[лат. Quirinus] († 303/4 или 308), мч. (пам. зап. 4 июня), еп. г. Сисция (ныне Сисак, Хорватия); пострадал в г. Савария (ныне Сомбатхей, Венгрия). В Мученичестве К. (BHL, N 7035; CPL, N 2058) повествуется о великом гонении на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Геркулии (286-305). Особенно жестокими были меры, принятые против христиан в обл. Иллирик. Судьи, направленные во все города Иллирика, закрывали христ. церкви и принуждали верующих приносить жертвы языческим богам. К., узнав, что его разыскивают по указанию презида Максима, попытался бежать из Сисции, но был схвачен и приведен к гонителю. Угрожая смертью, Максим предложил К. подчиниться имп. указам и принести жертву богам. Епископ отказался и назвал богов демонами, а имп. указы святотатственными. Повелев избить К. палками, Максим обещал назначить его жрецом Юпитера, если он принесет жертву. В противном случае епископа должны были доставить к президу Аманцию, наместнику пров. Первая Паннония, для вынесения приговора (ultimam sententiam). После этого на К. наложили оковы и бросили его в темницу. Ночью по молитве епископа в темнице воссиял яркий свет. Увидев это чудо, тюремщик Марцелл уверовал во Христа и принял крещение. Через 3 дня презид Максим велел отправить К. к наместнику Аманцию. Его вели по разным городам, закованного в цепи как опасного преступника. По дороге его встретил Аманций, который возвращался из г. Скарбанция (ныне Шопрон, Венгрия), и приказал доставить епископа в Саварию для суда. К. посетили христианки, к-рые принесли ему пищу и питье; епископ благословил трапезу, и с его рук и ног спали оковы.
В Саварии судебное заседание проходило в городском театре. На вопрос, верно ли записаны слова К. в протоколе допроса у Максима, епископ ответил, что он исповедал Христа и не намерен отступать от своей веры. Наместник предупредил К., что, если он будет упорствовать, его приговорят к смертной казни, и упрекал за самоубийственное упрямство, призывая повиноваться законам. К. ответил, что боится не физической смерти, поскольку надеется на жизнь вечную, а смерти духовной - отречения от истинного Бога. Он отказался подчиняться римским законам, т. к. стремился соблюдать прежде всего заветы Христа и всегда призывал к этому христиан. Аманций вынес К. смертный приговор, отметив, что его казнь должна послужить уроком для исповедующих Христа. Епископа с привязанным к шее жерновом бросили с моста в р. Сибарис, но мученик, прежде чем пойти ко дну, долго убеждал собравшихся не страшиться смерти. Затем он произнес молитву и сразу же утонул. На месте, где было найдено тело К., построили ораторий (locus orationis), впосл. останки мученика были помещены в базилике у Скарбанцийских ворот.
О мученической кончине К. сообщается в дополнениях блж. Иеронима Стридонского к «Хронике» Евсевия Кесарийского (ок. 380): «Сисцийский епископ Квирин со славой был убит ради Христа. Привязав к шее ручной жернов, его сбросили с моста в реку. Он долго плавал и беседовал со смотрящими, чтобы они не устрашились его примера. Затем он помолился, чтобы утонуть, и немедленно достиг желаемого». К. посвящен 7-й гимн Пруденция в сб. «О венцах мучеников» (не позднее 404) - «Гимн в честь мученика Квирина, епископа Сисцийской Церкви» (Prudent. Perist. 7). Содержание гимна в целом соответствует сведениям из Мученичества К. и сообщения блж. Иеронима, кроме датировки: согласно Пруденцию, К. пострадал в правление имп. Галерия (293-311).
