Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИЕВСКОЕ БРАТСТВО
33, С. 387-390 опубликовано: 8 июня 2018г.


Содержание

КИЕВСКОЕ БРАТСТВО

в XVII в. объединение мирян при правосл. Киево-Братском в честь Богоявления муж. мон-ре; в 1880-1924 гг. церковное братство при Киевской Духовной Академии.

XVII в.

Предпосылкой создания К. б. стал фундуш (дарственная грамота) 14 окт. 1615 г. Елизаветы Васильевны Лозкиной-Гулевич (Галшки Гулевичевны), вдовы мозырского маршалка С. В. Лозки, на доставшуюся ей от мужа усадьбу на киевском Подоле для устройства на этой земле православных мон-ря, школы и странноприимного дома. По-видимому, сразу же на средства дарительницы (возможно, также на средства гетмана П. К. Сагайдачного) на территории двора началось сооружение храма; в грамотах Иерусалимского патриарха Феофана IV 1620 г. сообщается о «новозакладенной» ц. в честь Богоявления и Благовещения Пресв. Богородицы. В 1615-1616 гг. при церкви появился Богоявленский мон-рь и при нем школа (о школе см. в ст. Киево-Могилянская академия). Первым игуменом обители стал иером. Исаия (Копинский; впосл. митр. Киевский). Учреждение К. б. при Братском Богоявленском мон-ре было обусловлено важной ролью, к-рую киевские мон-ри играли в церковной жизни в нач. XVII в. в условиях отсутствия правосл. епископов. На церковную ситуацию на Киевщине также оказывала большое влияние шляхта Киевского воеводства. Существование братства при мон-ре ограничивало автономию этой организации мирян. Основание К. б. было запоздалым, если рассматривать его в контексте подъема братского движения в кон. XVI - нач. XVII в. (см.: Лукашова С. С. Миряне и Церковь: Религиозные братства Киевской митрополии в кон. XVI в. М., 2006). Можно предположить, что запоздание было обусловлено восстановлением роли Киева как церковного центра в нач. XVII в. после упадка значения города в XVI в. Учреждение К. б. следует рассматривать в контексте перемещения в Киев центра религ. жизни из зап. епархий Киевской митрополии (с Волыни и из Галицкой Руси), где братское движение зародилось в сер.- 2-й пол. XVI в.

Наиболее ранним документом о К. б. является перечень его членов 1616 г.- «Упис» (сохр. в позднем списке, принадлежавшем митр. Евгению (Болховитинову)), в к-ром по именам названы 15 духовных лиц и 5 мирян, вступивших («вписавшихся») в братство (также отмечено, что «й инши незлiченнi до братства вписалися»). Самая ранняя подпись в документе датируется 4 янв. 1616 г., следов., создание братства можно отнести к 1615 г. Др. документы о начале деятельности братства (устав, протоколы заседаний, реестры братчиков и др.) не сохранились; в частности, не сохранился помянник Богоявленской ц., о к-ром есть упоминание в кон. XVIII в. К. б. имело 3 посвящения по соборному храму Братского мон-ря: в честь Богоявления, Благовещения Пресв. Богородицы и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Членами К. б. могли стать все правосл. «обыватели» Киевского воеводства вне зависимости от социальной принадлежности: духовные лица, шляхтичи, мещане и «весь христолюбивый народ». Это делало К. б. общецерковной орг-цией и исключало создание в Киеве др. братств. Членство в К. б. было пожизненным. Братство было создано без разрешения короля (на это указывал властям униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский, писавший, что К. б. ведет активную борьбу против униатов). Лишь 19 февр. 1629 г. кор. Сигизмунд III в ответ на просьбу правосл. шляхты Киевского воеводства и земских послов дал разрешение на «основание» К. б. с храмом и госпиталем.

В предисловии к «Упису» изложены основы деятельности К. б. В документе сказано, что в Киеве по благословению и по повелению К-польского патриарха Тимофея II, а также Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархов создано «душеспасательное друголюбное соединение - братство церковное» (в XIX в. считалось, что упоминание патриархов в предисловии к «Упису» означает предоставление К. б. ставропигии, но в те годы у православных в Речи Посполитой не было епархиальных архиереев, поэтому благословить создание братства мог только один из правосл. патриархов). Отмечено, что образцом киевские братчики считали уставы Львовского, Виленского, Могилёвского и других братств. Целью создания К. б. было «утешение и утверждение в благочестии российскому роду сыном всходнего православия». Подробного перечня «повинностей и порядков» членов братства в «Уписе» нет. «Святое милосердное братство» должно было содействовать его членам в утверждении в благочестии, обучать полезным наукам, защищать вдов и сирот, оказывать помощь «падшим» людям, важными функциями были организация школы, больницы и др. (в связи с каритативной функцией К. б. необходимо отметить существование в Речи Посполитой с XVI в. католич. братств «святого милосердия»). Ставилась задача содействовать утверждению «честнаго иноческаго жития», вероятно, под опекой братства должен был находиться Богоявленский монастырь. Братчики были обязаны финансировать деятельность объединения и защищать его, для каждого члена братства был определен размер взноса в зависимости от материального достатка. Так, Даниил Стрибиль обязался давать 10 золотых ежегодно, Григорий Дегиловский - лошадь или «камин воску» (24 фунта), Иван Путята - «що буде можна» и т. п.

