Далида́ [Далила; евр. , ], филистимлянка из долины Сорек, к-рая погубила судью Израиля Самсона, выведав хитростью источник его силы и предав его в руки филистимлян (Суд 16. 5).
В Александрийском кодексе LXX имя Д. передано как Ϫαλιλά, в Ватиканском - Ϫαλιδά, эти варианты отражены в рус. переводах. Ее имя может означать «распущенные волосы» (в качестве производного от евр. глагола ), «маленькая, хрупкая» (от евр. ) или же «обольстительница» (от араб. - заигрывать, обольщать). Вероятно, в имени Д. содержится метафорическое значение, основанное на т. н. народной этимологии. Имя Д. может рассматриваться как производное от евр. - ночь, а имя Самсон - производное от евр. - солнце; т. о., подобная игра слов иллюстрирует победу Д. над Самсоном как метафорическую победу темного, ночного начала над солнечным, светлым (Exum. P. 133). Cовр. исследователи считают историю о Самсоне и Д. (Суд 16. 4-31) поздней вставкой, как показывает наличие фразы в Суд 15. 20: «И был он судьею Израиля во дни Филистимлян двадцать лет», завершающей основной блок повествования о Самсоне (см., напр.: Brettler. P. 42, 54).
Образ Д.- один из самых ярких примеров безнравственной и хитрой женщины в ВЗ. История взаимоотношений Самсона и Д. построена по модели рассказа о др. филистимской женщине (Суд 14. 15). В более широком библейском контексте эта история обнаруживает параллели с рассказами об Иаили, к-рая также сокрушила хитростью Сисару (Суд 4. 17-21), и об Иудифи, погубившей Олоферна (Иф 8. 35-36). Самсон был опьянен страстью к Д., как и Олоферн от вина. Согласно Иосифу Флавию, чтобы выведать тайну, Д. опоила Самсона вином (Ios. Flav. Antiq. V 8. 11). Мотив отсечения головы по вине порочной женщины находит отражение и в НЗ, в истории об убиении св. Иоанна Крестителя (Мф 14. 6-11).
4 попытки Д. разузнать источник силы Самсона (Суд 16. 4-9, 10-12, 13-14, 15-22) указывают на устное происхождение этого рассказа. Схожий риторический прием используется в притче Иофама (Суд 9. 7-15). Филистимляне приписали победу над Самсоном не Д., а своему богу (Суд 16. 23-24). Согласно иудейским преданиям, Д. отдала серебро, полученное за предательство Самсона, своему сыну Михе, к-рый сделал из него идола (Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1909. Vol. 4. P. 49).
В святоотеческих комментариях образ Д. иллюстрирует власть плотского начала в человеке (Paulinus Nolanus. Carmina. 24 // PL. 61. Col. 625d). История Самсона и Д.- поучительный пример того, как в борьбе с похотью даже доблестного воина можно сделать пленником сластолюбия (Theodoret. Quaest. in Iud. 22). В качестве нравственной оппозиции св. отцами приводится история с прав. Иосифом и женой Потифара (Быт 39. 1-20) (Clem. Alex. Paed. III 1. 11).