В исследовании агиографического предания о К. основные проблемы связаны с датировкой гибели мученика и составления его Мученичества, а также с вопросом о соотношении различных версий легенды. Согласно Мученичеству, епископ пострадал при императорах Диоклетиане и Максимиане (между 303 и 305), тогда как Пруденций относит гибель епископа к правлению в Иллирике августа Галерия (между 303 и 311). Свидетельство блж. Иеронима противоречиво: согласно «Хронике», К. был казнен в 271-ю олимпиаду, в 5-й год великого гонения (308), но о его мученичестве упоминается между сообщениями о гибели Максимиана Геркулия (310) и о смерти Галерия (весна 311). Высказывалось мнение, что блж. Иероним не знал, когда именно пострадал К., и поместил сообщение о его кончине под условной датой (Barnes T. D. Early Christian Hagiography and the Roman Historian // Christian Martyrdom in Late Antiquity: History and Discourse, Tradition and Religious Identity / Ed. P. Gemeinhardt, J. Leemans. B., 2012. P. 26). Многие ученые, следуя за агиографической традицией, относили гибель К. к началу великого гонения на христиан (303 или 304 - Ritig. 1912. S. 264-265). На основе анализа ряда Мученичеств была сделана попытка восстановить хронологию гонений на христиан в обл. Иллирик. Согласно этим исследованиям, казни христиан начались весной 303 (или 304) г. в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия) и Сингидуне (ныне Белград), затем в др. городах. Т. о., К. был казнен скорее всего 4 июня 303 г. (Mócsy. 1974. P. 327-328) или 304 г. (Bratož. 2004). Однако Ж. Зейер склонялся к признанию верности датировки, предложенной блж. Иеронимом, отмечая, что казнь К. могла состояться лишь до передачи власти над Иллириком августу Лицинию (нояб. 308; по Зейеру - 307) (Zeiller. 1967. P. 71-72).
По мнению большинства исследователей, Пруденций был знаком с сообщением блж. Иеронима о К., но Мученичество К. оставалось ему неизвестным (Dufourcq. 1907. P. 223-224; Zeiller. 1967. P. 71; ср. иное мнение: Ritig. 1912. S. 175). Тем не менее и в Мученичестве К., и в поэме Пруденция важное место занимают общие мотивы - демонстрация Божия могущества язычникам, преодоление христианами страха смерти. Сопоставление Мученичества К. с агиографическими произведениями о других мучениках из обл. Иллирик дает основания полагать, что оно было составлено не ранее 2-й пол. IV в. (Bratož. 2004. S. 131-132). Автор Мученичества К. скорее всего был знаком с текстом Мученичества св. Иринея Сирмийского, датировка к-рого, однако, остается неопределенной (Dufourcq. 1907. P. 225-226; Zeiller. 1967. P. 69-70). Ф. Дольбо указал, что в тексте Мученичества К. присутствуют агиографические клише, заимствованные из Мученичества св. Иринея Сирмийского, предположительно датированного исследователем нач. V в. (Dolbeau F. Le dossier hagiographique d'Irénée, évêque de Sirmium // Antiquité Tardive, 1999. P., 2000. Vol. 7. P. 207-208).
Изучение Мученичества К. затрудняется отсутствием критического издания текста (опубликованные версии не содержат расхождений). Тем не менее в Мученичестве имеются не вполне ясные подробности, к-рые дают основание полагать, что сохранившийся текст не является первоначальным. Затруднения вызывает описание следствия и суда над К., который был арестован в Сисции (центр пров. Паннония Савия), где проживал, но доставлен для суда в Саварию (центр пров. Первая Паннония). Из Мученичества следует, что презид Максим, по-видимому наместник Паннонии Савии, не имел права вынести смертный приговор, поэтому отправил арестованного епископа к Аманцию, наместнику соседней провинции (Bratož. 2004. S. 133-134). Поскольку президы обеих провинций были равны по рангу, описанная ситуация выглядит не вполне понятной. Исследователи отмечали, что в Мученичестве наместник Максим, который арестовал и допросил К., в основном именуется президом, но 1 раз - юридиком (iuridicus - Dufourcq. 1907. P. 225; Ritig. 1912. S. 173-174; Zeiller. 1967. P. 68), т. е. помощником (легатом) наместника провинции, обладавшим ограниченными судебными полномочиями. Т. о., Максим мог провести следствие по делу К., но решение по нему оставалось в компетенции презида, обладавшего правом вынесения смертного приговора (ius gladii). Не исключено, что в основу Мученичества К. был положен протокол допроса епископа президом Аманцием. Он потребовал от К. подтвердить показания, данные им во время предварительного следствия (только в этом месте Максим назван юридиком): «Отвечай, верно ли то, что записано в протоколе допроса в Сисции у юридика Максима?» (Requiro te, si ea quae in Siscia apud iuridicum Maximum gesta monstrantur, vera sunt). Однако ответ К., в к-ром использована игра слов (Apud Sisciam verum Deum confessus sum), показывает, что если подлинный судебный протокол и был использован при составлении Мученичества, то в значительно переработанном виде.
