Василий Иванович (16.06.1835, С.-Петербург - 2.10.1872, там же), общественный деятель, сподвижник А. И. Герцена, писатель. Род. в дворянской семье, его дед был священником, отец - таможенным чиновником. К. рано осиротел; в 1845-1855 гг. на средства Российско-Американской компании учился в имп. Коммерческом уч-ще, до 1857 г. продолжал образование в качестве вольнослушателя на восточном фак-те С.-Петербургского ун-та. Во время учебы сблизился с буд. революционером А. И. Ничипоренко, а также с Н. А. Добролюбовым и братьями Курочкиными. В 1858 г. К. отправился в качестве бухгалтера Российско-Американской компании в г. Новоархангельск (ныне Ситка, Аляска), но в мае 1859 г. из-за болезни жены остановился в Плимуте (Англия) по договоренности с Герценом, который обещал ему найти работу. В нояб. К. уволился из Российско-Американской компании и объявил себя политическим эмигрантом.
Находясь в Лондоне с нояб. 1859 по март 1862 г., К. сблизился с рус. эмигрантами и польско-англ. революционером А. И. Бенни, принимал участие в работе Вольной рус. типографии, печатался в газ. «Колокол». Герцен отмечал своеобразный характер революционности К. и называл его «нигилистом с религиозными приемами, нигилистом в дьяконовском стихаре». В 1860 г. Герцен передал К. собрание материалов о старообрядцах и отметил, что «за издание их и приведение в порядок Кельсиев принялся со страстью» (Герцен А. И. Собр. соч.: В 8 т. М., 1975. Т. 3. С. 304-305). К. наряду с А. П. Щаповым считал, что старообрядчество несет в себе большой протестный потенциал, к-рым можно воспользоваться для революционных преобразований в России. К. поддерживал призывы Щапова «уйти в странство», в «спасенный путь от зверя-антихриста, от его властей, от всего его царства». По предложению Герцена К. издал в Лондоне «Сборник правительственных сведений о раскольниках» (1860-1862. 4 вып.), где были впервые опубликованы широко распространенное среди старообрядцев в XIX в. «Собрание от Святого Писания о антихристе и о последнем времени» (Вып. 2. С. 247-252), фрагменты сочинений Евфимия, создателя согласия странников (Вып. 4. С. 248-256). Там же издана история Московского Преображенского кладбища (Вып. 1. С. 1-74), не вполне достоверно отражающая судьбу федосеевцев, но на долгие годы ставшая основным источником по этой теме. В 1863 г. в Лондоне увидело свет подготовленное К. «Собрание постановлений по части раскола» в 2 книгах, не утратившее свое значение и в наст. время.
По предложению Герцена, предоставившего К. корректуру перевода Свящ. Писания на рус. язык, к-рый издавался Лондонским Библейским об-вом, К. занимался собственным переводом Библии на рус. язык. К. опубликовал (под псевдонимом Вадим) в апр. 1860 г. перевод Пятикнижия (Библия: Священное Писание Ветхого и Нового Завета, переведенное с еврейского независимо от вставок в подлиннике и от его изменений, находящихся в греч. и слав. переводах: Ветхий Завет. Отд. 1-й, заключающий в себе Закон, или Пятикнижие / Пер.: Вадим. Лондон, 1860. 4 вып.). Во вводной статье к 1-му выпуску изложены принципы перевода, главный из них - стремление к «ближайшей, почти фотографической копии текста». К. использовал метод английского гебраиста А. Бениша, в 1851 г. опубликовавшего перевод Пятикнижия на английский язык, к-рый был подстрочником масоретского текста. Перевод К. также имеет характер подстрочника, часто мало понятного. К. стремился максимально исключить влияние греч. и церковнославянских текстов: транскрибировал еврейские имена собственные (Иицехак (Исаак), Моше (Моисей)), использовал диалектные и разговорные русские лексемы («ящик», «сундук» вместо «скиния», «кивот»), создавал неологизмы («человечица» вместо «жена» (Быт 2. 23)). Перевод К. получил отрицательные оценки (М. Н. Катков, Герцен, прав. Иоанн Кронштадтский). Хотя научная и лит. ценность труда К. была невелика, он ускорил появление синодального перевода Свящ. Писания. К. предпринял попытку (также неудачную) перевести на рус. язык «Стоглав» (Стоглав: Собор, бывший в Москве при великом государе царе и великом князе Иоанне Васильевиче. Лондон, 1861).
В нач. марта 1862 г. К. по тур. паспорту прибыл в Россию для изучения настроений старообрядцев, организации перевозки нелегальной литературы и координации деятельности антиправительственных организаций. В марте - нач. апр. К. встречался с единомышленниками Герцена, участвовал в революционном кружке Бенни и Ничипоренко, выпускавшем в собственной типографии прокламации «Русская правда». К. пытался распространять прокламации среди старообрядцев, искал среди них союзников, но быстро убедился в несбыточности надежд на их революционность. В нач. апр. К. вернулся в Лондон. В июле 1862 г. в С.-Петербурге начался процесс по «делу о лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» («дело 32-х»), в ходе которого стало известно о недавнем пребывании К. в России, и в дек. 1862 г. его затребовали на следствие. Он отказался явиться и 10 дек. 1864 г. был приговорен сенатом к изгнанию из России и лишению всех прав состояния (приговор утвержден императором 30 марта 1865).
