(Киевской митрополии УПЦ), расположен на юж. окраине Киева (Украина), в урочище Церковщина (ранее Гнилечина). Основан в 1833 г. как подворье Киево-Братского в честь Богоявления муж. мон-ря. С 1900 г. скит, с 1919 г. мон-рь.
Обитель устроена на территории бывш. Гнилецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. Впервые он упоминается в грамоте Киевского митр. Иосифа II (Солтана) от 5 июня 1517 г. о предоставлении настоятелю киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила муж. мон-ря игум. Иоакиму «землищи, на имя Гнилец, где ж издавна был монастир, штож держал небожчик Микула Панькевич, слуга… Софейский [митрополичий]» (Максимович. 1877). В люстрации Киевского воеводства 1552 г. сообщалось: «Монастыр был Светое Пречистое Гнилецкий, и тому монастыру озера и сеножати бывали, нижли от татар запустели, и гоны бобровые. С тое пустотины выежчаеть слуга панцерный одноконь на службу господарскую» (АрхЮЗР. Ч. 7. Т. 1. С. 121).
В ведомости 1752 г. упомянуты «Гнилещина, где был прежде манастырь мурованый Рождества Богоматери; и пещера в горе при оном же местцу» (Закревский. 1868. С. 706). К кон. XVIII в. Гнилецкий мон-рь оказался почти забыт. Так, в описании 1785 г. сказано: «На оной горе, где оныя пещеры состоят, видно ныне, что, конечно, на оной состоял монастир или городок в древния времена, потому что и ныне видно ж как кирпичи, так и каменного несколко фундамента» (Описи Киïвського намiсництва. 1989. С. 170-171). Согласно актам Выдубицкого мон-ря 1768 г., братия Киево-Печерской лавры произвольно именовала пещеры Гнилецкого урочища «Антониевыми» (ЦГИАК. Ф. 59. Оп. 1. Д. 5447. Л. 1, 4; Максимович. 1841, 1877). Это название могло появиться в результате ошибочной ассоциации Гнилецких пещер с деятельностью прп. Антония Киево-Печерского, родоначальника пещерного монашества на Руси. В нач. XIX в. окрестные жители называли один из Гнилецких водных ключей «Антониевым колодцем» (Максимович И. П. 1840; Троицкий. 1913. С. 18). В 1819 г. Киевское губернское правление намеревалось «пещеру… оказавшуюся пустою и весьма удобною к укрытию бродяг, и даже самих разбойников, уничтожить», но Духовный Собор Печерской лавры, отвечая на запрос о юридической принадлежности урочища (не входит ли оно в состав лаврских угодий), рекомендовал «к ней особливое иметь уважение», поскольку якобы «в оной имел пребывание… отец наш Феодосий Печерский» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 1446). В нач. XIX в. были «найдены в земле остатки церковного каменного здания: окрестные жители называют это место Церковищем и, по преданию, говорят, что здесь когда-то был монастырь» (Максимович. 1877).
Весной 1832 г. настоятель Киево-Братского монастыря и ректор КДА архим. свт. Иннокентий (Борисов), осматривая окрестности монастырской дачи у с. Пирогово, в 14 км к югу от центра Киева, в урочище Гадючий Лог обнаружил заброшенные пещеры. В 1833-1836 гг. он добивался передачи этого участка (с именованием «Гадючий Лог») в ведение Братской обители. Попечением архимандрита в 1835 г. был благоустроен вход в пещеры, над одним из ключей поставлена часовня, в 1836 г. выкопан искусственный пруд и построена изба для лесников. Ок. 1834 г. иеромонах Братского мон-ря прп. Феофил (Горенковский) намеревался уединиться в Гнилецких пещерах, но его ходатайство было отклонено (Зноско. 1906).