Проведенные в XX в. археологические исследования в г. Сомбатхей позволили уточнить некоторые детали, упомянутые в Мученичестве К. Скорее всего епископ был сброшен с моста через р. Перинт, фрагменты моста обнаружены при раскопках (Tóth E. A czászárkultusz főoltára Pannonia Superiorban // Archaeologiai Értesítő. Bdpst., 2001. Vol. 126. N 1/2. S. 25). Установлено, что крупное зальное сооружение с мозаичным полом, считавшееся ранее базиликой св. К. (Paulovics I. Szent Quirinus savariai bazilikájának feltárása // Vasi Szemle. Szombathely, 1938. T. 5. N 3. S. 138-152), в действительности было приемным залом во дворце наместника Первой Паннонии (Tóth E. Late Antique Imperial Palace in Savaria (The Question of the So-Called Quirinus Basilica) // Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Bdpst., 1973. T. 25. P. 117-137). В Мученичестве указано, что базилика св. К. находилась за вост. воротами Саварии, где начиналась дорога в Скарбанцию. В наст. время исследователи локализуют храм (его фрагменты не обнаружены) на территории рим. некрополя, в районе совр. церкви и кладбища св. Мартина (согласно средневек. преданию, там род. св. Мартин Турский - Gáspár. 2001).
В известном в неск. версиях приложении к Мученичеству К. сообщается о перенесении мощей мученика в Рим во время нашествия варваров на Паннонию. Останки К. были помещены в базилике Апостолов (ныне Сан-Себастьяно) на Аппиевой дороге. Это событие не может быть точно датировано, т. к. с посл. четв. IV в. Паннония регулярно подвергалась нападениям аланов, гуннов и герм. племен. Особенно разрушительным было вторжение готов под командованием Радагайса (405), которое привело к оттоку населения в Далмацию, Италию и Норик (Mócsy. 1974. P. 339-354). Усматривая в гимне Пруденция ошибочное указание на то, что гробница К. находилась в Сисции (urbis moenia Sisciae concessum sibi martyrem complexu patrio fouent), исследователи обычно датировали перенесение мощей мученика в Рим временем после 404 г. (напр.: Zeiller. 1967. P. 72-73). По др. версии, такое понимание фразы Пруденция является неверным, поэт подразумевал, что останки К., жившего в Сисции, покоились в Риме («Стены Города сжимают в отеческих объятиях уступленного Сисцией мученика» - Fux. 2003. P. 74). Т. о., перенесение мощей К. могло состояться и до 404 г. Однако такая трактовка фразы Пруденция проблематична, поскольку захоронение К. находилось вне городских стен Рима.
