[офиц. название - Церковь Иисуса Христа на земле через Его избранного вестника Симона Кимбангу; франц. L(?)lsquo;Église de Jésus Christ sur la Terre par son Envoyé Special Simon Kimbangu; англ. The Church of Jesus Christ on Earth through his Special Messenger Simon Kimbangu], афрохрист. новое религ. движение синкретического характера, крупнейшая Независимая Африканская Церковь (НАЦ) на территории тропической Африки. Возникновение К., как и др. подобных религ. орг-ций, было реакцией на колониальный режим.
Основатель К., Симон Кимбангу, род. 24 сент. 1889 г. в Бельгийском Конго в дер. Нкамба (совр. пров. Н. Конго, Демократическая Республика Конго), получил начальное религ. образование, в 1915 г. был назначен катехизатором общины Церкви англ. баптистской миссии (English Baptist Mission Church) в Нгонго-Лутете. По преданию, в 1918 г. Кимбангу получил «откровение свыше», которому сначала сопротивлялся, но после успешного исцеления женщины 6 апр. 1921 г. он стал практиковать исцеления и приобрел популярность. Путешествуя вдоль нижнего течения р. Конго, он привлекал значительное количество последователей как из протестант. деноминаций, так и из традиц. племенных культов. Его проповеди народу с призывами к строгому соблюдению нравственных предписаний и ветхозаветных заповедей сопровождались исцелениями, содержали критику пережитков племенных культов в христианстве, фетишизма и магизма, требование отказа от колдовства, гаданий, заклинаний, знахарства, запрещение многоженства. В стране появились проповедники, считавшие себя его последователями, часть из них в своих выступлениях затрагивала антиевроп. и антиколониальные темы, что вызвало негативную реакцию церковных кругов и колониальных властей. В июне 1921 г. правительство запретило движение, Кимбангу был арестован, а его сторонники сосланы в отдаленные сельские районы. Кимбангу бежал, что было истолковано последователями как «божье чудо» и усилило его популярность. В сент. 1921 г. он добровольно сдался властям и был приговорен к смертной казни за антигос. деятельность; впосл. приговор был заменен пожизненным тюремным заключением.
После смерти Кимбангу 12 окт. 1951 г. движение возглавила его супруга Мари Мвилу, к-рая придала К., развивавшемуся тайно, организованные формы. Духовным центром движения стало родное село Кимбангу, переименованное в Нкамбу-Нов. Иерусалим. В качестве религ. орг-ции К. был признан официально в 1959 г., ее возглавил младший сын Кимбангу - Жозеф Дьянженда Кунтима. В 1969 г. кимбангуистская церковь стала первой НАЦ, вошедшей во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) После образования новых независимых гос-в Африки К. начал активно распространяться на территориях совр. Демократической Республики Конго, Анголы и Республики Конго.
Изначально богословская доктрина К. развивалась в русле, характерном для многих НАЦ, пытавшихся переосмыслить христианство в контексте культурных и религ. африкан. традиций с учетом обстоятельств, возникших на фоне антиколониальной борьбы. Характерными чертами К. были частые библейские чтения и беседы, харизматические молитвы с преобладанием псалмов и гимнов собственного сочинения; важную роль в литургической жизни играла музыка. В К. категорически запрещены многоженство и внебрачные связи. Приверженцы К. воздерживаются от употребления алкогольных напитков, табака, не используют в пищу свинину и мясо обезьяны.
После смерти Жозефа Дьянженды Кунтимы в 1993 г. в учении К. произошли перемены, повлекшие отдаление от прежних вероучительных основ. Так, с 1999 г. было принято решение изменить дату празднования Рождества Христова с 25 дек. на 25 мая, т. к. именно в этот день в 1916 г. род. 2-й сын Кимбангу - Саломон Дьялунгана Кьянгани, хранитель Нкамбы-Нов. Иерусалима в 1958-1992 гг., к-рого незадолго до смерти 16 авг. 2001 г. приветствовали как Иисуса Христа, тайно вернувшегося в наше время. В ответ на просьбу ВСЦ изложить офиц. позицию в отношении догмата о Троице в вероучении орг-ции Симон Кимбангу Кьянгани (внук К.), духовный лидер К., в июне 2003 г. заявил, что кимбангуистская церковь остается верной догмату о троичности Бога, при этом Дьялунгана Кьянгани - Иисус, а Симон Кимбангу - Св. Дух. В результате кимбангуистская церковь была исключена из ВСЦ, а позднее Римско-католическая Церковь и Церковь Христа в Конго (орг-ция, объединяющая протестант. церкви страны) прекратили с ней экуменические отношения. В 2008 г. международная баптистская организация «Миссия 21», правопреемник Базельского миссионерского об-ва, являвшаяся партнером кимбангуистской церкви более 30 лет, также официально разорвала отношения с К. Одна часть кимбангуистских богословов отстаивает традиц. позицию, согласно которой если К. поддерживает новые тринитарные, эсхатологические и экклезиологические доктрины, то он неминуемо должен быть лишен статуса христ. церкви, другая - пытается богословски обосновать народную веру, включающую элементы христ. учения.
Кимбангуисты имеют собственное радиовещание, значительное эфирное время на телеканалах, богословские учебные заведения семинарского типа в Киншасе и Лутенделе (пригород Киншасы).
К. стал одной из 3 христ. групп, получивших статус гос. религии в Конго, наряду с Римско-католической Церковью и Церковью Христа в Конго. К. исповедуют ок. 10% населения Демократической Республики Конго, что составляет от 5 до 7 млн чел. Постоянно растет число приверженцев К. в странах Европы, США, Канаде.