В сер. 60-х гг. XIX в. насельники Братского мон-ря устроили в урочище хутор с хозяйственным двором, избой, огородом и пасекой. Согласно «Плану Киево-Братского монастыря хутора Гадючаго» 1872 г. (ЦГИАК. Ф. 168. Оп. 2. Д. 172), пасека находилась в саду вокруг урочища Церковщина (район последнего отмечен поздней дорисовкой очертаний нового храма Рождества Пресв. Богородицы и монашеского корпуса нач. ХХ в.). В 1878-1883 гг. настоятель Киево-Братского мон-ря еп. Михаил (Лузин) предполагал в Церковщине «оживление постройкою там загороднего настоятельского дома с несколькими кельями для проживания там монашествующих и в зимнее время», но скудость средств и перевод иерарха на новое место служения не позволили осуществить этот замысел (Лашкарёв. 1899). К 1887 г. здесь находились дом со службами, изба и сторожка, проживали 15 чел. послушников и монастырских рабочих.
В 1900 г. настоятель Киево-Братского монастыря еп. Димитрий (Ковальницкий) решил основать в Церковщине скит для престарелых насельников и при нем монастырское кладбище. В нач. 1901 г. строителем скита был избран насельник киевского Ионинского во имя Святой Троицы мон-ря иером. Мануил (Ковш; † 1920). Весной 1902 г. иером. Мануил окончательно поселился в скиту вместе с 8 чел. братии и 2 сторожами.
В скиту были построены дом на 8 келий и каменное здание, объединявшее св. врата, келью привратника и гостиницу. С 13 июня 1900 по 11 июня 1902 г. по проекту и под рук. епархиального архит. Е. Ф. Ермакова была возведена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Храм был выстроен из дуба и облицован кирпичом; кладка фасадов выполнена в «кирпичном стиле». Вытянутый «корабль» здания завершался на востоке 5-гранной апсидой, к боковым граням к-рой примыкали пониженные прямоугольные в плане помещения ризницы и пономарки. По оси «корабля» здание венчали 3 массивных декоративных «верха» в виде «луковичных» куполов на 8-гранных барабанах, в западном была устроена звонница. В 1910 г. стены были расписаны. В 1925 г. директор лаврского музея П. П. Куринной и археолог В. Г. Ляскоронский провели раскопки у алтаря и зап. стены, обнаружив древнерус. строительный материал, фрагменты фресок, посуды, а также человеческие скелеты, лежавшие на значительной глубине без гробов (и инвентаря) и ориентированные на запад (Ляскоронський В. Г. Археологiчнi розкопки в уроч. Церковщина за Китаєвом в 1925 р. // НА ИАНАНУ. Ф. ВУАК. № 49/8. Л. 8а).
Из-за бедственного материального положения скита в нач. ХХ в. иером. Мануил переселился в Черниговскую епархию, к-рую возглавлял его друг еп. Антоний (Соколов). Осенью 1903 г. он посетил бывш. настоятеля Братского мон-ря еп. Тамбовского Димитрия (Ковальницкого), св. прав. Иоанна Кронштадтского и прп. Варнаву (Меркулова) с просьбой о духовной и материальной поддержке. Они выделили киевскому иеромонаху нек-рые средства и убедили потерпеть временные лишения и не покидать Церковщину. Прп. Варнава благословил иером. Мануила иконой Спасителя, к-рая впосл. хранилась в алтаре Богородице-Рождественской ц. Вернувшись, иером. Мануил нашел кладовые скита опечатанными: священноначалие Братского мон-ря полагало, что строитель уехал навсегда. От уныния и отчаяния иером. Мануила предостерег настоятель Троицкого мон-ря прп. Иона (Мирошниченко), явившийся ему во сне и обещавший поддержку. Вскоре в скит начали поступать пожертвования состоятельных лиц. В 1904 г. был построен еще один монастырский корпус, что позволило перераспределить использование помещений и увеличить число гостиничных комнат. Но переломным моментом считается завершение основных работ в пещерах: расчистка древних участков, укрепление их кирпичом, благоустройство подземной церкви для регулярных богослужений, т. е. выполнение задачи, официально заявленной еще при учреждении обители. Торжественным итогом этих мероприятий стало освящение 21 авг. 1905 г. еп. Платоном (Рождественским) пещерной ц. во имя прп. Феодосия Печерского.