Несмотря на неудачу агитации среди старообрядцев, К. решил издавать для них газ. «Общее вече» (приложение к газ. «Колокол»), начинание поддержал Н. П. Огарёв. Газета выходила с 15 июля 1862 по 15 июля 1864 г., в ней обсуждались вопросы свободы вероисповедания, идеи общинного социализма, права инаковерующих. Вопреки всем усилиям К. «борьба за старообрядца» не была успешной. Пафнутий (Овчинников), еп. Белокриницкой иерархии, после встречи в 1861 г. в Лондоне с Герценом, Огарёвым, К. и др. революционерами наложил запрет на контакты «с этими безбожниками».
В окт. 1862 г. К. вновь отправился в путь с целью революционной деятельности среди последователей «старой веры». Потерпев неудачу в Австрийской империи, где его приняли за шпиона, К. проследовал в Стамбул и оставался там до дек. 1863 г. Ему удалось сблизиться с И. С. Гончаровым, атаманом живших в Османской империи казаков-некрасовцев. По совету К. Гончаров побывал в Лондоне, 14-19 авг. 1863 г. встретился с Герценом и Огарёвым, разочаровался в них как в людях неверующих и направил имп. Александру II Николаевичу адрес старообрядцев с просьбой о веротерпимости, вызвавший критику Герцена и Огарёва.
В июле 1863 г. к К. присоединился младший брат Иван, бежавший из московской тюрьмы, где отбывал наказание за участие в студенческих волнениях, и в дек. 1863 г. они создали колонию-коммуну в Тулче (Румыния). Члены коммуны должны были заниматься революционной пропагандой среди живших здесь казаков-старообрядцев, организовать школу для детей, на практике осуществлять принципы общинной жизни. К. был избран старшиной казаков. Братья распространяли среди колонистов издания Герцена, прокламации «Земли и воли», пытались наладить связи с донскими, уральскими и терскими казаками. Соратникам К. удалось организовать типографию в Добрудже, но Белокриницкий митр. Кирил (Тимофеев) запретил старообрядцам взаимодействовать с тулчинскими колонистами.
В июне 1864 г. умер от тифа И. Кельсиев, у К. начались разногласия с атаманом Гончаровым. В нач. 1865 г. К. вместе с семьей оставил общину и отправился в Стамбул, затем в Румынию, в Галаце получил место дорожного чиновника. Здесь во время эпидемии холеры умерли его малолетние дети, вскоре скончалась жена. После их смерти К. жил в Вене (1866), путешествовал по Венгрии и Галиции, откуда он под псевдонимом Иванов-Желудков отправлял путевые очерки, материалы по этнографии и мифологии славян в рус. газеты и журналы «Голос», «Отечественные записки», «Русский вестник». К. все более склонялся к славянофильству (см. в ст. Славянофильство и западничество), своими сомнениями он делился с Герценом, к-рый не разделял пессимизма бывш. соратника, их переписка прекратилась в нояб. 1866 г.
20 мая 1867 г. К. прибыл на российский таможенный пункт в Бессарабии, сдался властям и был доставлен в кишинёвскую тюрьму, оттуда отправлен в С.-Петербург. Находясь под арестом в столице, К. написал свое основное произведение «Исповедь» (13 июня - 11 июля 1867), в котором отрекся от революционной деятельности, подробно объяснив причины своего решения. Имп. Александр II прочитал «Исповедь» и даровал автору прощение, К. было возвращено право поступать на гос. службу и возможность жить в обеих столицах. 11 сент. 1867 г. публицист вышел из тюрьмы и обосновался в С.-Петербурге. Поступок К. вызвал возмущение оппозиции.
После освобождения К. занимался лит. деятельностью, сотрудничал в Русском географическом об-ве, писал для журналов славянфильского и консервативного направления «Заря», «Всемирный труд», «Русский вестник», «Нива», издал мемуары «Пережитое и передуманное» - сокращенный вариант «Исповеди». В мемуарах, а также в очерках «Из рассказов об эмигрантах», «Эмигрант Абихт» К. создал образ политического эмигранта, потерявшего связь с рус. жизнью. В 1868 г. К. издал кн. «Галичина и Молдавия», включившую путевые очерки 1866-1867 гг. из газ. «Голос» и размышления К. о единстве слав. народов; по мнению автора, создание общеслав. союза было первоочередной политической целью. В 1870 г. в журналах «Нива» и «Семейные вечера» К. опубликовал исторические очерки компилятивного характера: «Александр Невский и Дмитрий Донской», «Первый русский царь Иван III Васильевич», «Просветители славян святые Кирилл и Мефодий», в 1872 г. издал повести «Москва и Тверь», «При Петре». К. отчасти послужил прототипом Шатова в романе Ф. М. Достоевского «Бесы».