(Килифарский) [болг. Килифаревски, Килифарски]; Великотырновской митрополии Болгарской Православной Церкви. Расположен в 5 км от г. Килифарево, на правом берегу р. Белица. Игум. Иустина (Попова), в обители проживают 3 насельницы (2013). Согласно Пространному Житию прп. Феодосия Тырновского, составленному патриархом К-польским Каллистом I ок. 1348-1350 гг., одну из обителей преподобный основал возле Тырнова (Златарски. 1904. С. 1-36; Киселков. 1926. С. 1-32; Иванова, Спасова. 1986; Марчевски. 1995). Именно в этом мон-ре были заложены основы тырновской книжной школы, в к-рой получили образование ок. 400 учеников, в т. ч. буд. патриарх Тырновский Евфимий.
В Житии не уточняется местонахождение мон-ря. Большинство исследователей считают, что изначально монахи заняли визант. крепость (от к-рой сохр. развалины) на холме Градиште, а позже мон-рь был построен внизу, на берегу реки на совр. месте. Археологические раскопки на Градиште (1974-1988) показали, что крепость была возведена в V в. для охраны прохода Хаинбоаз и действовала до сер. ХIII в. Крепостной комплекс располагался на 3 естественных террасах и был окружен каменными стенами высотой 2,2 м и шириной 0,9 м (см.: Николова. 1978; Она же. 1980; Николова, Робов. 1994). В крепости было 3 церкви (ок. V-VI вв.): однонефный храм с притвором в вост. части, сооруженный, подобно церквам Несебыра, с чередованием каменной и кирпичной кладки (Николова. 1978. С. 31-32; Она же. 1980. С. 439; Николова, Робов. 1994. С. 575), перестроенный из ранневизант. базилики храм в зап. части и базилика на северо-востоке (Николова, Робов. 1994. С. 575-576). Открытая археологами лат. надпись сообщала, что рядом с крепостью в V-VI вв. существовал мон-рь (Бешевлиев В. Латински надпис от ранновизант. крепост при Килифаревския манастир // Археология. София, 1978. Кн. 1. С. 35-37; Николова, Робов. 1994. С. 572), а обнаруженные за юж. воротами фундаменты 3 строений, к-рые были возведены по оси «восток-запад», напоминали кельи (Николова, Робов. 1994. С. 577; Робов. 2004. С. 525-527). Однако археологических данных и обнаруженных артефактов, в т. ч. инструментов для обработки пергамена и фрагмента керамики с глазурованными буквами Т и Д (возможно, часть имени Феодосий, см.: Робов. 1999), недостаточно для бесспорного установления связи крепости с прп. Феодосием.
Об изначальном расположении монастыря выдвигались и др. версии. И. Загорский, исходя из сообщения рукописной Триоди из б-ки Нямецкого монастыря (совр. место хранения неизв.) о постройке Килифаревской лавры царем Иоанном I Асенем после победы над греками в 1189 г. (Загорски. 1947. С. 37), полагал, что обитель находилась ближе к Велико-Тырново.
Название мон-ря народное предание возводит к греч. слову κεφαλή (голова, см.: Попгеоргиев. 1907. С. 427; Иречек К. Пътувания по България. София, 1974. С. 952). По др. версии, оно произошло от имени некоего Келифира, единственного выжившего во время чумы из села (Попгеоргиев. 1907. С. 427; Миков В. Произход и значение на имената на нашите градове, села, реки, планини и места. София, 1943. С. 112). Однако М. Дамянова считала, что переход греч. слова «Кефаларево» в болг. «Килифарево» не типичен для болг. языка. По ее мнению, упоминания в Житии о нахождении мон-ря в 20 «поприщах» от столицы свидетельствует об удаленности обители от Тырнова, а приход к святому монахов из окрестностей Месемврии (совр. Несебыр) может указывать на ее расположение ближе к границе с Византией (Дамянова. 1985). По мнению Й. Андреева, соседство обители с военным гарнизоном уберегло бы монахов от описанных в Житии тур. набегов, поэтому ученый локализует обитель в мест. Мокра юго-восточнее г. Килифарево, где подвизался сподвижник Феодосия Ромил (Андреев. 1992).
Проанализировав архитектуру собора мон-ря, исследователи предположили, что параклисы прп. Феодосия Тырновского и прп. Иоанна Рильского, расположенные в вост. части совр. храма, ранее могли быть частями алтаря большой 3-апсидной церкви, более подобающей мон-рю, чем небольшому скиту. Т. о., обитель либо возникла сразу на совр. месте, по соседству с крепостью, либо одновременно действовали 2 мон-ря - главный находился в крепости, а второй, близ реки, был основан позже из-за роста числа насельников или после разрушения крепости (Тулешков. 1988. С. 73; Божилов, Тулешков, Прашков. 1997; Генова. 2001. С. 14).