Увеличение числа паломников в Церковщину требовало постройки большого собора. Храм был заложен в июле 1907 г. Киевским митр. Флавианом (Городецким) в сослужении еп. Платона (Рождественского). Первый вариант проекта (1908) предполагал сделать опору зап. части сооружения на постройку с «пещерником» и часовней (к-рые становились «цоколем»), а восточной - на искусственную террасу склона. В 1908 г. был окончен и накрыт временной кровлей 1-й этаж храма; внутри устроена часовня для чтения Псалтири и молитв об усопших. Посвящение нижнего придела свт. Николаю Чудотворцу обусловлено тем, что святитель являлся игум. Мануилу в детстве во сне. Предполагалась надстройка 2-го этажа с приделами во имя прп. Антония Печерского и прп. Серафима Саровского. В 1915 г. был опубликован 2-й вариант проекта храма, предполагавший завершение верхнего этажа массивным «луковичным» пятиглавием вместо шатра с маковками; на иллюстрации изображен примыкающий с севера к 1-му этажу храма 2-этажный корпус (Дополнительный краткий очерк. 1914; ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 874. Д. 79. Л. 8 об.). Но строительство Никольского храма было приостановлено.
С 1906 г. скит осуществлял попечительство над памятником Крещения Руси на берегу Днепра, известным также как «Колонна магдебургского права» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1057. Д. 733; Ф. 168. Оп. 2. Д. 147. Л. 29-29 об.). К 1908 г. в скиту были устроены ремесленные и иконописная мастерские, неск. жилых и хозяйственных построек, сад, огород, скотный двор, проложен водопровод. С 1907 г. по поручению Киевского епархиального управления скит руководил устроением Георгия Победоносца вмч. мон-ря. Эта обитель состояла из 2 отд-ний: Георгиевского скита в урочище Углярки (или Левада) около с. Кочержинцы Уманского у. и Пантелеимоновско-Богородичного подворья с 2-престольным храмом во имя вмч. Пантелеимона и иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (1911-1913) около железнодорожного вокзала г. Умань. К нач. 1919 г. в Кочержинско-Уманском Георгиевском скиту проживали игум. Сильвестр, 2 иеромонаха, 4 иеродиакона, 3 штатных послушника и 80 «бельцов». Решением президиума Уманского ОИК от 1 сент. 1927 г. обители в Умани и Кочержинцах были закрыты, в скитских корпусах разместился приют для беспризорников. В том же году большая часть Кочержинско-Уманских монастырских построек сгорела.
С 1909 г. Церковщинский скит владел также доходным домом на Печерске (Там же. Ф. 127. Оп. 873. Д. 353), к 1913 г.- часовней в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» при Киевском религиозно-просветительском об-ве (ул. Б. Житомирская, 7; часовня не сохр.), с 1916 г.- подворьем в киевском предместье Демиевка с храмом в честь иконы «Нечаянная Радость» (1918-1919) и кельями.
В 1912 г. в Церковщинском скиту проживали строитель игум. Мануил, иеросхимонах, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 мантийных монахов, более 130 послушников, в 1915 г.- иеросхимонах, 15 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 8 мантийных монахов, более 130 послушников, в 1916 г.- 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 4 мантийных монаха, «действительный» послушник, 38 «бельцов» (одновременно в Уманских отделениях - иеросхимонах, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, «действительный» послушник, 47 «бельцов»), в 1918 г.- 12 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 мантийных монаха, 5 «действительных» послушников, ок. 100 «бельцов» (в Уманских отд-ниях - 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 3 «действительных» послушника, 80 «бельцов»).