В «Уписе» названы по именам первые члены К. б.: буд. Киевские митрополиты - архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила) (вступил 11 марта 1631) и префект киевских братских школ Сильвестр (Косов), наместник монастыря свт. Николая Иоиль, архим. Трехтемировского мон-ря Иосиф (Курцевич), иеромонахи Феодосий (Оранский), Антоний (Горбацкий) и Иоиль, буд. Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына), киево-печерские иноки Исаия (Трофимович-Козловский), Софроний (Почаский), Антоний (Пацевский), Афанасий (Ивашковский), Иларион (Симовский), Арсений (Бережницкий), буд. архим. Киево-Печерского мон-ря Захария (Копыстенский) (вступил 4 янв. 1616), шляхтичи (?) Андрей Литинский (выходец из Галиции), Даниил Стрибиль, Григорий Дегиловский, младший братчик Иван Путята. Нек-рые имена (Иосифа (Курцевича), Петра (Могилы), Сильвестра (Косова) и др.) были внесены в документ после 1616 г.

Из сочинений Кассиана Саковича известно, что в К. б. вступил гетман Сагайдачный со всем Запорожским войском, сделав для братства значительное пожертвование; П. М. Сас предположил, что это произошло между 27 мая и 5 июня 1620 г. Сагайдачный считался главным братским ктитором, он был похоронен в 1622 г. при братской Богоявленской ц. Вступление в братство всего Запорожского войска можно считать скорее символическим актом, хотя казаки позже подтверждали свою верность К. б. Запорожское войско и К. б. сыграли решающую роль в создании условий для восстановления в Речи Посполитой правосл. иерархии. После того как казаки во главе с Сагайдачным взяли под свою защиту Иерусалимского патриарха Феофана IV, тот дал согласие поставить в Киеве правосл. епископов. Епископскую хиротонию Иова (Борецкого) и поставление его в митрополита Киевского патриарх совершил 9 окт. 1620 г. в Богоявленском храме К. б.

Пребывание патриарха Феофана в Киеве имело важные последствия непосредственно для К. б. (иерарх остановился в странноприимном доме на «дворе братства»). Грамотой от 17 мая 1620 г. Иерусалимский первосвятитель по просьбе братчиков утвердил «старшее братство» и благословил создание при нем объединения для молодежи - «братства младенческого, старейшему братству единомысльнаго и повинующагося». Киевское молодежное братство стало одним из самых ранних в Киевской митрополии (в 1606 молодежное братство было основано грамотой Львовского еп. Гедеона (Балабана) при ц. свт. Николая в Замостье (ныне Замосць, Польша)). Патриарх призвал всех членов К. б. к стойкости в вере, к попечению о Божиих храмах. Грамотой от 26 мая патриарх Феофан от имени К-польского патриарха Тимофея, Александрийского патриарха Кирилла I Лукариса и Антиохийского патриарха Афанасия II Даббаса (к тому времени уже скончавшегося) даровал К. б. ставропигию, при братской церкви был установлен патриарший крест. Первосвятитель отметил твердость киевлян в Православии, благочиние в киевских мон-рях и храмах. В грамоте от 7 янв. 1621 г. патриарх Феофан благословил братчиков, обращаясь ко всем жителям Киева.

В 20-х гг. XVII в. К. б. развивалось и укреплялось, школа К. б. стала ведущим правосл. учебным заведением, было закончено строительство братского храма, приобретена недвижимость на Подоле. В 1624 г. братчики отправили послов к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой о пожертвовании для завершения постройки монастыря и церкви, совершавшейся «иждивением» членов братства. Посланцев не пустили дальше Путивля, где им вручили «сорок соболей». В апр. 1625 г. братство обратилось к царю и к Московскому патриарху Филарету с просьбой о помощи для устройства крыши и иконостаса Богоявленской ц. Братчики отправили письмо также думному дьяку И. Т. Грамотину, с которым, возможно, они имели контакты (Грамотин в 1612-1618 жил в Речи Посполитой). В челобитной царю братчики писали, что задачей К. б. является утверждение «отеческой» правосл. веры и борьба с ересями. Милостыня была получена через монахов Богоявленского монастыря. Через неск. месяцев К. б. в 3-й раз обратилось в Москву за помощью. Челобитная, написанная 17 янв. 1626 г., была передана через киево-печерского иером. Афанасия (Китайчича), в ней подчеркивалась роль Киева как христ. центра и источника благочестия, сообщалось об упадке здесь Православия из-за преследований со стороны католиков и униатов.