Сведения о К. после завоевания Тырнова турками (1393) отсутствуют: скорее всего он был разрушен. З. Цонев сообщал о записи в греч. церковной книге 1586 г. (совр. место хранения неизв.), согласно которой обитель продолжала действовать и после падения Болгарии (Цонев. 1937. С. 96). Рус. византинист Ф. И. Успенский видел надпись на откосе окна на юж. стене храма, сообщавшую, что мон-рь был восстановлен в 1418 г. (Въжарова Ж. Търновските старини приз погледа на руските очевидци // Културата на средновек. Търнов. София, 1985. С. 208). Загорский относил восстановление к 1442 г. (Загорски. 1947. С. 39), архим. Павел (Стефанов) - к 1492 г., когда мон. Евгений переписал т. н. Килифаревский Октоих (Павел (Стефанов). 1985), хотя название рукописи может отражать место ее хранения, а не создания. Е. Генова полагает, что К. был восстановлен в 1596 г. (Генова. 2001. С. 14). Рукописи из монастырской б-ки свидетельствуют о деятельности обители в XVI-XVIII вв. (Дончева-Панайотова Н. Среднобългарски ръкописи в библиотеката на Великотърновската митрополия // Трудове на Великотърновский ун-т «Св. Кирил и Методий», Филологически факултет. Вел. Търново, 1974. Т. 10. Кн. 1. С. 361-396; Караджова Д. Търново и Търновско в приписките на старите бълг. ръкописи от ХIII-ХVIII в. // Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Т. 5. С. 477-492).
Согласно преданию, в К. в 1598 г. укрывались участники 1-го Тырновского восстания (Йонов М. Засилване на освободителното движение в края на ХVI в.: Първо търновско въстание // История на България. София, 1983. Т. 4. С. 189-196), за что тур. полководец Синан-паша его разрушил. В 1625 г. монахи починили крыши обители (Загорски. 1947. С. 39).
В 1718 г., вероятно на месте древнего храма, был построен однонефный 2-столпный храм, который в 1813 г. переосвятили во имя прп. Феодосия, чему способствовал схим. Спиридон, к-рый нашел краткое житие святого, возможно в Рильском панегирике Владислава Грамматика (Там же. С. 41). Сохранились росписи, выполненные скорее всего тырновским мастером в 1718 г.: вверху разворачивается цикл Господских праздников, ниже представлены фигуры св. воинов и преподобных, на сводах - Небесные Силы, Бог Саваоф, Пантократор и Христос Еммануил, сцена «Благовещение» обрамляет алтарь. В апсиде - «Богородица Ширшая небес», ниже - «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве» (Бояджиев. 1992). Центральная часть 3-ярусного деревянного иконостаса была вырезана в XVIII в. мастерами из Арбанаси и дополнена в XIX в., большинство ее икон написано в XIX в. (Божилов, Тулешков, Прашков. 1997). Позже рядом был построен храм во имя прп. Иоанна Рильского.
В кон. XVIII в. К. неск. раз подвергался разграблению, жилой корпус сгорел. В 1844 г., при игумене иером. Самуиле, Никола Фичев возвел крестово-купольный 4-столпный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, в который как параклисы, формирующие 2 апсиды, были включены церкви прп. Феодосия и прп. Иоанна Рильского. Этот храм был украшен в барочном стиле, характерном для эпохи болг. возрождения: особый интерес представляет аркада на зап. фасаде, во фронтоне к-рой высечен крест и предстоящие ему архангелы с обнаженными мечами. В 1849 г. был возведен жилой корпус. Позже этот храм был обращен в параклис, а к нему пристроена ц. вмч. Димитрия Солунского. Иконостас Димитриевского храма по конструкции и резной пластике, особенно царских врат, аналогичен иконостасам храмов Преображенского и Плаковского мон-рей. Иконы написали тревненские мастера Теодосий (Досю) Коюв (1790-1871), Иоанникий (Йонко) Папа Витанов (поп Витанов) (1790-1853), Цаню (Стефан) и Крестю Захариевы (Бояджиев. 1992; Божилов, Тулешков, Прашков. 1997).
Во 2-й пол. ХIХ в., при игумене иером. Хаджи-Исаии, когда братия К. насчитывала 40 чел., через р. Белица был построен мост, в 1856 г.- ворота. До сер. ХIХ в. в К. действовало келейное уч-ще (Нешев Г. Български довъзрожденски културно-народностни средища. София, 1977. С. 225; Божилов, Тулешков, Прашков. 1997).
В сер. ХХ в. в К. поселилась русская по происхождению мон. Иустина, обитель стала женской. 27 нояб. 2005 г., в день памяти прп. Феодосия Тырновского, мон-рь отметил символический юбилей - 655 лет со дня основания.