Курс на отчуждение церковных земель, заявленный в 3-м и 4-м универсалах Украинской Центральной рады (от 7 нояб. 1917 и от 9 янв. 1918), породил среди братии тревогу, «как наш скит… не сочли за хутор монастырский и не отняли». Насельники добились преобразования скита в самостоятельный мон-рь. 3 авг. (ст. ст.) 1918 г. обитель посетил Киевский митр. Антоний (Храповицкий), к-рый «нашел монастырь в цветущем состоянии духовном и хозяйственном» (Там же. Оп. 874. Д. 79). В окт. 1918 г. ненадолго в ведение К. Ц. м. был передан Зверинецкий скит. Несмотря на протест настоятеля Братского мон-ря еп. Каневского Василия (Богдашевского), в окт. 1918 г. митр. Антоний подписал решение Киевской духовной консистории о предоставлении К. Ц. м. самостоятельного статуса. 29 нояб. 1918 г. митр. Антоний ходатайствовал перед Высшим церковным советом об утверждении преобразования обители в общежительный мон-рь с оставлением за ним обязательств принимать на проживание престарелых монашествующих Братского мон-ря, а также предоставлять скитское кладбище для погребения братских иноков. По решению Высшего церковного совета от 21 янв. 1919 г. скит стал самостоятельным Богородице-Рождественским общежительным мон-рем.
В конце первой мировой войны в монастырской больнице находился на излечении буд. архиеп. Виталий (Максименко; † 1960), который упоминает об этом в своих мемуарах (Мотивы моей жизни. Джорданвилль, 1955). В 1919 г. игум. Мануил укрыл в К. Ц. м. от преследования большевиков князей Н. Д. и В. Д. Жеваховых (см. сщмч. Иоасаф (Жевахов)). В том же году игум. Мануил принял постриг в схиму с именем Серафим от архим. Тихона (Лященко; впосл. епископ Берлинский). Видимо, именно при посредничестве Жеваховых писателю С. А. Нилусу были переданы автобиографические записки игум. Мануила и записи его послушника Саввы Буренко, изданные в 1919 г. одной книгой (Мануил, игум. 1919, 1994). 24 мая 1924 г. схиигум. Серафим скончался и был похоронен в склепе под ц. Рождества Пресв. Богородицы. По свидетельству киевского схиархим. Серафима (Соболева; † 2000), склеп был разграблен и насельники перенесли останки настоятеля на братское кладбище обители (надгробие не сохр.). В 1924 г. К. Ц. м. возглавил архим. Феофан (Изотов; † 1933).
После окончательного установления на территории Украины советской власти (1920) К. Ц. м. был упразднен, монахи зарегистрировались как церковная община и трудовая артель. В 1922 г. агропункт Церковщина был передан в ведение Губнаробраза для заселения колонии несовершеннолетних правонарушителей. В течение мн. лет колония № 1 добивалась удаления из урочища монашеской артели (ГА Киевской обл. Ф. 350. Оп. 1. Д. 684; ЦГАВО. Ф. 166. Оп. 6. Д. 1993). В 1928 г. артель еще находилась в Церковщине (ГА Киевской обл. Ф. 510. Оп. 1. Д. 38, Л. 230-231 об.), но вскоре братию выселили. В том же году был закрыт и Георгиевский мон-рь в Умани. Среди репрессированных насельников был прмч. Евтихий (Качур).