В нач. 30-х гг. XVII в. члены К. б. подписали неск. обращений к архим. Киево-Печерского мон-ря Петру (Могиле) с просьбой об объединении уч-ща при Киево-Печерском мон-ре, открытого архим. Петром в кон. 1631 г., с братской школой. 30 дек. 1631 г. шляхта Киевского воеводства от всех «уписных» членов К. б. дала заверение Петру (Могиле) в том, что он как старший братчик будет не только пожизненным «блюстителем» и опекуном объединенной школы и братской церкви, но и Братского мон-ря со всеми имениями, будет заведовать ими в сотрудничестве с «годичными старостами» К. б. из шляхтичей - членов братства, не нарушая, однако ж, ставропигиального статуса братства. Под посланием стоят подписи 32 чел., первыми подписались Луцкий еп. Исаакий (Борискович) и Туровский еп. Авраамий (грек, рукоположен патриархом Феофаном). Остальные подписи принадлежат киевским шляхтичам, среди к-рых выделяются 2 земских чиновника: чашник Филон Стрибиль и кладовщик Ян Струсевич. 10 подписей сделано кириллицей, остальные - на польском. Это наиболее полный список членов К. б. 5 янв. 1632 г. почти идентичное обращение к Петру (Могиле) направил митр. Исаия (Копинский), к-рый обратился от собственного имени, от правосл. епископов и от членов К. б. Обращение помимо митр. Исаии подписали Афанасий (Пузына) и Туровский еп. Авраамий, которые в это время принимали активное участие в деятельности К. б. 12 марта 1632 г. аналогичное послание Петру (Могиле) направили запорожские казаки во главе с гетманом И. Д. Кулагой-Петражицким, они обещали защищать братские монастырь, школу, богадельню и имения. Киевские братчики упомянуты в послании после духовенства, правосл. шляхты и жителей Киевского воеводства. В послании содержится информация об управлении К. б.: упомянуты выборные «дорочные» старосты, а также «сполна рада всего братства». 17 марта 1632 г. гетман приказал своему киевскому атаману не препятствовать власти печерского архимандрита над К. б. и школой. Предоставление Петру (Могиле) почти абсолютной власти над К. б. говорит о фактическом уничтожении прав ставропигии братства. В завещании Петр (Могила) оставил «отцам-коллегиатам Киевского Богоявленского братства» 20 тыс. злотых (имения Мухоеды и Опачица).

Братское движение оказало влияние на решения почти всех Киевских Соборов 20-40-х гг. XVII в. Собор 1621 г. поддержал братское движение. Вероятно, в числе мирян, широко представленных на Соборе 1629 г., были и киевские братчики. Киевский Собор 17 сент. 1640 г. подтвердил ставропигию братств и мон-рей. Считается, что на Соборе был утвержден устав К. б., однако этот памятник не сохранился. В Соборах принимали участие братские священники. О священнослужителях К. б. ничего не известно, вероятно, это были игумены Братского Богоявленского мон-ря.

7 июня 1640 г. кор. Владислав IV в ответ на просьбу игум. Братского мон-ря Игнатия (Оксеновича-Старушича), поддержанную шляхтой, предоставил мон-рю и К. б. 2 киевские церкви с их имениями: Трехсвятительскую и Воздвиженскую. Находясь в 1649 г. в Киеве, Иерусалимский патриарх Паисий I посетил местные святыни, в частности Богоявленскую обитель, в к-рой особо отметил уч-ще. Б. М. Хмельницкий и Ю. Б. Хмельницкий подтвердили акт 1632 г. о слиянии киево-печерской и братской школ. В дальнейшем упоминания о К. б. становятся редкими, его функции перешли к Братскому мон-рю и коллегиуму. В пожалованиях рус. царей К. б. не упоминается.

