Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДЕВОТА
14, С. 279-280 опубликовано: 29 февраля 2012г.


ДЕВОТА

Реликварий с мощами мц. Девоты. 1-я треть XVI в. (кафедральный собор в Монако)
Реликварий с мощами мц. Девоты. 1-я треть XVI в. (кафедральный собор в Монако)

Реликварий с мощами мц. Девоты. 1-я треть XVI в. (кафедральный собор в Монако)
[лат. Devota, Deivota] († ок. 303-304), св. дева, мц. (пам. зап. 27 янв.). Сведения о Д. сохранились в «Passio Devotae» (Мученичество Девоты), самый ранний список к-рого датируется кон. XI - нач. XII в. (в наст. время хранится в Национальной б-ке Франции, Париж). Первое издание «Мученичества...» было предпринято в 1613 г. в Лионе со списков XV и XVII вв.

Д., юная дева, воспитанная в христ. вере, жила на о-ве Корсика во времена рим. императоров Диоклетиана и Максимиана. Во время гонений на христиан на Корсику прибыл имп. наместник Варвар; Д. укрылась в доме некоего сенатора Евтихия, надеясь под его покровительством продолжать жить по Божиим заповедям в молитве и строгом посте. Узнав о скрывающейся христианке, наместник призвал ее к себе и повелел ей принести жертву языческим богам. Д. отказалась, за что была подвергнута мучениям. Умирая, она молилась за Евтихия, к-рый по приказанию Варвара за сокрытие Д. был тайно отравлен. Тело мученицы должно было быть сожжено на следующий день, однако ночью некие свящ. Бененат (Беннат) и диак. Аполлинарий украли его и с др. христианами бежали с острова. Беглецы намеревались плыть на юг, в Африку, но поднявшийся шторм отнес лодку на север. В более поздних версиях «Мученичества...» говорится о том, что из уст лежавшей в лодке Д. вылетела белая голубка, указавшая путь странникам, сопровождавшим тело мученицы. Лодка пристала к берегу близ порта Геркулеса (совр. Монако). Здесь Д. была похоронена, день погребения, 27 янв., стал днем ее памяти. Сопровождавшие тело мученицы христиане обратили в христианство местное население.

По мнению исследователей Ф. Ланцони и Ф. Джиролами-Кортоны, «Мученичество...» Д. схоже с «Мученичеством...» др. корсиканской девы, Иулии (пам. 16 июля, пам. зап. 22 мая), жившей, вероятно, в V или VII в. Возможно, неправильное прочтение лат. фразы из «Мученичества Иулии» Virgo Dei devota Julia (Дева Иулия, посвятившая себя Богу) стало причиной отдельного почитания Д.

Д. стала покровительницей сеньории, впосл. княжества, Монако и правящей династии Гримальди. Заступничеством святой местные жители объясняли приостановление эпидемии чумы, унесшей в 1631 г. 1/10 населения княжества, и отражение в ночь на 17 нояб. 1641 г. нападения испанцев; Д. приписывали многочисленные чудеса, особенно происходившие на море.

На месте предполагаемого захоронения Д. в ее честь была возведена часовня, к-рая впервые упоминается ок. 1070 г. как принадлежавшая бенедиктинскому мон-рю во имя св. Понтия в Ницце. В XVI в. часовня была реставрирована и, вероятно, расширена. В 1536 г. ее приобрел сеньор Монако Гонорий I, к-рый перенес хранившиеся там мощи Д. в приходскую ц. во имя свт. Николая. Часовня расширялась в 1606 и 1637 гг. при сеньоре (с 1618 князь) Гонории II. В 1870 г. фасад был перестроен и сооружена колокольня. В 1887 г. часовня стала приходской церковью, освященной во имя Д. Здесь хранится большой реликварий с мощами Д., святых Аврелия, Феликса, Романа и др. Реликварий с мощами Д. (1-я треть XVI в.) находится также в кафедральном соборе Монако, построенном на месте ц. свт. Николая.

Ежегодное празднование памяти мученицы начинается 26 янв. торжественным богослужением в ц. св. Д. Вечером того же дня по традиции, появившейся в XIX в., на площади перед храмом в присутствии представителей монакского княжеского дома сжигают лодку, купленную накануне князем. Когда лодка сгорает, выпускают белую голубку. 27 янв. служится месса в кафедральном соборе Монако (в эти дни богослужение совершается на языке древних жителей этих мест - монегасском), после чего торжественная процессия с мощами Д. направляется к княжескому дворцу, где архиепископ благословляет княжескую семью, народ и, обратившись к морю, мореплавателей. Предание о Д. оказало влияние на национальную историю и культуру: белый цвет погребального савана и красный цвет крови мученицы стали национальными цветами Монако. Стихотворное переложение «Мученичества...» Д. поэта Л. Нотари (1879-1961), опубликованное в 1927 г., стало 1-м печатным произведением на монегасском языке.

В XVII в. на Корсике, куда были отправлены частицы мощей Д., также стали почитать мученицу. В 1757 г. там был учрежден рыцарский орден Д. под рук. боровшегося за независимость Корсики П. Паоли. В XVIII в. корсиканцы просили Римского папу официально объявить Д. покровительницей острова, но их просьба была отклонена, т. к. в то время факт мученичества Д. еще не был признан достоверным. В 1820 г. папским указом Д. была объявлена св. покровительницей Корсики.

Ист.: ActaSS. Jan. T. 2. Col. 770-771; BHL, N 2156.
Лит.: Girolami-Cortona F. Histoire de la Corse. Bastia, 1906. T. 1. P. 45, 102; Lanzoni. Diocesi. P. 686-688; Burchi P. Devota // BiblSS. Vol. 4. Col. 592.
А. И. Макаров
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Девы святые Девота († ок. 303-304), святая дева, мцученица (пам. зап. 27 янв.)
См.также:
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.)
АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.)
АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА († ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.)
АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА и др. († 273 или 274), мученики Санские (пам. зап. 6 сент.)
АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня)
АВРЕЙ еп., мч. Антиохийский (пам. зап. 17 или 22 июля)
АВРЕЛИАН мч. (пам. зап. 10 июля)