Самое раннее датированное свидетельство пребывания мощей К. в Риме - запись о поминовении мученика, помещенная в Иеронимовом Мартирологе (т. н. италийская редакция 1-й пол. V в.) под 4 июня: «В городе Саварии, в Паннонии, епископа Квирина; также в Риме, на кладбище в Катакомбах, на 3-м милиарии Аппиевой дороги» (реконструкция А. Кантена и И. Делеэ - см.: MartHieron. Comment. P. 303). По мнению А. де Вааля, мощи К. хранились в мавзолее, примыкавшем к базилике Апостолов и известном под названием «Платония» (Waal. 1894; idem. 1895). Полуциркульный в плане мавзолей с многочисленными погребальными аркосолиями в интерьере был построен при Римском еп. (папе) Дамасе I (366-384). В «Платонии» обнаружена частично сохранившаяся метрическая надпись с восхвалением К., выполненная, по мнению Дж. Б. Де Росси, в V в. (Damasi Epigrammata / Rec. M. Ihm. Lipsiae, 1895. N 76a). Сохранились свидетельства почитания К. в Риме в VI-VII вв. Папа Римский свт. Григорий I Великий (590-604) послал королеве лангобардов Теодолинде масло от мощей многих мучеников, в т. ч. К. О гробнице мученика в ансамбле базилики Апостолов упоминается в римских итинерариях VII в. («Записка о церквах города Рима» (2-я четв. VII в.), «О гробницах мучеников, что находятся за стенами города Рима» (1-я пол. VII в.) и др.). К VII-VIII вв. относятся росписи крипты св. Цецилии в катакомбах Каллиста, где К. изображен с мучениками Севастианом и Поликамом.
Благодаря поэме Пруденция и упоминанию в «Хронике» блж. Иеронима почитание К. в средние века получило распространение в Зап. Европе. Венанций Фортунат называл К. среди наиболее известных мучеников (Venant. Fort. Carm. VIII 3. 153 // MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 185), краткое сказание о подвиге епископа включено в «Историю франков» Григория Турского (Greg. Turon. Hist. Franc. I 35). Изображение К. в числе других святых сохранилось на серебряном реликварии из Градо (ок. 500 - Noga-Banai. 2008). Поминовение К. указано во многих средневек. мартирологах, начиная с т. н. Анонимного Лионского мартиролога (нач. IX в.), составитель к-рого, по мнению Кантена, руководствовался записью в «Хронике» Иеронима, а возможно, и текстом Мученичества К. (Quentin. 1908. P. 183). Краткие сказания о К. в «исторических» мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда и других, вероятно, восходят к «Хронике», но в записи Узуарда добавлена ссылка на свидетельство Пруденция. В основном благодаря распространению «Хроники» Иеронима сообщение о гибели К. внесено в ряд средневек. хроник (см.: Bratož. Verzeichnis der Opfer. 2004. S. 213).
В 2 версиях дополнения к Мученичеству К. приведены противоречивые данные о мощах епископа. Согласно одной версии, по указанию папы Римского Иннокентия II (1130-1143) останки мученика были перенесены в базилику Пресв. Девы Марии за Тибром (Санта-Мария-ин-Трастевере) и помещены под главным алтарем храма вместе с мощами других святых (BHL, N 7037; ActaSS. Iun. T. 1. P. 383). Предполагается, что мощи К. находятся в этом храме и в наст. время. Согласно др. версии, архиеп. Ангильберт перенес мощи К. в мон-рь Сан-Винченцо-ин-Прато в Милане вместе с мощами св. Никомеда (BHL, N 7038; Mombritius. 1910. P. 424). Сведения миланских источников о перенесении мощей К. также противоречивы, по различным свидетельствам, святыня была помещена в мон-ре Сан-Винченцо при архиеп. Ангильберте II (824-859) или при Ариберте (1018-1045) (Spinelli G. L'origine desideriana dei monasteri di S. Vincenzo in Prato di Milano e di S. Petro di Civate // Aevum. Mil., 1986. T. 60. N 2. P. 213-214). В позднейших источниках приведены данные о том, что мощи мучеников К., Никодима и Абундия были подарены архиеп. Ариберту папой Римским Бенедиктом VIII (1012-1024) (см.: Violante C. Le origini del monastero di S. Dionigi di Milano // Studi storici in onore di O. Bertolini. Pisa, 1972. T. 2. P. 743).
Сведений о почитании К. в средние века на территории рим. Иллирика мало. Мученик считается покровителем еп-ств Сисак и Крк (Хорватия). В ансамбле кафедрального собора в Крке сохранилась романская ц. во имя св. К. (XII в.). Поминовение К. совершается в Загребском и Джяково-Осиекском архиепископствах, а также в епископстве Сомбатхей (Венгрия).