Ист.: ПККДА. Т. 2. С. 385-422, 428-439; Украiнська лiт-ра XVII ст.: Синкретична писемнiсть, поезiя, драматургiя, белетристика / Ред.: О. Мишанич. К., 1987. С. 232; Боротьба Пiвденно-Захiдноï Русi i Украïни проти експансiï Ватiкану та унiï (Х - початок XVII ст.): Зб. док-тiв i мат-лiв. К., 1988. № 162. С. 209-210; Унiверсали Iвана Мазепи (1687-1709). К.; Львiв, 2006. Ч. 2. С. 419-421.
Лит.: Флеров И. Е. О правосл. церк. братствах, противоборствовавших унии в Юго-Зап. России, в XVI, XVII и XVIII ст. СПб., 1857. С. 98-103; Максимович М. А. Записки о первых временах Киевского Богоявленского братства // Он же. Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 172-204; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исследования. К., 1883. Т. 1. С. 241-412, 449-553; 1898. Т. 2. С. 241-463, 470-524; Савич А. Нариси з iсторiï культурних рухiв на Вкраïнi та Бiлорусi в XVI-XVIII в. К., 1929. С. 161-165; Заикин В. Участие светского элемента в церк. управлении, выборное начало и «соборность» в Киевской митрополии в XVI и XVII вв. Варшава, 1930. С. 123-162; Iсаєвич Я. Д. Братства та ïх роль в розвитку укр. культури XVI-XVIII ст. К., 1966. С. 37, 41, 58-60; Гуслистий К. Г. Киïвське братство // Радянська енциклопедiя iсторiï Украïни. К., 1970. Т. 2. С. 361-362; Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей укр. народа с русским и белорусским, 2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в. К., 1987. С. 31-34; Грушевський М. С. Iсторiя Украïни-Руси. К., 1995. Т. 7. С. 412-425; Iсторiя укр. культури: У 5 т. К., 2001. Т. 2. С. 552, 560-561; Титов Ф. И., прот. Имп. Киевская ДА, 1615-1915 / Предисл., примеч. и прил.: В. Ульяновский. К., 2003. С. 33-84; Mironowicz A. Bractwa cerkiewne w Rzeczypospolitej. Białystok, 2003. S. 44, 57-58; Хижняк З. I., Манькiвський В. К. Iсторiя Києво-Могилянськоï академiï. К., 20082.С. 21-38; Cас П. М.Чесний рицар Петро Конашевич-Сагайдачний. К., 2012. С. 255-266.
Л. В. Тимошенко

1880-1924 гг.

К. б. было восстановлено в 1880-1882 гг. 26 февр. 1880 г. на совещании профессуры КДА, созванном в честь 25-летия царствования имп. Александра II, было решено восстановить «древнее Богоявленское братство с целью пособия нуждающимся студентам академии». Комиссия под рук. профессоров И. И. Малышевского и Н. И. Петрова разработала проект устава братства, к-рый 10 дек. 1881 г. был утвержден министром внутренних дел. 28 сент. 1882 г. состоялось торжественное открытие братства, в котором участвовали Киевский и Галицкий митр. Платон (Городецкий) и назначенный главой братства ректор КДА Уманский еп. Михаил (Лузин).

В первом общем собрании К. б., которое состоялось 31 окт. 1882 г. под председательством еп. Михаила, приняли участие 29 действительных членов братства. Они единогласно утвердили в должности председателя братства 1-го викария Киевской епархии, Чигиринского еп. Иоанна (Жданова; † 14 янв. 1883). Товарищем председателя был избран благочинный церквей Киево-Подольского округа прот. Илия Экземплярский, членами совета стали ректор Киевской ДС архим. Виталий (Иосифов) (с 1883 епископ Чигиринский), проф. КДА Малышевский, почетный блюститель КДА по хозяйственной части Н. Г. Хряков, инспектор КДА А. А. Олесницкий. Секретарем братства стал секретарь совета и правления КДА И. Исаев, казначеем - эконом КДА Д. И. Роздольский. В братство вступили высшие должностные лица Киева - киевский, подольский и волынский генерал-губернатор и командующий войсками Киевского военного округа А. Р. Дрентельн и киевский губернатор С. Н. Гудим-Левкович, к-рые регулярно оказывали помощь братству. К нач. 1883 г. братство насчитывало 10 пожизненных членов, 73 действительных и 4 члена-соискателя, сумма пожертвований составляла 6500 р. Главной попечительницей братства стала вел. кнг. Александра Петровна.

Киевский Братский мон-рь и Киевская Духовная Академия. Фотография. 70-е гг. XIX в.
Киевский Братский мон-рь и Киевская Духовная Академия. Фотография. 70-е гг. XIX в.

Киевский Братский мон-рь и Киевская Духовная Академия. Фотография. 70-е гг. XIX в.

