно мусульмане, а также евреи, создававшие сельскохозяйственные общины, исповедовавшие как ортодоксальный иудаизм, так и хасидизм.

В 50-70-х гг. ХХ в., когда действовала установка гражданской власти на уменьшение количества общин и «укрупнение» конфессий, в Донецкой обл. официально было разрешено существование неск. приходов правосл. Церкви, ряда общин евангельских христиан-баптистов и общины молокан. Качественные изменения в конфессиональной сфере произошли в кон. 80-х гг., когда в регионе начался быстрый рост числа религ. объединений. В 2006 г. в области существовало ок. 1200 религ. орг-ций (более половины - в Донецком и Мариупольском р-нах), относящихся к 36 деноминациям, 95,4% их принадлежат к христ. конфессиям. Наиболее крупным религ. объединением области является Д. и М. е. Раскольническая Украинская правосл. церковь «Киевского патриархата» (см. Денисенко М. А.) насчитывает 27 приходов. Укрепляет позиции Украинская греко-католическая Церковь, окормляющая преимущественно переселенцев из зап. областей Украины, в области действуют 13 униат. приходов, 2 мон-ря. В последние годы были образованы 4 католич. прихода, окормляемые священнослужителями из Польши. Широко представлены протестант. течения: организованы 79 общин евангельских христиан-баптистов, 30 - христиан веры евангельской (пятидесятники), 32 - свидетелей Иеговы, 30 - адвентистов седьмого дня, лютеран. приход, 14 общин евангельских христиан. В области действуют 17 исламских (в т. ч. Украинский исламский ун-т в Донецке), 18 иудейских (руководящий орган - Региональное духовное объединение иудейских общин Донбасса) и 6 буддийских объединений. Располагающийся в Донецке Духовный центр независимых мусульман Украины осуществляет руководство мусульманскими общинами всей Украины.

В последние 15 лет происходит расширение присутствия в регионе новых религ. движений. В 2006 г. действовали 43 общины Церкви полного Евангелия, община Новоапостольской церкви, 4 общины церкви Иисуса Христа святых последних дней, 32 - Церкви Христовой, 5 - Церкви Божией, церковь Иоанна Богослова «Проповедь всемирного покаяния», Духовный центр «Новое поколение» христ. церквей Украины, община Международного об-ва сознания Кришны, 2 общины направления «Наука разума», община «Украинской национальной веры», община индуистской Тантры, ведический центр. Без регистрации в области существует более 100 религ. формирований. При баптист. центрах и при орг-циях, принадлежащих к новым религ. движениям, работают «миссии» различной направленности (милосердия, благовестия, добропорядочности), учебные заведения (Библейский ин-т «Слово жизни» в Донецке, Библейский ин-т «Свет мира» в Мариуполе, Библейский ин-т «Христос для Украины» в Краматорске и др.).

Лит.: Донецкая епархия: Отчет за 2005 г. Донецк, 2006; Православный лик Донбасса / Ред.: прот. Г. Гуляев. Донецк, 2006; http://www.ortodox.donbass.com; http://www.risu.org.ua/ukr; http://mar-orthodox.narod.ru; http://home.skif.net/~ellas [Электр. ресурсы].
Е. А. Агеева, прот. Георгий Гуляев
Ключевые слова:
Епархии Украинской Православной Церкви Донецкая и Мариупольская епархия Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат)
См.также:
БАЛТСКАЯ И АНАНЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской, Херсонской и Одесской епархий
БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БОРЗЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Черниговской епархии