В 1942-1944 гг. в урочище Церковщина временно действовал мон-рь, в к-ром на момент закрытия числились архим. Иона (Рябоконь), игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона. С 50-х гг. XX в. на территории Церковщины располагались лечебные учреждения. В 1964 г. пещеры посетила Комиссия по изучению киевских подземелий, организованная по инициативе Киево-Печерского гос. историко-культурного заповедника и Ин-та археологии Украины. Археолог П. П. Толочко датировал пещеры XI-XII вв. по фрагментам керамики в одном из погребений (Толочко. 1969; Он же. 1971; Он же. 1976). В 1976 и 1980 гг. археолог В. А. Харламов исследовал остатки древнерус. каменной церкви Гнилецкого мон-ря, датировав ее рубежом XII-XIII вв. (Харламов. 1985). 16 июля 1979 г. киевский горсовет вынес решение об объявлении Церковщины археологическим заповедником; по решению от 17 нояб. 1987 г. пещеры и фундаменты церкви Гнилецкого мон-ря получили статус памятников археологии. Но пещеры не охранялись, подвергались разграблению и разрушались.
В 1991 г. энтузиасты начали расчистку пещер от обвального грунта и мусора (первым был расчищен храм прп. Феодосия). Одновременно здесь работала археологическая экспедиция отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева. Решением Киевского горсовета от 13 янв. 1992 г. пещеры были переданы в ведение музея. В противодействие стихийному посещению пещер 17 апр. 1998 г. была учреждена приходская община храма прп. Феодосия, в которую вошли участники расчистки пещер и археологической экспедиции. К сент. 1998 г. на входе в пещеры была установлена бронированная дверь, после чего началось организованное посещение пещер под контролем общины и музея. 21 сент. 1998 г., в праздник Рождества Пресв. Богородицы, на уцелевшем водном ключе (в стороне от Антониева колодца, обращенного в подземный водный резервуар) насельник киевского Ионинского монастыря игум. Иона (Черепанов; впосл. еп. Обуховский, викарий Киевcкой митрополии) и иерей Валерий Божок, настоятель Преображенского храма в с. Лесники, отслужили молебен с водосвятием.
Подкоп с проникновением в пещеры, совершенный в февр. 1999 г. группой неизвестных лиц, побудил общину обратиться к священноначалию Голосеевского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря с просьбой взять святыню под «опеку». С 27 авг. 1999 г. братия Голосеевской обители совершала в пещерном храме прп. Феодосия регулярные богослужения. В окт. 1999 г. музей подписал с К. Ц. м. договор о сотрудничестве. В 2001 г. МВД Украины передало мон-рю здание клуба и администрации больницы, которое располагалось в недостроенном Никольском храме с примыкающими кельями. Здесь был организован скит, приписанный Голосеевскому монастырю. На Антониевом колодце была возведена каменная часовня с купелью, установлен гранитный крест, построены келии и трапезная. В 2003-2005 гг. завершено строительство Никольского храма, освящение которого 30 дек. 2005 г. совершил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении наместника Киево-Печерской лавры архиеп. Вышгородского Павла (Лебедя).
По решению Свящ. Синода УПЦ от 26 февр. 2010 г. скит был преобразован в самостоятельный монастырь, наместником назначен бывший скитоначальник архим. Тихон (Софийчук). Близ Никольского храма построены деревянный дом наместника (2011), каменная летняя трапезная для прихожан, каменный киоск. В 2011 г. иноки начали расчистку братского кладбища. К перекрестку аллей около Антониева колодца перенесено единственное сохранившееся надгробие, сброшенное в советское время с могилы врача, проф. Киевского ун-та и благотворителя В. А. Добронравова († 1915). При реструктуризации Музея истории г. Киева в 2012 г. отдел «Киев подземный» был упразднен, опека музея над пещерами прекращена, однако специалисты бывш. отдела продолжают консультировать братию по вопросам режима посещения пещер, их расчистки и укрепления. С участием специалистов К. Ц. м. создает при пещерах церковно-историческую экспозицию.
Чтимой святыней храма является список иконы Божией Матери «Пантанасса», написанный в 1997 г. для киевской ц. Спаса на Берестове, настоятель к-рой, архим. Тихон (Софийчук), стал скитоначальником Церковщины. После закрытия Спасской ц. на длительную реставрацию (2001) этот образ перенесен в Никольский храм.