С нояб. 1882 г. братство регулярно выплачивало пособия нуждающимся студентам. В 1883-1884 гг. единовременное пособие получили 13 студентов (5 своекоштных и 8 казеннокоштных), регулярное пособие получали 12 своекоштных студентов. Ежегодно на Пасху всем своекоштным студентам академии выплачивалось по 100 р. из особой суммы, пожертвованной вел. кнг. Александрой Петровной. К нач. 1884 г. благодаря помощи Киевского митр. Платона братство имело запасной капитал в размере 8050 р.

После того как 27 нояб. 1897 г. Мин-во внутренних дел издало устав Обществ вспомоществования нуждающимся учащимся, возникла необходимость переработки устава К. б. В 1899 г. ректор КДА Чигиринский еп. Димитрий (Ковальницкий) перевел братство под свое управление, закрепив за братством обязанность оказывать материальную помощь не только студентам, но и нуждающимся сотрудникам академии. Это было отражено в новой редакции устава братства, принятой на общем собрании 10 сент. 1899 и утвержденной министром внутренних дел в следующем году. В новом уставе усиливалась финансовая дисциплина: все финансовые отчеты братства должны были направляться на утверждение митрополита Киевского и Галицкого, признававшегося главным попечителем орг-ции. В нояб. 1900 г. еп. Димитрий выделил крупнейшие в истории братства единоличные взносы - по 2 тыс. р. на профессорский расходный капитал и на профессорский неприкосновенный капитал. После реформирования орг-ция получила название: «Богоявленское при Киевской духовной академии братство для вспомоществования служащим и студентам» (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 629. Д. 592. Л. 20). К нач. 1901 г. в братстве состоял 241 член, в т. ч. 163 действительных (максимальное число за все время существования К. б.).

В годы первой мировой войны братство сократило выплаты пособий и стипендий, по-видимому, в 1916 г. братство в последний раз выделило пособия 16 студентам. Немного уменьшилось число членов братства: в 1914 г. в братстве состояло 225 членов (в т. ч. 158 действительных), в 1917 г.- 219 членов (в т. ч. 153 действительных). В 1915 г. общий капитал братства составлял 86 920 р., в 1917 г.- 92 530 р. Ключевые посты в управлении братством в эти годы заняли представители духовенства, ранее делившие их с мирянами. В 1915 г. председателем ревизионной комиссии вместо проф. КДА Н. И. Петрова, занимавшего эту должность с 1900 г., был избран прот. Киево-Софийского собора Симеон Трегубов. Председателем К. б. в 1917 г. был еп. Василий (Богдашевский), товарищем председателя являлся кафедральный прот. Киево-Софийского собора Михаил Златоверхников.

В 20-х гг. XX в. была сделана попытка возобновить деятельность орг-ции. В июне 1920 г. в отделе управления Киевского губревкома был зарегистрирован устав «Киевского православного Богоявленского братства» (ГА Киевской обл. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 188. Л. 40-45). Братство под председательством еп. Василия (Богдашевского) было зарегистрировано в помещениях Киево-Братского Богоявленского монастыря. По этому же адресу 17 июля 1920 г. было зарегистрировано тесно связанное с братством Киевское правосл. богословское об-во, главой к-рого также стал еп. Василий. В об-во вошли 10 преподавателей новообразованной Киевской правосл. богословской академии, ставшей преемницей упраздненной в 1919 г. КДА. К. б. прекратило существование, вероятно, в 1924 г., одновременно с прекращением деятельности Киевской богословской академии.

Ист.: Открытие Богоявленского братства при КДА // Киевские ЕВ. 1882. Ч. неофиц. № 19. С. 349-353; Первое собрание Богоявленского братства // Там же. № 21. С. 390; Устав Богоявленскаго братства при КДА для вспомоществования нуждающимся студентам ее: [Утвержден 10 дек. 1881 г.]. К., 1882; КДА в 1882/83 уч. г.: Извлеч. из отчета // Киевские ЕВ. 1883. Ч. неофиц. № 22. С. 446-449; Устав Богоявленского братства при КДА для вспомоществования служащим в академии и студентам ее: [Утвержден 12 окт. 1900 г.]. К., 1901.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Братства православные, добровольные объединения мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских) Киевское братство, в XVII в. объединение мирян при православном Киево-Братском в честь Богоявления мужской монастырь
См.также:
БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных
БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ добровольные объединения мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских)
ГУРИЯ КАЗАНСКОГО СВЯТИТЕЛЯ БРАТСТВО православное миссионерское братство в Казанской епархии
ЛУЦКОЕ БРАТСТВО в честь Воздвижения Креста Господня, основано в 1617 г. в Луцке